АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-1480/2019
04.06.2019 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Яцкевич Ю.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по искуОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ "ВОСТСИБУГОЛЬ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025 обл ИРКУТСКАЯ <...>)
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174 <...>)
третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАГОНОРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НОВОТРАНС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665477 обл ИРКУТСКАЯ р-н УСОЛЬСКИЙ <...>)
о взыскании 27 300 руб.,
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ "ВОСТСИБУГОЛЬ" (истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ответчику) с требованием о взыскании убытков в размере 27 300 руб., вызванных неправомерными действиями ответчика - недопуск вагонов на железнодорожные пути общего пользования. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 04.02.2019 г. иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленного гл. 29 АПК РФ, о чем истец и ответчик извещены в порядке ст.ст. 121-123 АПК РФ
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАГОНОРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НОВОТРАНС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665477 обл ИРКУТСКАЯ р-н УСОЛЬСКИЙ <...>).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ путем принятия решения арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в виде подписания судьей резолютивной части решения.
Принятая по результатам рассмотрения настоящего дела резолютивная часть решения от 28.05.2019 размещена судом по правилам статьи 229 АПК РФ на официальном сайте http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29.05.2019.
Истцом 29.05.2019, посредством системы «Мой Арбитр» в Арбитражный суд Иркутской области подано заявление об изготовлении мотивированного решения.
Согласно п. 2 ст. 229 АПК РФ, по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
На основании изложенного, арбитражный суд полагает возможным составить мотивированное решение по настоящему делу.
В обоснование исковых требований истец указал, что в связи с неправомерным недопуском ответчиком вагонов №53724464 и №53724381 на пути общего пользования, истец был вынужден использовать арендованные вагоны ООО «Эн+Логистика», в связи с чем, им понесены убытки, в виде стоимости уплаченных арендных платежей.
В материалах дела имеется письменный отзыв (от 25.03.2019 № 32-04-31) и дополнительные пояснения к нему (от 20.03.2018 № 32-04-35) ответчика на иск, в котором последний заявленные исковые требования не признал, указал, что при проведении процедуры допуска 28.04.2018 г. на вагонах №№ 53724381 и 53724381, отремонтированных в объеме деповского ремонта в ООО «ВРП «Новотранс», работниками Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры установлены несоответствия требованиям правил проведения деповского ремонта, то есть ремонт данных вагонов не был завершен. В связи с чем, вагоны признаны несоответствующими требованиям норм и правил и не допущены к эксплуатации на инфраструктуре ОАО «РЖД» (т. 2 л.д.104-105, 117-119, соответственно)
Кроме того, в материалах дела, имеется письменный отзыв третьего лица на иск (от 17.05.2019 № 01-04/816), в котором последний требования истца считает правомерными и подлежащими удовлетворению (т. 2 л.д.154-156).
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Истец, обращаясь в суд с требованием о взыскании с ответчика убытков, причиненных неправомерными, по его мнению, действиями ответчика, выразившимися в недопуске вагонов на железнодорожные пути общего пользования, указал, что 19.04.2018 направил с ж/д станции Касьяновка на ж/д станцию Белая ВСЖД, в адрес ООО «ВРП «Новотранс», два вагона №53724381, №53724464 для проведения планового (деповского) ремонта.
27.04.2018 вагоны были поставлены в деповской ремонт в ООО «ВРП «Новотранс» и 28.04.2018 предъявлены ОАО «РЖД» на ж/д станции Белая ВСЖД для проверки технического состояния на соответствие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 и допуска на пути общего пользования.
Актами от 28.04.2018 ОАО «РЖД» признало вагоны №53724464 №53724381 технически неисправными и не допустила на железнодорожные пути общего пользования.
Впоследствии, как указал истец, 03.05.2018 и 05.05.2018 вагон №53724464 №53724381 (соответственно), после устранения замечаний, были повторно осмотрены ОАО «РЖД», признаны технически исправными и допущены к эксплуатации на путях общего пользования.
Полагая действия ответчика неправомерными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно расчету, представленному истцом, размер убытков, составляющих арендную плату, уплаченную по договору на оказание услуг по предоставлению вагонов № 313/08/2015 от 01.09.2015, заключенному между ООО «Эн+Логистика» (исполнителем) и ООО «Компания «Востсибуголь» (заказчиком) составляет 27 300 руб.
