АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14934/10-70
23 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.11.2010
Решение в полном объеме изготовлено 23.11.2010
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пущиной Т.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб»
к Агентству лесного хозяйства Иркутской области
третьи лица – территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству; Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы, обязании представить поручение о возврате излишне уплаченной арендной платы
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.06.2010), паспорт,
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2010), паспорт,
от территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству – не явились,
от Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области – не явились,
установил:
иск заявлен об обязании агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате ООО «Лесглавснаб» излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 20.10.2008 №9/8 в размере 2 799 423 руб. 30 коп., по договору аренды лесного участка от 06.11.2008 №12/8 в размере 3 211 499 руб. 65 коп. и представить в Управление федерального казначейства по Иркутской области поручение о возврате ООО «Лесглавснаб» излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 20.10.2008 №9/8 в размере 2 799 423 руб. 30 коп., по договору аренды лесного участка от 06.11.2008 №12/8 в размере 3 211 499 руб. 65 коп.
Истец в судебном заседании, состоявшемся 21.10.2010 уточнил иск, указав, что по договору №9/8 от 20.10.2008 размер излишне перечисленной арендной платы произведенной платежными поручениями №123 от 14.02.2007, №1339 от 13.04.2007, №2922 от 18.07.2007, №4680 от 12.10.2007, №21 от 12.02.2008, №21 от 12.02.2008, №21 от 14.02.2008, №1927 от 18.04.2008, №706 от 29.07.2008, №5176 от 16.10.2008, № 412 от 12.02.2009, №203 от 13.07.2009, №925 от 23.06.2009, №19029 от 05.11.2009 составляет сумму 2 799 423 руб. 30 коп., по договору №12/8 размер излишне перечисленной арендной платы произведенной платежными поручениями №121 от 14.02.2007, №1390 от 18.04.2007, №2921 от 18.07.2007, №4675 от 12.10.2007, №4681 от 12.10.2007, №22 от 14.02.2008, №1929 от 18.04.2008, №441 от 03.09.2008, от 16.10.2008 составляет сумму 3 211 499 руб. 65 коп.; по договору №8/8 размер излишне перечисленной арендной платы произведенной платежными поручениями №126 от 15.02.2007, №1336 от 13.04.2007, № 2920 от 18.07.2007, №4687 от 12.10.2007, №14 от 31.01.2008, №23 от 12.02.2008, №1931 от 18.04.2008, №705 от 29.07.2008, №5178 от 16.10.2008, №446 от 14.03.2008, №416 от 12.02.2009 составляет сумму 1 421 802 руб.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что при расчете арендной платы в 2010 году агентство лесного хозяйства Иркутской области руководствовалось ни Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 №255, а твердо установленной договорами от 20.10.2008 №9/8 и от 06.11.2008 №12/8, от 20.10.2008 №8/8 суммой.
Представитель ответчика в настоящем судебном заедании пояснил, что расчет истца в части минимального размера арендной платы с учетом аукционной надбавки составлен верно.
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству определение от 21.10.2010 получило 29.10.2010, однако представителя в судебное заседание не направило, в поступившем в суд 18.10.2010 отзыве от 07.10.2010 №1024, возражая в отношении удовлетворения исковых требований, указывает на то, что при расчете арендной платы, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, руководствовалось твердо установленной договорами №9/8, №12/8, №8/8 суммой арендной платы в силу положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в поступившем в настоящее судебное заседание, письме от 27.10.2010 №1068 заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Министерство финансов Иркутской области определение от 21.10.2010 получило 25.10.2010, однако представителя в судебное заседание не направило, в поступившем в суд 20.10.2010 отзыве от 05.10.2010 №52/5/1-04/196, указало, что не имеет данных по объемам поступлений в областной бюджет денежных средств по договорам аренды лесного участка от 20.10.2008 №9/8, от 06.11.2008 №12/8, от 20.10.2008 №8/8 .
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что согласно протоколу результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №3, победителем лесного конкурса по продаже права возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда общей площадью 18669га, расположенного в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, в лесном фонде ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Небельского лесничества в составе кварталов №№107, 127, 144, 161, 205; Карамского лесничества в составе кварталов №№30-32, 68-72, 105-107, 137-142, 172-174 признано Общество с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб».
