ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-14995/11 от 03.11.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-14995/2011

03.11.2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Красько Б.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жериховой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; адрес юридического лица: 664007, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Агат-Авто"

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.04.2011),

от лица, привлекаемого к ответственности: не явились,

установил:

Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агат-Авто" (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа в судебном заседании требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, в качестве основания привлечения общества к административной ответственности указал на осуществление им деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицо, привлекаемое к ответственности, о времени и месте рассмотрения дела извещенное надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явилось, письменный отзыв не представило, факт правонарушения не оспорило.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем материалам.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер 1033801013036, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 38 № 002515830.

Общество имеет лицензию серия ВВТ-2 № 013613 от 14.09.2006 на право осуществления перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, сроком действия до 13.09.2011.

В ходе осмотра судна, проведенного 06.08.2011 должностным лицом административного органа выявлен факт нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, а именно: подпунктов "а", "з", "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 490 (далее - Положение), пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001, пунктов 11, 18, 26, 135 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2002 № 158.

Результаты осмотра зафиксированы в акте от 06.08.2011 года № 2/3-62.

11.08.2011 года должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя общества – ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 14л, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требование административного органа подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Перевозка пассажиров внутренним водным транспортом пассажиров, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) (подпункт 58 пункта 1 статьи 17) относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ, одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности и других нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность.

Объективная сторона данного правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды транспортного средства без экипажа от 14.04.2011 гражданин ФИО3 передал обществу во временное владение и пользование судно "Антей", идентификационный номер ВС-03-173, класс судна М2.0, проект № РМ-376, год и место постройки: 1984, п/я Г-4306, для перевозки пассажиров.

Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии серия ВВТ-2 № 013613 от 14.09.2006 на право осуществления перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, следовательно, как лицензиат оно обязано выполнять лицензионные требования и обеспечить нахождение на судне требуемых Кодексом документов.

Лицу, привлекаемому к ответственности, вменяется в вину нарушение подпункта "а" пункта 4 Положения, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 27 Кодекса, а именно: отсутствие договора на получение информации по прогнозу погоды и путевой информации, отсутствие дипломов командного состава.

Положением установлены обязательные лицензионные условия, которые необходимо соблюдать лицензиату при осуществлении лицензионной деятельности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок пассажиров, являются соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозок пассажиров и их багажа и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, который обязан: назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов; обеспечить безопасную практику эксплуатации судов; постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства; обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом.

За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации закреплены требования, предъявляемые к членам экипажа судна. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

В ходе осмотра установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на судне отсутствуют: дипломы командного состава.

Далее, обществу вменяется нарушение требований пунктов 11, 18, 26, 135 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2002 № 158 (далее - Правила), а именно: экипаж судна не обучен мерам пожарной безопасности, члены экипажа не проинструктированы по мерам пожарной безопасности, отсутствуют планы расположения постов управления, пожарных кранов, не выполняются требования предупреждения пожара, отсутствуют каютные карточки в каютах пассажиров.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил судовладелец обеспечивает противопожарную подготовку членов экипажа судна, которая состоит из: - обучения командного и рядового состава всех судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, мерам пожарной безопасности по установленным программам; - обучения командного и рядового состава судов смешанного (река - море) плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожаром) на учебно-тренажерном судне или в береговом центре в соответствии с требованиями нормативных актов; - обучения на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания членов аварийных партий (групп) работе в снаряжении пожарного; - инструктажа членов экипажа по мерам пожарной безопасности - вводного, первичного (на рабочем месте), повторного, внепланового; - общесудовых учений по борьбе с пожаром.

В соответствии с пунктом 18 Правил на каждом судне в рулевой рубке, в машинном отделении, коридорах жилых помещений на каждой палубе на видных местах должны быть вывешены планы расположения: - постов управления; - помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, приборов и арматуры для управления их работой; - огнезадерживающих и огнестойких конструкций; - пожарных кранов; - пожарного снабжения; - средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей; - системы вентиляции, включая центральное управление вентиляторами, с указанием расположения заслонок и самих вентиляторов, обслуживающих каждую зону; - мест дистанционного закрытия трубопроводов топливных цистерн.

Вместо указанных планов эти сведения могут быть изложены в брошюре. Брошюру должно иметь каждое лицо командного состава судна, а один экземпляр брошюры находится в аварийной папке в рулевой рубке.