Рассмотрев обоснованность предъявленных истцом требований, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии следующих условий:
-противоправность действия (бездействия) ответчика;
-факт причинения убытков и их размер;
-вина причинителя убытков;
-причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Истец в обоснование своих требований о возмещении убытков должен доказать наличие всех вышеуказанных элементов ответственности. Недоказанность одного из перечисленных элементов из юридического состава убытков является основанием к отказу в иске.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что в связи с признанием ответчиком вагонов №53724464 и №53724381 технически неисправными и недопуском их на железнодорожные пути общего пользования, истец был вынужден вместо своих вагонов использовать вагоны, арендованные у ООО «Эн+Логистика». Уплаченная арендная плата в данном случае по мнению истца, является убытками, которые подлежат взысканию с ответчика.
Суд, рассмотрев обоснованность заявленных исковых требований, считает недоказанным факт наличия в действиях (бездействиях) ОАО «РЖД» признака гражданского правонарушения, установленного статьёй 15 ГК РФ, что свидетельствует о необоснованности исковых требований, ввиду следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" разработаны Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (в редакции Приказов Минтранса России от 04.06.2012 N 162, от 30.03.2015 N 57, от 25.12.2015 N 382, от 01.09.2016 N 257) (далее по тексту-ПТЭ).
Согласно пункту 2 указанные Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
Из положений пункта 16 ПТЭ следует, что под инфраструктурой в указанных правилах понимается инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, что также соответствует определению инфраструктуры, данному в абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" .
В соответствии с п. 2 Приложения № 5 ПТЭ на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил. Контроль соблюдения указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно п. 6 Приложения № 5 к ПТЭ при выявлении несоответствий установленным требованиям владелец инфраструктуры не допускает железнодорожный подвижной состав к эксплуатации.
Как указал истец и следует из материалов дела, при проведении процедуры допуска 28.04.2018 г. на вагонах №№ 53724381 и 53724381, отремонтированных в объеме деповского ремонта в ООО «ВРП «Новотранс» работниками Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры установлены несоответствия требованиям правил проведения деповского ремонта, в связи с чем, вагоны признаны несоответствующими требованиям норм и правил и не допущены к эксплуатации на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Так согласно актам от 28.04.2018 при осмотре вагонов истца, сотрудниками ОАО «РЖД» были выявлены следующие несоответствия:
-на вагоне № 53724381: не закреплен концевой кран; номер вагона не соответствует паспортным данным; не закреплен запасной резервуар; требуется ремонт пола; требуется крепление ступенек; установлены боковые рамы, срок которых истекает в межремонтный период; требуется ремонт обвязки.
-на вагоне № 53724464: требуется ремонт стояночного тормоза; колесная пара №46437 не соответствует профилю максимального шаблона.
После признания вагонов ОАО «РЖД» технически неисправными, они были возвращены в ООО «ВРП «Новотранс», где замечания были частично устранены.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно актам допуска от 03.05.2018 и 05.05.2018 вагон №53724464 №53724381 (соответственно) были повторно осмотрены ОАО «РЖД», признаны технически исправными и допущены к эксплуатации на путях общего пользования (т. 1 л.д.19-20).
Суд, оценив представленные истцом документы в обоснование доводов о неправомерности действий ОАО «РЖД» (ответчика) полагает их необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что после составления ответчиком актов о недопуске вагонов на пути общего пользования, выявленные ОАО «РЖД» нарушения устранялись третьим лицом, что позволяет суду прийти к выводу о наличии у ответчика оснований для недопуска спорных вагонов на пути общего пользования.
Довод истца относительно того, что ответчик, признавая спорные вагоны технически неисправными и недопуская их на железнодорожные пути общего пользования, неправомерно руководствовался Положением о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта № 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденном Распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2016 N 1097р, судом отклоняется, ввиду следующего.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
В приложении N 5 к Правилам N 286 предусмотрено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован.
В пунктах 30 и 31 Приложения N 5 к ПТЭ указано, что техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, депо и заводах, оснащенных диагностическими средствами. Порядок предъявления вагонов и поездов к техническому обслуживанию и уведомления о годности вагонов устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры.