Согласно п. 1.3 протокола результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №3, установленный на основании заключения ФГУП «Прибайкальское государственное лесоустроительное предприятие» от 10.06.2005 №435, ежегодный отпуск древесины по главному пользованию определен в объеме 46,0 тыс. куб.м. ликвидной древесины, в том числе, 43,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству. Кроме того, возможный размер рубок в труднодоступных, малоценных и нерентабельных для эксплуатации насаждениях составляет 5 тыс. куб.м. ликвидной древесины.
В соответствии с п. 2.1. протокола результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №3, ООО «Лесглавснаб» обязалось вносить арендную плату на 11% выше установленного ежегодного размера, что составляет 1 352 868 руб. в год.
На основании п.п. 1.1 заключенного Федеральным государственным учреждением «Магистральный лесхоз» (арендодателем), с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» (арендатором), договора аренды участка лесного фонда №1 от 26.12.2005, арендодатель обязался предоставить арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет, с 30.12.2005 по 30.12.2030, участок лесного фонда общей площадью 18669 га, расположенный в Казачинско-Ленском районе Иркутской области на территории ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Небельского лесничества в составе кварталов №№107, 127, 144, 161, 205; Карамского лесничества в составе кварталов №№30-32, 68-72, 105-107, 137-142, 172-174.
Границы участка лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных знаков и обозначены на схеме – приложение №2 к договору, являющееся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.1 договора, объемы заготовки древесины на участке лесного фонда составляют при проведении рубок главного пользования с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины 46,0 тыс. куб.м., в том числе, 43,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству;
- при проведении рубок промежуточного пользования ежегодный объем пользования будет определен в соответствии с рекомендациями лесоустройства.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 договора, арендатор вносит арендную плату на 11% выше установленного ежегодного размера, что составляет 1 352 868 руб., которая вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере ¼ годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
Согласно пункту 6.4 договора, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора. Заключение дополнительного соглашения в связи с этим не требуется.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды участка лесного фонда от 26.12.2005 №1 зарегистрирован Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, о чем свидетельствует проставленная 26.01.2006, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-14/005/2006-011.
В соответствии <...>, 4 заключенного на основании ст. 4 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству – арендодателем, с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб», арендатором, договора аренды лесного участка от 20.10.2008 №9/8, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязалось предоставить во временное возмездное пользование Общества с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» лесной участок площадью 18669 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области, в эксплуатационных лесах Казачинско-Ленского лесничества, Магистральное участковое лесничество «Небельская дача», в составе кварталов №№107, 127, 144, 161, 205; Карамское участковое лесничество «Карамская дача» в составе кварталов №№30-32, 68-72, 105-107, 137-142, 172-174.
Согласно пункту 3 договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора, арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 46,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 43,0 тыс.куб.м.
Согласно пунктами 5, 6 договора, арендная плата составляет 1866576 руб. в год, которая вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере ¼ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала согласно Приложению №6 к договору, по реквизитам, указанным арендодателем и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 7 договора, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 лесного кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях.
Участок передан арендатору, в соответствии со ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 24.11.2008.
Согласно пункту 19 договора, срок его действия установлен с 30.12.2005 по 30.12.2030.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды участка лесного фонда от 20.10.2008 №9/8 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 24.12.2008, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-14/075/2008-484.
На основании п. 1 подписанного 15.12.2009 территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству – арендодателем, с ООО «Лесглавснаб» - арендатором и ООО «Маклеспром»» - новым арендатором, соглашения о замене стороны в договоре аренды лесного участка, со дня заключения настоящего соглашения все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 20 октября 2008 №9/8, заключенному территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству и ООО «Лесглавснаб» переходят к новому арендатору - ООО «Маклеспром».
Согласно пункту 3 соглашения, названное соглашение вступает в силу с момента государственной регистрации.
Согласно ст. ст. 389 и 391 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования и перевод долга, основанные на сделках, подлежащих государственной регистрации, также подлежат государственной регистрации. Таким образом, при передаче прав и обязанностей по подлежащему государственной регистрации договору аренды лесного участка, соглашение о замене стороны в договоре подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное соглашение зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 16.01.2010 в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на соглашении за № 38-38-014/015/2009-736
При указанных обстоятельствах, следует признать, что на основании названных норм права, с 16.01.2010 ООО «Маклеспром» приобрело основанные на договоре №9/8 от 20.10.2008 права и обязанности арендатора.
