ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15617/15 от 27.01.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                 Дело  № А19-15617/2015

03.02.2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03.02.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г.Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276, место нахождения: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, 2)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17)

о признании незаконным решения от 03.08.2015 г. №368,

третье лицо:  Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Радуга» (ОГРН 1053808183384, ИНН 3808129603, место нахождения: 664080, г. Иркутск, мкр. Топкинский, 41-1),

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Гиберт Е.А. (паспорт, доверенность),

от  ответчика: Новикова И.В. (удостоверение, доверенность),

от третьего лица: не явился,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г.Иркутска (далее – заявитель, общество, МУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения от 03.08.2015 г. №368 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – ответчик, УФАС).

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа заявленное требование не признал, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, просил в удовлетворении заявленного требования отказать.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание представителя не направило, в представленном отзыве, заявленное требование не признало, пояснив, что оспариваемое решением УФАС по Иркутской области от 03.08ю 2015 года №368 полностью соответствует закону  и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, просило в удовлетворении заявленного требования отказать, а также представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

20.01.2016г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 ь мин. 27.01.2016г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области. 

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие третьего лица.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В Иркутское УФАС России поступило заявление (вх. № 3275 от 25.03.2015г.) ООО «Управляющая компания «Радуга» о незаконных действиях МУП «Водоканал» г.Иркутска на товарном рынке по оказанию услуг водоотведения в границах эксплуатируемых систем инженерных коммуникаций г.Иркутска, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения антимонопольного расследования Иркутским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» г.Иркутска (юридический адрес: 664081, г. Иркутска, ул.Станиславского, 2; ИНН 3807000276; ОГРН 1033801541905; основной вид деятельности -распределение воды; код ОКВЭД 41.00.2) оказывает услуги водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятием систем инженерных коммуникаций г.Иркутска.

МУП «Водоканал» г.Иркутска включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере   более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятиемсистем инженерных коммуникаций г.Иркутска с долей более 65% (Приказ Иркутского УФАС России № 3-р от 01.03.1999г.).

ООО «УК «Радуга» (664080 г.Иркутска м-н Топкинский,41; ИНН 3808126903; ОГРН 1053808183384; основной вид деятельности - управление недвижимым имуществом; код ОКВЭД 70.32) оказывает услуги управляющей компании.

Между МУП «Водоканал» г.Иркутска и ООО «УК «Радуга» заключен Договор от 24.04.2013г. № 1648 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на дома в г.Иркутске: №№ 4, 4/5 по ул. Киренская; №№ 46, 46а, 48 по ул.Северная; №№ 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 19, 20, 31, 33, 35, 36, 41, 43, 44, 47, 48 м-на Топкинский; №№ 4, 8 по ул.Спартаковская; № 17 по ул.И.Кочубея; № 100 по ул.Декабрьских Событий; №№ 153, 153/1 по ул.Радищева; №№ 16, 26, 58 по пр-ту Маршала Жукова (всего 34 дома).

10.02.2015г. МУП «Водоканал» г.Иркутска уведомило ООО «УК «Радуга» об имеющейся задолженности по оплате, а также уведомило ООО «УК «Радуга», Комитет по управлению Правобережным округом Администрации г.Иркутска, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области об ограничении с 10.03.2015г. принятия сточных вод на объекты ООО «УК «Радуга» в домах 6, 7, 8, 12, 13, 19, 20, 41, 43, 44, 47, 48 в м-не Топкинский.

В адрес ООО «УК «Радуга» поступило извещение № И-15-00492 от 10.02.2015г. и повторно извещение № И-15-00879 от 06.03.2015г. об ограничении принятия сточных вод с 10.03.2015г. на объекты по адресу: дома №№ 6,7,8,12,13,19,20,41,43,44,47,48 м-н Топкинский без указания предполагаемого срока, по истечении которого будет возобновлено водоотведение в нарушение пункта 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Фактически зафиксировано ограничение приема сточных вод в домах 7, 12, 13, 20, 44 в м-не Топкинский. При этом собственники домов 12, 13 и 44 м-на Топкинский перешли на непосредственное управление, о чем ООО «УК «Радуга» уведомило МУП «Водоканал» г.Иркутска в апреле-мае 2014г..

ООО «УК «Радуга», посчитав, что действия МУП «Водоканал» г.Иркутска ущемляют его интересы поскольку создают препятствия для оказания коммунальных услуг добросовестным гражданам, а также ущемляют интересы граждан-потребителей, проживающих в домах, в которых было введено ограничение приема сточных вод, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, обратилось в Иркутское УФАС России.