Пунктами 22 и 23 Приложения N 5 к ПТЭ определено, что ОАО "РЖД", как владелец инфраструктуры обеспечивает контроль за соблюдением норм межремонтных пробегов, организует систему технического обслуживания и текущего ремонта железнодорожного подвижного состава, обращающегося на инфраструктуре и его составных частей. Ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасность движения железнодорожного подвижного состава являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие его техническое обслуживание и ремонт, а также уполномоченные работники владельца железнодорожного подвижного состава.
Пунктом 6 Приложения N 5 к вышеназванным Правилам, ОАО "РЖД", как владелец инфраструктуры обязано осуществлять допуск для эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава.
В силу абзацев 3-6 Пункта 6 Приложения N 5 Правил для решения вопроса о допуске на железнодорожные пути общего пользования владелец инфраструктуры осуществляет осмотр железнодорожного подвижного состава, в ходе которого проводятся:
идентификация железнодорожного подвижного состава по техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в техническом паспорте (формуляре);
сверка идентификационных номеров составных частей, определенных данными информационных систем учета железнодорожного подвижного состава;
проверка наличия документов об обязательном подтверждении соответствия вновь изготовленного, модернизированного железнодорожного подвижного состава.
По результатам осмотра оформляется акт допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта (далее - Акт) в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к Технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава (абзац 7). При выявлении несоответствия(ий) установленным требованиям владелец инфраструктуры не допускает железнодорожный подвижной состав к эксплуатации с указанием в Акте причин(ы) отказа (абзац 8). После устранения несоответствия(ий) железнодорожный подвижной состав повторно предъявляется к осмотру для допуска на инфраструктуру железнодорожного транспорта (абзац 9).
Положение о порядке представления актов допуска грузовых вагонов на инфраструктуру ОАО "РЖД" № 787-2015 ПКБ ЦВ разработано с целью организации полномерного учета железнодорожного подвижного состава с учетом требований пункта 6 Технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава (приложение N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, а также Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО "РЖД" после плановых видов ремонта N 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 8 июня 2016 г. N 1097/р).
На основании изложенного, суд полагает обоснованной ссылку ответчика на Положение о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО "РЖД" после плановых видов ремонта N 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 8 июня 2016 г. N 1097/р, при проведении 28.04.2018 обследования вагонов и признании их технически неисправными.
Указанные выше обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что истцом суду не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий ОАО «РЖД» при признании технически неисправными вагонов №53724464 №53724381 и не допуске их на железнодорожные пути общего пользования.
Более того, истцом не доказана вина и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками, а также их размер.
Так представленный истцом в материалы дела договор №313/08/2015 на оказание услуг по представлению вагонов, заключенный между ООО «Эн+Логистика» (исполнителем) и ООО «Компания «Востсибуголь» (заказчиком), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по предоставлению заказчику подвижного состава – полувагонов люковых моделей 12-132, принадлежащих исполнителю (вагоны) на правах аренды, для перевозки грузов заказчика, заключен сторонами 01.09.2015г., то есть отношения сторон носят длящийся и регулярный характер.
Регулярность оказания услуг исполнителем, судом так же усматривается и из Приложений к актам оказанных услуг № 747 от 30.04.2018 и № 1034 от 31.05.2018, представленных истцом в качестве доказательств размера причиненных ответчиком убытков (т. 1 л.д.31, 32-33, соответственно).
Таким образом учитывая, что истец регулярно пользовался арендованными у ООО «Эн+Логистик» вагонами, суд приходит к выводу о недоказанности последним причинно- следственной связи между действиями ответчика по недопуску спорных вагонов и обращением истца к ООО «Эн+Логистик» об оказании услуг по предоставлению вагонов в период с 28.04.2018 по 05.05.2018.
Таким образом, судом не установлено ни факта противоправности действий (бездействий) ответчика, ни вины ответчика в причинении вреда истцу. В материалах дела также отсутствуют и надлежащие доказательства наличия причинной связи между действиями ответчика и причинённым вредом.
На основании изложенного, суд считает исковые требования истца о взыскании с ответчика убытков не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ "ВОСТСИБУГОЛЬ" в удовлетворении исковых требований о взыскании с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 27 300 руб. – убытков.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья: Ю.С. Яцкевич