Согласно протоколу результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №12, победителем лесного конкурса по продаже права возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда общей площадью 41370га, расположенного в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, в лесном фонде ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Карамского лесничества в составе кварталов №№42, 117, 192-201, 236-243, 285-290, 313, 330, 353-360, 363, 370, 371, 377-384, 388, 392-397 признано Общество с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб».
Согласно п. 1.3 протокола результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №12, установленный на основании заключения ФГУП «Прибайкальское государственное лесоустроительное предприятие» от 31.05.2005 №383, ежегодный отпуск древесины по главному пользованию определен в объеме 72,0 тыс. куб.м. ликвидной древесины, в том числе, 64,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству. Кроме того, возможный размер рубок в труднодоступных, малоценных и нерентабельных для эксплуатации насаждениях составляет 9 тыс. куб.м. ликвидной древесины.
В соответствии с п. 2.1. протокола результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №12, ООО «Лесглавснаб» обязалось вносить арендную плату на 161% выше установленного ежегодного размера, что составляет 3 692 106 руб. в год.
На основании п.п. 1.1 заключенного Федеральным государственным учреждением «Магистральный лесхоз» (арендодателем), с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» (арендатором), договора аренды участка лесного фонда №2 от 10.01.2006, арендодатель обязался предоставить арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет, с 30.12.2005 по 30.12.2030, участок лесного фонда общей площадью 41370 га, расположенный в Казачинско-Ленском районе Иркутской области на территории ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Карамского лесничества в составе кварталов №№42, 117, 192-201, 236-243, 285-290, 313, 330, 353-360, 363, 370, 371, 377-384, 388, 392-397.
Границы участка лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных знаков и обозначены на схеме – приложение №2 к договору, являющееся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.1 договора, объемы заготовки древесины на участке лесного фонда составляют при проведении рубок главного пользования с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины 72,0 тыс. куб.м., в том числе, 64,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству; возможный размер рубок в непродуктивных, малоценных и нерентабельных для эксплуатации насаждениях составляет 9,0 тыс.куб.м. ликвидной древесины, в том числе 8,0 тыс.куб.м. по хвойному хозяйству.
- при проведении рубок промежуточного пользования ежегодный объем пользования будет определен в соответствии с рекомендациями лесоустройства.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 договора, арендатор вносит арендную плату на 161% выше установленного ежегодного размера, что составляет 3 692 106 руб., которая вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере ¼ годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
Согласно пункту 6.4 договора, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора. Заключение дополнительного соглашения в связи с этим не требуется.
Участок передан арендатору, в соответствии со ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 10.01.2006.
В соответствии <...>, 4 заключенного на основании ст. 4 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству – арендодателем, с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб», арендатором, договора аренды лесного участка от 06.11.2008 №12/8, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязалось предоставить во временное возмездное пользование Общества с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» лесной участок площадью 41 370 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области, в эксплуатационных лесах Казачинско-Ленского лесничества, Карамское участковое лесничество «Карамская дача», в составе кварталов №№42, 117, 192-201, 236-243, 285-290, 313, 330, 353-360, 363, 370, 371, 377-384, 388, 392-397.
Согласно пункту 3 договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора, арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 72,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 64,0 тыс.куб.м.
Согласно пунктами 5, 6 договора, арендная плата составляет 5 093 989 руб. в год, которая вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере ¼ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала согласно Приложению №6 к договору, по реквизитам, указанным арендодателем и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 7 договора, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 лесного кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно пункту 19 договора, срок его действия установлен с 30.12.2005 по 30.12.2030.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды участка лесного фонда от 06.11.2008 №12/8 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 24.12.2008, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-14/015/2008-482.
Согласно пункту 1 подписанного сторонами 19.05.2009 соглашения №3 о досрочном расторжении договора аренды лесного участка, досрочно расторгнут договор аренды лесного участка №12/8 в связи с добровольным отказом арендатора от права аренды лесного участка в соответствии со ст. 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 соглашения, обязательства и права арендатора по указанному договору аренды лесного участка прекращаются с момента государственной регистрации настоящего соглашения, за исключением задолженности по арендной плате арендатора.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное соглашение зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 09.06.2009 в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на соглашении за № 38-38-014/006/2009-706.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что с 09.06.2009 прекращены права и обязанности арендатора - ООО «Лесглавснаб» основанные на договоре №12/8 от 06.11.2008.
