ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14532/19 от 24.07.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                Дело  №А19-14532/2019

«24» июля 2019 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В., при ведении протокола помощником судьи Артамоновой Е.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (664011, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительное предприятие связи «Универсал» (ИНН  <***>, ОГРН <***>, 666778, Иркутская область, Усть-Кутский район, п.. Верхнемарково, ул. Фонтанная, д. 1) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании: 

от административного органа: представитель по доверенности ФИО1, паспорт;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не присутствовал;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительного предприятия связи «Универсал» (далее – ООО РС ПС «Универсал», лицо, привлекаемого к административной ответственности, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Административный орган требования поддержал, в качестве основания привлечения предпринимателя к административной ответственности указал на осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Общество, надлежащим образом извещенное в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (судебная корреспонденция с почтовым идентификатором № 664025 36 86538 6 получена 02.07.2019) в судебное заседание не явилось, представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено по правилам, установленным главой 25 АПК РФ, в соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительное предприятие связи «Универсал» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН <***>.

Общество имеет следующие виды лицензий: 1) лицензия №151709 от 21.05.2017 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; 2) лицензия №151711 от 15.03.2017 на оказание телематических услуг связи; 3) лицензия №152066 от 21.05.2017 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; 4) лицензия №162295 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; 5) лицензия №163439 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

17.05.2019 по месту нахождения государственного органа - Управления Роскомнадзора по Иркутской области, расположенного по адресу: 664011, <...>, в ходе анализа материалов, предоставленных Федеральным агентством связи от 16.05.2019 №РШ-П33-4526, специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления А.А. Молько установлен факт осуществления ООО РС ПС «Универсал» предпринимательской деятельности с нарушением пункта 11 лицензионных требований, предусмотренных лицензией №151711 от 15.03.2017, пункта 11 лицензионных требований, предусмотренных лицензией №152066 от 21.05.2017, пункта 12  лицензионных требований, предусмотренных лицензией №163439 от 28.02.2018,  пункта 7 лицензионных требований, предусмотренных лицензиями №151709 от 21.05.2017 и №162295 от 28.02.2018, как следствие, пункта 1 Порядка предоставления сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 №41, а именно:

общество не предоставило в срок не позднее 30.04.2019 сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи за 1 квартал 2019 года.

Указанные действия являются нарушением требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ), пункта 11 лицензионных требований лицензия №151711 от 15.03.2017, пункта 11 лицензионных требований №152066 от 21.05.2017, пункта 12 лицензионных требований №163439 от 28.02.2018, пункта 7 лицензионных требований лицензий №151709 от 21.05.2017 и №162295 от 28.02.2018, пункта 1 Порядка предоставления сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 №41.

Данное нарушение отражено в протоколе об административном правонарушении №АП-38/03/644 от 07.06.2019, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.  

Согласно пунктам 2, 3 «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области», утвержденного Приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 № 1397, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - Управление) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, находящимся в ее подчинении.

В соответствии с пунктом 7.1.4 Положения Управление наделено, в том числе полномочиями по осуществлению в установленном порядке государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. № 16 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлено, что главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Оказание услуг связи, в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) (подпункт 36 пункта 1 статьи 12) относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определено понятие «лицензионных требований» - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, лицензией, а также договором услуг связи.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество имеет следующие виды лицензий: 1) лицензия №151709 от 21.05.2017 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; 2) лицензия №151711 от 15.03.2017 на оказание телематических услуг связи; 3) лицензия №152066 от 21.05.2017 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; 4) лицензия №162295 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; 5) лицензия №163439 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Пунктом 11 условий лицензии №151711 от 15.03.2017, установлено, что лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Пунктом 11 условий лицензии №152066 от 21.05.2017, установлено, что лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.  

Пунктом 12 условий лицензии №163439 от 28.02.2018, установлено, что лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Пунктом 7 условий лицензий 151709 от 21.05.2017 и №162295 от 28.02.2018, установлено, что лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.  

Согласно пункту 1 порядка предоставления сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, приведенной в приложении №1. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

Как установлено судом, ООО РС ПС «Универсал» не предоставило в срок не позднее 30.04.2019 сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области за 1 квартал 2019 года, тем самым нарушило лицензионные требования.

Данные нарушения подтверждаются протоколом №АП-38/03/644 об административном правонарушении в сфере массовых коммуникаций от 07.06.2019; лицензией №151709 от 21.05.2017 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; лицензией №151711 от 15.03.2017 на оказание телематических услуг связи; лицензией №152066 от 21.05.2017 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; лицензией №162295 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; лицензией №163439 от 28.02.2018 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; обращением заместителя руководителя Федерального агентства связи № РШ-П33-4526 от 16.05.2019, а также другими материалами дела.

Факт нарушения ответчиком лицензионных требований и условий судом установлен, материалами дела подтвержден, не оспаривается он и самим обществом (возражения от лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд не поступали).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Доказательства принятия ООО РС ПС «Универсал» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований лицензии, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и судом не установлено. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, а также положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, соблюдены.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения ООО РС ПС «Универсал» административного правонарушения, имеются все основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. КоАП.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, административный орган при составлении протокола об административном правонарушении обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установил. Общество ранее к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не привлекалось. 

При таких обстоятельствах, а также с учетом характера совершенного правонарушения суд считает возможным назначить ООО РС ПС «Универсал» административное наказание в виде предупреждения. 

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительное предприятие связи «Универсал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 666778, Иркутская область, Усть-Кутский район, п.. Верхнемарково, ул.Фонтанная, д. 1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

            Судья                                                                                                                          И.В. Козлова