Решением Иркутского УФАС России от 03.08.2015 г. №368 МУП «Водоканал» г.Иркутска занимающего доминирующее положение на рынке по оказанию услуг водоотведения в границах эксплуатируемых систем инженерных коммуникаций г.Иркутска, признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось
в ограничении приема сточных вод ООО «УК «Радуга», к сетям которой подключены
граждане-потребители, своевременно оплачивающие услугу, что привело к ущемлению
интересов ООО «УК «Радуга» путем создания препятствия ООО «УК «Радуга» для
надлежащего исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг
добросовестным  гражданам,  а также привело к ущемлению  интересов граждан-потребителей, проживающих в домах 7, 12, 13, 20, 44 м-на Топкинский, своевременно оплачивающих коммунальные услуги.

Заявитель, полагая, что указанное решение антимонопольного органа не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление (вх. № 3275 от 25.03.2015г.) ООО «Управляющая компания «Радуга» о незаконных действиях МУП «Водоканал» г.Иркутска на товарном рынке по оказанию услуг водоотведения в границах эксплуатируемых систем инженерных коммуникаций г.Иркутска, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения антимонопольного расследования Иркутским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» г.Иркутска (юридический адрес: 664081, г. Иркутска, ул.Станиславского, 2; ИНН 3807000276; ОГРН 1033801541905; основной вид деятельности -распределение воды; код ОКВЭД 41.00.2) оказывает услуги водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятием систем инженерных коммуникаций г.Иркутска.

МУП «Водоканал» г.Иркутска включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере   более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятиемсистем инженерных коммуникаций г.Иркутска с долей более 65% (Приказ Иркутского УФАС России № 3-р от 01.03.1999г.).

ООО «УК «Радуга» (664080 г.Иркутска м-н Топкинский,41; ИНН 3808126903; ОГРН 1053808183384; основной вид деятельности - управление недвижимым имуществом; код ОКВЭД 70.32) оказывает услуги управляющей компании.

Между МУП «Водоканал» г.Иркутска и ООО «УК «Радуга» заключен Договор от 24.04.2013г. № 1648 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на дома в г.Иркутске: №№ 4, 4/5 по ул. Киренская; №№ 46, 46а, 48 по ул.Северная; №№ 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 19, 20, 31, 33, 35, 36, 41, 43, 44, 47, 48 м-на Топкинский; №№ 4, 8 по ул.Спартаковская; № 17 по ул.И.Кочубея; № 100 по ул.Декабрьских Событий; №№ 153, 153/1 по ул.Радищева; №№ 16, 26, 58 по пр-ту Маршала Жукова (всего 34 дома).

Разделом 5 Договора от 24.04.2013г. № 1648 предусмотрено, что расчеты между сторонами производятся по истечении расчетного месяца в установленном Договором порядке. Кроме того, трехсторонним дополнительным соглашением от 21.03.2014г. к Договору от 01.01.2014г. № 15/896, заключенным между ООО «УК «Радуга», ОАО «Сбербанк России» и МУП «Водоканал» г.Иркутска, введена система «расщепления» платежей, согласно которой денежные средства собственников помещений, вносимых за потребленные коммунальные услуги, напрямую поступают на счет МУП «Водоканал» г.Иркутска. Граждане-потребители также имеют возможность оплачивать коммунальные услуги через платежную систему «Город» (дополнительное соглашение № 1 от 11.02.2014г. к договору присоединения получателя к системе сбора и обработке платежей «Город» 2014/УК Радуга/Топкинский/К от 01.01.2014).

В апреле-мае 2014г. по решению собственников помещений на непосредственное управление перешел 21 многоквартирный дом (№№ 2, 8,9,12,13,31,33,35,36,41,43,44,47 м-на Топкинский; №№ 153,153/1 по ул.Радищева; № 26 по пр-ту Маршала Жукова; № 4 по ул. Киренская; №№ 4,8 по ул.Спартаковская; №№ 46, 48 по ул.Северная), о чем ООО «УК «Радуга» уведомило МУП «Водоканал» г.Иркутска письмами об оформлении договора на водопотребление и водоотведение с собственниками МКД с приложением протокола по выбору способа управления домом, технического паспорта дома, технических характеристик дома с количеством проживающих.

МУП «Водоканал» г.Иркутска письмом от 09.09.2014г.№ И-14-04586 попросило представить перечень документов на каждого собственника жилого помещения в жилом доме для внесения сведений по каждой квартире (для открытия лицевых счетов).