Согласно протоколу результатов лесного конкурса от 06.12.2004 №4, победителем лесного конкурса по продаже права возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда сроком на 49 лет,общей площадью 34352 га, расположенного в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, в лесном фонде ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Карамского лесничества в составе кварталов №№75, 111, 112, 114, 115, 144-146, 159, 167-171, 179, 180, 184, 185, 187, 188, 190, 206, 213, 250, 251, 267, 314-316, 319, 321-325, 327-329, 333, 344, 347, 348 признано Общество с ограниченной ответственностью «Леспром-Инвест».
Согласно п. а протокола результатов лесного конкурса от 06.12.2004 №4, установленный на основании заключения ФГУП «Прибайкальское государственное лесоустроительное предприятие» от 31.12.2003 №766, ежегодный отпуск древесины по главному пользованию определен в объеме 49,0 тыс. куб.м. ликвидной древесины, в том числе, 24,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству. Кроме того, возможный размер рубок в труднодоступных, малоценных и нерентабельных для эксплуатации насаждениях составляет 8тыс. куб.м. ликвидной древесины, в том числе 7 тыс.куб.м. по хвойному хозяйству.
В соответствии с п. 3.1. протокола результатов лесного конкурса от 06.12.2004 №4, ООО «Леспром-Инвест» обязалось вносить арендную плату на 20% выше установленного ежегодного размера, что составляет 597400 руб. в год. Общий размер арендной платы составит 716880 руб.
На основании п.п. 1.1 заключенного Федеральным государственным учреждением «Магистральный лесхоз» (арендодателем), с Обществом с ограниченной ответственностью «Леспром-Инвест» (арендатором), договора аренды участка лесного фонда №3 от 24.12.2004, арендодатель обязался предоставить арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 49 лет, с момента государственной регистрации, участок лесного фонда общей площадью 34352 га, расположенный в Казачинско-Ленском районе Иркутской области на территории ФГУ «Магистральный лесхоз» в лесах 3 группы на территории Карамского лесничества в составе кварталов №№75, 111, 112, 114, 115, 144-146, 159, 167-171, 179, 180, 184, 185, 187, 188, 190, 206, 213, 250, 251, 267, 314-316, 319, 321-325, 327-329, 333, 344, 347, 348.
Границы участка лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных знаков и обозначены на схеме – приложение №1 к договору, являющееся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.1 договора, объемы заготовки древесины на участке лесного фонда составляют при проведении рубок главного пользования с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины 49,0 тыс. куб.м., в том числе, 24,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству;
- при проведении рубок промежуточного пользования ежегодный объем пользования будет определен в соответствии с рекомендациями лесоустройства.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 договора, арендная плата на момент подписания настоящего договора составляет сумму 716880 руб., которая вносится арендатором ежеквартально в порядке предварительной оплаты до начала квартала равными частями в размере ¼ годового размера арендной платы:
1 квартал – до 1 марта,
2 квартал – до 15 мая,
3 квартал – до 15 августа,
4 квартал – до 15 ноября.
Согласно пункту 6.4 договора, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора. Заключение дополнительного соглашения в связи с этим не требуется.
На основании п. 1 подписанного 13.11.2006 Федеральным государственным учреждением «Магистральный лесхоз» – арендодателем, с ООО «Леспром-Инвест» - арендатором и ООО «Лесглавснаб» - новым арендатором, соглашения о замене стороны в договоре аренды участков лесного фонда, со дня заключения настоящего соглашения все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 24.12.2004, заключенному ФГУ «Магистральный лесхоз» и ООО «Леспром-Инвест» переходят к новому арендатору - ООО «Лесглавснаб».
Согласно пункту 3 соглашения, названное соглашение вступает в силу с момента государственной регистрации.
Согласно ст. ст. 389 и 391 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования и перевод долга, основанные на сделках, подлежащих государственной регистрации, также подлежат государственной регистрации. Таким образом, при передаче прав и обязанностей по подлежащему государственной регистрации договору аренды лесного участка, соглашение о замене стороны в договоре подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное соглашение зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому Автономному округу, о чем свидетельствует проставленная 08.12.2006 в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на соглашении за № 38-38-14/012/2006-326.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что на основании названных норм права, с 08.12.2006 ООО «Лесглавснаб» приобрело основанные на договоре от 24.12.2004 права и обязанности арендатора.
