ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15523/18 от 03.04.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                   Дело  № А19-15523/2018

10.04.2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03.04.2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10.04.2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО1  (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>,  место нахождения: 664007, <...>)

о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженного в письме от 07.06.2018 г. № 30-145р-1исх/18, в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 38 кв.м. в п. Листвянка вдоль ул. Горького под размещение временных сооружении (беседок) в количестве 7 штук без представления земельного участка, согласно прилагаемой схеме границ, предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель на кадастровом плане территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), сроком на три года,

третье лицо: Администрация Листвянского муниципального образования – Администрация городского поселения.

при участии в  судебном заседании представителей:

от заявителя:  ФИО2 – представитель по доверенности № 38АА2628435 от 28.06.2018  (паспорт);

от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности № 02-51-12063/18 от 10.08.2018 (удостоверение);

от третьего лица: не явились, извещены.

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженного в письме от 07.06.2018 г. № 30-145р-1исх/18, в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 38 кв.м. в п. Листвянка вдоль ул. Горького под размещение временных сооружении (беседок) в количестве 7 штук без представления земельного участка, согласно прилагаемой схеме границ, предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель на кадастровом плане территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), сроком на три года.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства  надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направило.

В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей третьего лица.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 22.05.2018 обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 38 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, п. Листвянка, вдоль ул. Горького, для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки, мостики) сроком на 3 года.

Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 07.06.2018 № 30-145р-1исх/18 предпринимателю отказано в предоставлении разрешения на испрашиваемый земельный участок.

Заявитель полагая, что отказ Министерства в выдаче разрешения на использование земель, выраженном в письме от 07.06.2018 № 30-145р-1исх/18 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 вышеназванного Кодекса.

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области:

1) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством;

2) выдача разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, установлено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, под размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).

К таким объектам согласно пункту 4 Перечня (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 385) относят элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» под благоустройством территории (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).

Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп, утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области (далее – Положение).

Из материалов дела следует, предприниматель ФИО1 22.05.2018 обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 38 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, п. Листвянка, вдоль ул. Горького, для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки, мостики) сроком на 3 года.

Министерство, рассмотрев указанное заявление предпринимателя, письмом от 07.06.2018 N 30-145р-1исх/18 отказало в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки, мостики) с указанием на то, что размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительной документации.

Согласно пункту 55 Положения решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов принимается в случае, если:

1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 15, 16 настоящего Положения;

2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, виды которых не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации N 1300;

3) земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение на использование земель или земельного участка для размещения объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу;

4) размещение такого объекта препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования такого земельного участка;

5) размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительной документации;

6) местоположение объектов, указанное в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, указанных в пунктах 19, 20, 23 - 25, 28 - 30 постановления Правительства Российской Федерации N 1300, не соответствует схеме размещения объектов;

7) заявление о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов подано в отношении земель или земельного участка (его части), в отношении которых имеется действующее разрешение на использование земель или земельного участка для размещения объектов;

8) отсутствие сведений в ЕГРН об объекте недвижимости;

9) отсутствие сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о заявителе - юридическом лице, индивидуальном предпринимателе либо наличие сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о прекращении юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

10) отсутствие сведений о выдаче заявителю лицензии, удостоверяющей право пользования недрами, срок действия которой не истек;

11) размещение такого объекта нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, препятствует рациональному использованию и охране земель.

В соответствии с пунктом 56 Положения в решении об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 55 настоящего Положения.

В рассматриваемом отказе установленные пунктом 55 Положения основания не указаны.

В случае если заявление подано с нарушением требований предусмотренных пунктами 15, 16 настоящего Положения, определяющих перечень и содержание документов, предоставляемых с заявлением, в решении об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов должно быть указано, в чем заключается такое нарушение.

Как указано в оспариваемом решении, основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, послужило то, что размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительной документа.

В соответствии с Правилам землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от 16.09.2016 № 48-дгп "Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области", в зоне парков, скверов, бульваров на земельных участках общего пользования разрешено размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Из представленных в материалы дела документов территориального планирования следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель поселка городского типа Листвянка.

Согласно Генеральному плану Листвянского муниципального образования, утвержденному Решением Думы от 30.03.2016 № 25-дгп, участок находится в функциональной зоне - "в границах парков, скверов, бульваров" (РЗ-3).

К видам разрешенного использования относятся, в том числе размещение объектов малых архитектурных форм благоустройства.

Решением Думы Листвянского городского поселения от 27.10.2017 № 102-дгп в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» утверждены Правила благоустройства территории Листвянского муниципального образования (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5.1 Правил к элементам благоустройства отнесены малые архитектурные формы.

Содержание малых архитектурных форм обеспечивается их собственниками или владельцами (п. 5.10.3 Правил).

Малые архитектурные формы размещаются на землях общего пользования, строительство и установка разрешается после согласования с Администраций поселения (п. 5.10.4, п. 5.10.5).

Из представленных Министерством документов не усматривается противоречие размещения малых архитектурных форм - беседок документам территориального планирования, документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительных документов Листвянского муниципального образования.

Таким образом, использование спорного земельного участка под размещение элементов благоустройства малых архитектурных форм - беседок не противоречит действующему законодательству.

Суд считает необоснованным довод Министерства о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды оз. Байкал, так как согласно действующему законодательству в границах водоохранных зон запрещается хозяйственная деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение бассейна водосбора, засорение, заиление, истощение водных объектов.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - Закон № 94-ФЗ) на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

- химическое загрязнение озера Байкал или ею части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

- физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

- биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение малых архитектурных форм - беседок в береговой зоне оз. Байкал не относится к установленным в водоохранной зоне ограничениям.

Размещение малых архитектурных форм на испрашиваемом земельном участке не противоречит документам территориального планирования, документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки, землеустроительной документации.

Иные доводы ответчика, судом рассмотрены, оценены и подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые бы повлияли на выводы суда.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженный в письме от 07.06.2018 г. № 30-145р-1исх/18, в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 38 кв.м. в п. Листвянка вдоль ул. Горького под размещение временных сооружении (беседок) в количестве 7 штук без представления земельного участка, согласно прилагаемой схеме границ, предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель на кадастровом плане территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), сроком на три года не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Предприниматель просит в целях устранения допущенного нарушения его прав и законных интересов обязать ответчика выдать разрешение на использование земельного участка площадью 38 кв.м. в п.Листвянка вдоль ул. Горького под размещение временных сооружении (беседок) в количестве 7 штук без представления земельного участка, согласно схеме границ, предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель на кадастровом плане территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), сроком на три года.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, суд считает необходимым обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

При изложенных обстоятельствах требование предпринимателя подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной предпринимателем при подаче заявления в суд государственной пошлины в размере 300 руб. (чек от 02.07.2018 № 906117) подлежат взысканию в пользу заявителя с Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Руководствуясь ст.ст. 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в выдаче разрешения на использование земель индивидуальному предпринимателю ФИО1, выраженный в письме от 07.06.2018 № 30-145р-1исх/18.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                               А.А. Пугачёв