В соответствии с пунктом 26 Правил для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается: - хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ветошь в сгораемой и открытой таре, а сырые и пропитанные маслом, бензином, керосином, лаками, растворителями, способные самовоспламеняться материалы - навалом, в тюках и связках; краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости - вне малярных кладовых, а также совместно с паклей, ветошью и прочими волокнистыми материалами; - хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы; - устраивать под внутренними трапами кладовые для хранения горючих материалов; - загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь, а в период ремонта - рукава и трубопроводы для горючих газов, жидкостей и кислорода; - курить в не установленных для этого местах; - пользоваться открытым огнем (факелами, свечами и т.п.); - использовать нештатные электронагревательные приборы.

Пунктом 135 Правил предусмотрено, что в пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.

В нарушение указанных требований при проведении осмотра выявлены следующие нарушения: экипаж судна не обучен мерам пожарной безопасности, члены экипажа не проинструктированы по мерам пожарной безопасности, отсутствуют планы расположения постов управления, пожарных кранов, отсутствуют каютные карточки в каютах пассажиров.

Доказательств обратного обществом не представлено.

Суд также признает доказанным вменяемое обществу нарушение подпункта "з" пункта 4 Положения, выразившееся в отсутствии судовых документов: судовое санитарное свидетельство, разрешение на судовую радиостанцию, свидетельство о минимальном составе экипажа, свидетельство о праве плавания под государственным флагом.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок пассажиров, являются: наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно; 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; 3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 6) судовое санитарное свидетельство; 7) единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; 9) разрешение на судовую радиостанцию; 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна. На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

На момент осуществления осмотра на судне отсутствовали: судовое санитарное свидетельство, разрешение на судовую радиостанцию, свидетельство о минимальном составе экипажа, оригинал свидетельства о праве плавания под государственным флагом.

Далее в вину обществу вменяется нарушение требований подпункта "ж" пункта 4 Положения, а именно: отсутствие у лицензиата должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок пассажиров, являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности.

В ходе проведенного осмотра, выявлено нарушение подпункта "ж" пункта 4 Положения, выразившееся в отсутствии у общества должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, акт осмотра не содержит сведений об обстоятельствах, с учетом которых административным органом сделан вывод о не выполнение обществом требований предупреждения пожара.

С учетом изложенного, суд находит недоказанным вменяемое обществу нарушение пункта 26 Правил.

Законный представитель лица, привлекаемого к ответственности, в протоколе об административном правонарушении от 11.08.2011 № 14л указал, что в связи со сменой команды документы не были переданы соответствующим образом.

Факт осуществления предпринимательской деятельности по перевозке ВВТ пассажиров в навигацию 2011 подтвержден законным представителем общества - генеральным директором ФИО2, о чем сделана запись в протоколе от 11.08.2011.

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, а именно: актом от 06.08.2011 № 2/3-62, протоколом об административном правонарушении от 11.08.2011 № 14л факт несоблюдения обществом лицензионных требований и условий, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество знало о том, что запрещено без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью и осознавало противоправность своих действий. Несмотря на то, что у лица, привлекаемого к ответственности, имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм законодательства о лицензировании не доказаны.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту которого должностным лицом административного органа возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом проверено соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности и нарушений не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 11.08.2011 № 14л составлен заместителем начальника отдела лицензирования и регистрации судов ФИО1 в присутствии законного представителя общества – генерального директора ФИО2, действующего на основании Решения №2-Р участников о продлении полномочий прежнего Генерального директора общества от 17.05.2009.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ установлено, что лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (далее - органы надзора за безопасностью судоходства).

В силу пункта 7 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Пунктом 1 Положения о Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.12.2010 № ГК-1369 фс, предусмотрено, что Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору на внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности.

В соответствии с подпунктами 8.1. пункта 8 Положения о Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет осмотр транспортных объектов и транспортных средств (судов, иных плавучих объектов, а также сооружений, находящихся на внутренних водных путях).

В силу подпункта 8.7. пункта 8 указанного Положения Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению иных мероприятий, предусмотренных законодательством, в целях возбуждения дел об административных правонарушениях.

Таким образом, судом установлено наличие события административного правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении, составление протокола полномочным административным органом, отсутствие процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении.

Таким образом, судом установлено наличие события административного правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении, составление протокола полномочным административным органом, отсутствие процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку факт совершения административного правонарушения материалами дела доказан, учитывая положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Агат-Авто" (адрес юридического лица: 664013, <...>, основной государственный регистрационный номер 1033801013036) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп. с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам: получатель - УФК по Иркутской области (ВС УГРН Ространснадзор, ИНН <***>, КПП 384901001, Р/с <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 042520001, Код дохода (или КБК) 106 116 90040 04 0000 140, код ОКАТО 25401000000.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия.

Судья Б.В. Красько