В соответствии <...>, 4 заключенного на основании ст. 4 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству – арендодателем, с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» - арендатором, договора аренды лесного участка от 20.10.2008 №8/8, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязалось предоставить во временное возмездное пользование Общества с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» лесной участок площадью 34352 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области, в эксплуатационных лесах Казачинско-Ленского лесничества, Карамское участковое лесничество «Карамская дача», в составе кварталов №№75, 111, 112, 114, 115, 144-146, 159, 167-171, 179, 180, 184, 185, 187, 188, 190, 206, 213, 250, 251, 267, 314-316, 319, 321-325, 327-329, 333, 344, 347, 348.
Согласно пункту 3 договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора, арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 49,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 24,0 тыс.куб.м.
Согласно пунктами 5, 6 договора, арендная плата составляет 1797096 руб. в год, которая вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере ¼ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала согласно Приложению №6 к договору, по реквизитам, указанным арендодателем и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 7 договора, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 лесного кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно пункту 19 договора, срок его действия установлен с 04.03.2005 по 04.03.2054.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды участка лесного фонда от 20.10.2008 №8/8 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 24.12.2008, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-14/015/2008-480.
Согласно пункту 1 подписанного сторонами 19.05.2009 соглашения №2 о досрочном расторжении договора аренды лесного участка, досрочно расторгнут договор аренды лесного участка №8/8 в связи с добровольным отказом арендатора от права аренды лесного участка в соответствии со ст. 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 соглашения, обязательства и права арендатора по указанному договору аренды лесного участка прекращаются с момента государственной регистрации настоящего соглашения, за исключением задолженности по арендной плате арендатора.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное соглашение зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 09.06.2009 в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на соглашении за № 38-38-14/006/2009-705.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что с 09.06.2009 прекращены права и обязанности арендатора - ООО «Лесглавснаб» основанные на договоре №8/8 от 20.10.2008.
Участок возвращен ООО «Лесглавснаб» арендодателю по акту приема-передачи лесного участка от 19.05.2009.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на излишнюю оплату платежными поручениями 14.02.2007 №123, от 13.04.2007 №1339, от 18.07.2007 №2922, от 12.10.2007 №4680, 12.02.2008 №21, от 12.02.2008 №21, от 12.02.2008 №21, от18.04.2008 №1927, от 29.07.2008 №706, от 16.10.2008 №5176, от 12.02.2009 №412, от 13.07.2009 №203, от 23.06.2009 №925, от 05.11.2009 №19029, от 14.02.2007 №121, от 18.04.2007 №1390, от 18.07.2007 №2921, от 12.10.2007 №4675, от 12.10.2007 №4681, от 14.02.2008 №22, от 18.04.2008 №1929, от 03.09.2008 №441, от 16.10.2008, от 15.02.2007 №126, от 13.04.2007 №1336, от 18.07.2007 №2920, от 12.10.2007 №4678, от 31.01.2008 №14, от 12.02.2008 №23, от 18.04.2008 №1931, от 29.07.2008 №705, от 16.10.2008 №5178, от 14.03.2008 №446, от 12.02.2009 №416 в доход субъекта Российской Федерации – Иркутской области, арендной платы за 2007, 2008, 2009 год.
В соответствии со ст. 104 Лесного кодекса от 29.01.1977г. № 22-ФЗ, лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, или определяются по результатам лесных аукционов.
На основании ст. 105 названного Лесного кодекса Российской Федерации, при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. № 22-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, определение федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства, их функций и полномочий; установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другую, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую; установление норм и правил пользования лесным фондом; определение и утверждение расчетной лесосеки; установление видов платежей за пользование лесным фондом, установление ставок лесных податей (за исключением случаев, установленных статьей 47 настоящего Кодекса), а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001г. № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, которые применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации, которые дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Постановлениями Правительства РФ от 22.07.2004 N 370, от 16.06.2004 N 283 и от 30.07.2004 N 400 определено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством, являются Министерство природных ресурсов РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.05 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», установлены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 127 с применением коэффициентов согласно приложению, согласно которому, для субъекта Российской Федерации – Иркутской области для основных лесных (лесообразующих) пород установлен коэффициент 2,0.
Согласно ст. 12 Закона от 04.12.06 № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации», признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.02.08 № 60 признан утратившим силу приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона от 04.12.06 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
На основании п. 6 названной статьи, порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 11 утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.07 № 258 Порядка приведения договоров аренды участка лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.
В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 № 200-ФЗ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.
При определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта применяются следующие, в том числе, коэффициенты: 1,25 - в лесах, расположенных на землях с холмистым рельефом, или в лесах, свыше 30 процентов территории которых занято болотами; 1,5 - в лесах, расположенных на землях с горным рельефом.
Ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты:
0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. метров на 1 гектар;
1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. метров на 1 гектар;
1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,8.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 24.11.08 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.
Учитывая названные нормы права, подлежащий возмещению на основании договоров аренды участков лесного фонда минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При этом, размеры ставок платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (таблица № 3 «Распределение лесов Российской Федерации по лесотаксовым районам, лесничествам и лесопаркам (основные породы лесных насаждений»), Казачинско-Ленское лесничество находится во Втором Восточно-Сибирском лесотаксовом районе.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2007 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 26.12.2005 №1 участок лесного фонда на 2007 год составляет сумму 1623486 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 731 260 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 11%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2008 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 26.12.2005 №1 участок лесного фонда на 2008 год составляет сумму 1866576 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 840 800 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 11%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2009 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 20.10.2008 №9/8 участок лесного фонда на 2009 год составляет сумму 2110043руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 950470 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 11%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2007 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 10.01.2006 №2 участок лесного фонда на 2007 год составляет сумму 1329012 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 254 600 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 161%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2008 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 10.01.2006 №2 участок лесного фонда на 2008 год составляет сумму 5093989руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 975860 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 161%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2009 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 06.11.2008 №12/8 участок лесного фонда на 2009 год составляет сумму 5758391руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 1103140 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 161%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2007 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 24.12.2004 №3 участок лесного фонда на 2007 год составляет сумму 1563120 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 651320 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 20%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2008 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 24.12.2004 №3 участок лесного фонда на 2008 год составляет сумму 1797096 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 748790 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 20%.
Согласно представленному в материалы дела расчету арендной платы за 2009 год, размер арендной платы за переданный истцу по договору от 20.10.2008 №8/8 участок лесного фонда на 2009 год составляет сумму 2358288 руб.
При этом как следует из пункта 9 названного расчета арендной платы, указанная сумма складывается из минимального размера арендной платы в сумме 982620 руб. и суммы превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанной с применением коэффициента 2, а также с учетом конкурсной надбавки в размере 20%.
Таким образом, данные представленных расчетов арендной платы на 2007, 2008, 2009 годы по договорам аренды от 26.12.2005 №1, от20.10.2008 №9/8, от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8, от 24.12.2004 33, от 20.10.2008 №8/8 свидетельствуют о том, что размер платы, подлежащей возмещению за аренду переданных истцу на основании договоров от 26.12.2005 №1, от20.10.2008 №9/8, от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8, от 24.12.2004 33, от 20.10.2008 №8/8 лесных участков, рассчитан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов», Федерального закона от 24.11.08 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов» с учетом аукционных надбавок, а также с применением коэффициента 2.
Истцом в материалы дела не представлено правового обоснование применения коэффициента 2 при расчете суммы арендной платы превышающей ее минимальный размер за переданные по договорам от 26.12.2005 №1, от20.10.2008 №9/8, от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8, от 24.12.2004 33, от 20.10.2008 №8/8 лесные участки.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как предусмотрено статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон. В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей. Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (часть 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
Статьями 309, 310 и 408 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Правоотношения сторон вытекают из обязательственных правоотношений - договора аренды лесного фонда для заготовки древесины и регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Частям 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Учитывая, что истцом в материалы дела не представлено правового обоснование применения коэффициента 2 при расчете суммы арендной платы, превышающей ее минимальный размер, за переданные по договорам аренды от 26.12.2005 №1, от20.10.2008 №9/8, от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8, от 24.12.2004 33, от 20.10.2008 №8/8 лесные участки, а также то, что Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» утратил силу, отсутствуют основания для применения при расчете арендной платы за переданные истцу по названным договорам лесные участки коэффициента 2.
Согласно представленным территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству расчетам арендной платы по договорам от 26.12.2005 №1, от 20.10.2008 №9/8 на 2007, 2008, 2009г.г. минимальный размер арендной платы на 2007 год составляет сумму 731260 руб., на 2008 год – сумму 840800 руб., на 2009 год – сумму 950470 руб.
При этом, учитывая, что в соответствии с условиями протокола результатов лесного конкурса от 22.12.2005 №3, арендатор обязался вносить арендную плату на 11 % выше установленного ежегодного размера, конкурсная надбавка по указанным договорам составит сумму: на 2007 год – 80438 руб. 80 коп., на 2008 год – 92488 руб.; на 2009 год – 104551 руб. 70 коп.
Согласно представленным территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству расчетам арендной платы по договорам от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8 на 2007, 2008г.г., минимальный размер арендной платы на 2007 год составляет сумму 254600 руб., на 2008 год – сумму 975860 руб.
Учитывая, что в соответствии с условиями протокола лесного конкурса от 22.12.2005 №12, арендатор обязался вносить арендную плату на 161 % выше установленного ежегодного размера, конкурсная надбавка по указанным договорам составит сумму: на 2007 год – 409906 руб., на 2008 год – 1571134 руб. 60 коп.
Согласно представленным территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству расчетам арендной платы по договорам от 24.12.2004 №3, от 20.10.2008 №8/8 на 2007, 2008, 2009г.г., минимальный размер арендной платы на 2007 год составляет сумму 651320 руб., на 2008 год – сумму 748790 руб., на 2009 год – сумму 982620 руб. (на день расторжения договора минимальный размер арендной платы составляет сумму 428 045 руб.)
Учитывая, что в соответствии с условиями протокола лесного конкурса от 06.12.2004 №4 арендатор обязался вносить арендную плату на 20 % выше установленного ежегодного размера, конкурсная надбавка по указанным договорам составит сумму: на 2007 год – 130064 руб., на 2008 год – 149758 руб., на 2009 год – 196524 руб. (на момент расторжения договора – 85609 руб.)
Согласно ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов.
Положения названной нормы права свидетельствуют о том, что плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит возмещению в доход субъекта Российской Федерации, в данном случае, в доход Иркутской области.
Как следует из информации ответчика о поступлении арендной платы по договорам аренды за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010., а также платежных поручений от 14.02.2007 №123, от 13.04.2007 №1339, от 18.07.2007 №2922, от 12.10.2007 №4680, от 12.02.2008 №21, от 12.02.2008 №21, от 12.02.2008 №21, от 18.04.2008 №1927, от 29.07.2008 №706, от 16.10.2008 №5176, от 12.02.2009 №412, от 13.07.2009 №203, от 23.06.2009 №925, от 05.11.2009 №19029 истец уплатил арендную плату в части превышающей минимальные ставки платы по договорам от 26.12.2005 №1, от 20.10.2008 №9/8 года в сумме 3 076 906 руб.
Вместе с тем, принимая во внимание положения п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, п. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", арбитражный суд приходит к выводу о том, что арендная плата, внесенная истцом в бюджет субъекта за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010г. по договорам аренды лесного участка от 26.12.2005 №1, от 20.10.2008 №9/8 размере 2 799 423 руб. 30 коп. является излишне уплаченной.
Как следует из информации ответчика о поступлении арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010., а также платежных поручений от 14.02.2007 №121, от 18.04.2007 №1390, от 18.07.2007 №2921, от 12.10.2007 №4657, от 12.10.2007 №63650, от 14.02.2008 №22, от 18.04.2008 №1929, от 03.09.2008 №441, от 16.10.2008 истец уплатил арендную плату в части превышающей минимальные ставки платы по договорам от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8 года в сумме 5 192 540 руб.25 коп.
Таким образом, принимая во внимание положения п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, п. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", арбитражный суд приходит к выводу о том, что арендная плата, внесенная истцом в бюджет субъекта за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010г. по договорам аренды лесного участка от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8 в размере 3 211 499 руб. 65 коп. является излишне уплаченной.
Согласно информации ответчика о поступлении арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010., а также платежных поручений от 15.02.2007 №126, от 13.04.2007 №1336, от 18.07.2007 №2920, от 12.10.2007 №4678, от 31.01.2008 №14, от 12.02.2008 №23, от 18.04.2008 №1931, от 29.07.2008 №705, от 16.10.2008 №2008, от 14.03.2008 №446, от 12.02.2009 №416 истец уплатил арендную плату в части превышающей минимальные ставки платы по договорам от 24.12.2004 №3, от 20.10.2008 №8/8 года в сумме 2 304 045 руб.
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, п. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", арбитражный суд приходит к выводу о том, что арендная плата, внесенная истцом в бюджет субъекта за период с 01.01.2007г. по 01.01.2010г. по договорам аренды лесного участка от 24.12.2004 №3, от 20.10.2008 №8/8 в размере 1 938 418 руб. является излишне уплаченной.
Суд рассматривает исковое заявление в пределах суммы заявленного требования.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
При таких обстоятельствах указанная сумма является для ответчика неосновательным обогащением.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов.
На основании ч. 2 ст. 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2008 год» (п. 1 ст. 5 Закона) установлен перечень главных администраторов доходов областного бюджета согласно приложению 3, в соответствии с которым, главным администратором доходов областного бюджета, в том числе, по платежам за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, является Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Согласно приказу Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области от 31.01.08 № 8-дпр, Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию, в том числе, платежей за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с п. п. 2.1., 2.2., 2.3. названного приказа, администратор доходов бюджета обладает следующими полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что Агентство лесного хозяйства Иркутской области является администратором доходов бюджета по платежам за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, по отношению к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству.
Учитывая изложенное, требование истца об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» излишне уплаченных денежных средств в сумме 2 799 423 руб. 30 коп. по договорам от 26.12.2005 №1, от 20.10.2008 №9/8; в сумме 3 211 499 руб. 65 коп. по договорам от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8; в сумме 1 421 802 руб. по договорам от 24.12.2004 №3, от 20.10.2008 №8/8; обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области представить в Управление федерального казначейства по Иркутской области платежное поручение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» суммы излишне уплаченных денежных средств в сумме 2 799 423 руб. 30 коп. по договорам от 26.12.2005 №1, от 20.10.2008 №9/8; в сумме 3 211 499 руб. 65 коп. по договорам от 10.01.2006 №2, от 06.11.2008 №12/8; в сумме 1 421 802 руб. по договорам от 24.12.2004 №3, от 20.10.2008 №8/8., подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Согласно п. 6 названной статьи, порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 11 утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.07 № 258 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.
В соответствии с п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. п. 2 и 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежащий возмещению на основании договоров аренды участков лесного фонда минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При этом, размеры ставок платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Согласно ст. 1 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.07.
В соответствии со ст. 2 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
На основании ст. 13 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Учитывая положения названных норм права, а также то, что Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.07, следует признать, что предусмотренные названным кодексом положения применяются с 01.01.07.
При этом, учитывая, что арендные отношения являются длящимися (возникшими до и продолжающимися после 01.01.07), в случае их противоречия предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации положениям, они подлежат соответствующему изменению.
При указанных обстоятельствах, ссылка ответчика на то, что при расчете арендной платы на 2010 год Агентство лесного хозяйства Иркутской области руководствовалось твердо установленной договорами от 20.10.2008 №9/8 и от 06.11.2008 №12/8, от 20.10.2008 №8/8 суммой, не может быть принята во внимание.
В соответствии с.п. 3 ч.1 ст.333.22, п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, истцу подлежит возврату из федерального бюджета Российской Федерации уплаченная им по платежному поручению от 05.07.2010 № 13151 государственная пошлина в сумме 58 896руб.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» излишне уплаченных денежных средств:
в сумме 2 799 423 руб. 30 коп. - по договорам 26.12.05 №1 и от 20.10.08 №9/8;
в сумме 3 211 499 руб. 65 коп. по договорам от 10.01.06 №2 и от 06.11.08 №12/8;
в сумме 1 421 802 руб. по договорам от 24.12.04 №3 и от 20.10.08 №8/8;
обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области представить в Управление федерального казначейства по Иркутской области платежное поручение о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» излишне уплаченных денежных средств:
в сумме 2 799 423 руб. 30 коп. - по договорам 26.12.05 №1 и от 20.10.08 №9/8;
в сумме 3 211 499 руб. 65 коп. по договорам от 10.01.06 №2 и от 06.11.08 №12/8;
в сумме 1 421 802 руб. по договорам от 24.12.04 №3 и от 20.10.08 №8/8;
не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу;
Обществу с ограниченной ответственностью «Лесглавснаб» выдать справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 58 896руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Н. Габескирия