В свою очередь, 29.01.2015г. ООО «УК «Радуга» обратилось в МУП «Водоканал» г.Иркутска с гарантийным письмом № 17 и с предложением рассмотреть вопрос об уступке прав требований к должникам (п.6.7 Договора № 1648 от 24.04.2013г.) с представлением графика погашения задолженности на сумму 664152,33 руб.

17.02.2015г. МУП «Водоканал» г.Иркутска направило в адрес ООО «УК «Радуга» дополнительное соглашение к Договору от 24.04.2013г. № 1648 об условиях погашения задолженности с графиком платежей на сумму 6456152,33 руб..

10.02.2015г. МУП «Водоканал» г.Иркутска   выставило счет № 1724 на оплату услуг за, февраль 2015г. и 11.03.2015г.счет № 3882 за март 2015г.и уведомило ООО «УК «Радуга» об имеющейся задолженности по оплате, а также уведомило ООО «УК «Радуга», Комитет по управлению Правобережным округом Администрации г.Иркутска, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области об ограничении с 10.03.2015г. принятия сточных вод на объекты ООО «УК «Радуга» в домах 6, 7, 8, 12, 13, 19, 20, 41, 43, 44, 47, 48 в м-не Топкинский.

В адрес ООО «УК «Радуга» поступило извещение № И-15-00492 от 10.02.2015г. и повторно извещение № И-15-00879 от 06.03.2015г. об ограничении принятия сточных вод с 10.03.2015г. на объекты по адресу: дома №№ 6,7,8,12,13,19,20,41,43,44,47,48 м-н Топкинский без указания предполагаемого срока, по истечении которого будет возобновлено водоотведение в нарушение пунтка 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Письмом от 11.03.2015г. № 17 ООО «УК «Радуга» направило в адрес МУП «Водоканал» г.Иркутска возражения, в которых предлагало решить вопрос о сумме задолженности, порядке ее погашения, а также определить объем взаимных требований с учетом изменения количества домов, управляемых ООО «УК «Радуга».

Фактически зафиксировано ограничение приема сточных вод в домах 7, 12, 13, 20, 44 в м-не Топкинский. При этом собственники домов 12, 13 и 44 м-на Топкинский перешли на непосредственное управление, о чем ООО «УК «Радуга» уведомило МУП «Водоканал» г.Иркутска в апреле-мае 2014г..

В результате ограничений приема сточных вод, затоплены подвалы многоквартирных домов (согласно Актам проверки) и граждане-потребители, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, также были ограничены в приеме сточных вод.

ООО «УК «Радуга» письмом от 25.03.2015г. № 78 просило разъяснить, в соответствии с какой нормой действующего законодательства произведено ограничение приема сточных вод МКД и выставлены счета на предоплату за еще не потребленные коммунальные ресурсы.

МУП «Водоканал» г.Иркутска, в свою очередь, в письме от 31.03.2015г. № И-15-01363 пояснило, что счета на предоплату выставлены ошибочно, а ограничение принятие сточных вод произведено в связи с имеющейся задолженностью на основании статьи 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).

ООО «УК «Радуга», посчитав, что действия МУП «Водоканал» г.Иркутска ущемляют его интересы поскольку создают препятствия для оказания коммунальных услуг добросовестным гражданам, а также ущемляют интересы граждан-потребителей, проживающих в домах, в которых было введено ограничение приема сточных вод, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, обратилось в Иркутское УФ АС России.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав других лиц.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ (утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339) при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

МУП «Водоканал» г.Иркутска оказывает услуги водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятием систем инженерных коммуникаций г.Иркутска.

На основании статьи 4 Закона о естественных монополиях водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сферам деятельности естественных монополий.

В силу пункта 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

МУП «Водоканал» г.Иркутска включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых предприятиемсистем инженерных коммуникаций г.Иркутска с долей более 65% (Приказ Иркутского УФ АС России № 3-р от 01.03.1999г.).

Таким образом, МУП «Водоканал» г.Иркутска занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг водоотведения в границах эксплуатируемых систем инженерных коммуникаций г.Иркутска.

Постановлением администрации г.Иркутска от 26.02.2013г. № 031-06-353/13 МУП «Водоканал» г.Иркутска определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования г.Иркутска.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров с гарантирующими организациями.

По договору водоснабжения организация, осуществляющая горячее или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи ресурсов в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи ресурса без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате (п.2). К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п.2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статьи 13 Федерального закона от 07.12,2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на основе договора водоснабжения потребители обязаны оплатить поставку горячей/холодной воды и оказанные услуги.

Порядок прекращения, ограничения водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 9 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 60 - 66 Правил холодного водоснабжении и водоотведении (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644)).

Пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении иводоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоотведение при наличии у абонента задолженности по оплате по договору водоотведения (водоснабжения) за два расчетных периода, установленных договором, и более.

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Подпунктами «б» и «в» пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Таким образом, исходя из смысла вышеперечисленных правовых норм, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Иркутским УФАС России установлено, что фактически МУП «Водоканал» г.Иркутска в соответствии с направленными ООО «УК «Радуга» извещениями ограничило водоотведение путем установки заглушек, а не прекратило прием сточных вод. Ограничение приема сточных вод привело к ущемлению интересов как ООО «УК «Радуга», так и граждан - потребителей, добросовестно оплачивающих услуги и является нарушением установленных антимонопольным законодательством запретов.

МУП «Водоканал» г.Иркутска подтвердило, что счета на оплату услуг водоснабжения и водоотведения выставляются ООО «УК «Радуга» по всем объектам согласно приложению к Договору № 1648 от 24.04.2013г.. Оплата поступает от ООО «УК «Радуга» без дифференциации по адресам и потребителям.

Между тем, несмотря на отсутствие информации о гражданах-потребителях, имеющих задолженность по оплате, МУП «Водоканал» г.Иркутска ограничило прием сточных вод.

Ограничениеприема сточных вод потребителей, проживающих в именно в домах 7, 12, 13, 20, 44 м-на Топкинский, было произведено исключительно исходя из технической возможности МУП «Водоканал» г.Иркутска, а не исходя из наличия или отсутствия задолженности граждан-потребителей коммунальных услуг.

Таким образом, действия МУП «Водоканал» г.Иркутска по ограничению приема сточных вод ООО «УК «Радуга», к сетям которой подключены граждане-потребители, своевременно оплачивающие услугу, являются незаконными.

Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенное правовое регулирование спорных правоотношений, а также разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласно которым для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно-: недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемления интересов других лиц, проанализировав доказательства, представленные антимонопольному органу, которые подтверждают в данном случае наступление для ООО "УК Радуга" и граждан-потребителей, добросовестно оплачивающих услугу, таких последствий, Иркутское УФАС России квалифицировало действия МУП "Водоканал" г.Иркутска как злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Ограничение приема сточных вод ресурсоснабжающей организацией и, как следствие, лишение ООО «УК «Радуга» возможности оказывать коммунальные услуги в полном объеме уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи каких-либо ресурсов.

Поскольку нарушение прав абонентов на получение коммунальных услуг свидетельствует об ущемлении их интересов, считаем, что в ходе рассмотрения дела доказан факт злоупотреблении МУП «Водоканал» г.Иркутска доминирующим положением.

Конфликт между МУП «Водоканал» г.Иркутска и ООО «УК «Радуга», связанный с неоплатой услуг по Договору № 1648, в силу повышенной социальной ответственности, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Более того,  29.01.2015г. ООО «УК «Радуга» обратилось в МУП «Водоканал» г.Иркутска с гарантийным письмом № 17 и с предложением рассмотреть вопрос об уступке прав требований к задолжникам (п.6.7 Договора № 1648 от 24.04.2013г.) с представлением графика погашения задолженности на сумму 664152,33 руб., что не превышает 2 месячных периода оплаты коммунальных услуг (средняя сумма за месяц по Договору № 1648 составляет около 530 000 (счета на оплату за декабрь 2014г., январь-март 2015г.).

Вместо этого МУП «Водоканал» г.Иркутска, злоупотребляя своим положением, ограничило прием сточных вод в отдельных домах, выбранных исключительно исходя из технической возможности МУП «Водоканал» г.Иркутска, а не исходя из наличия/отсутствия задолженности граждан-потребителей коммунальных услуг со ссылкой на отсутствие актуальной информации по добросовестным абонентам без каких-либо законных оснований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что УФАС правомерно  признало МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке по оказанию услуг водоотведения в границах эксплуатируемых систем инженерных коммуникаций г.Иркутска путем ограничения приема сточных вод ООО «УК «Радуга», к сетям которой подключены граждане-потребители, своевременно оплачивающие услугу, в результате которых былисозданы препятствия ООО «УК «Радуга» для надлежащего исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг добросовестным гражданам, тем самым, нарушены права и интересы ООО «УК «Радуга», а также привели к необоснованному ограничению оказания услуги по приему сточных вод граждан-потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги.

Доводы заявителя о том, что ресурсоснабжающая организация вправе была прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение при наличии у исполнителя задолженности по оплате по договору водоснабжения и водоотведения, суд считает необоснованным на основании следующего.

МУП «Водоканал» г.Иркутска указывает на то, что до введения процедуры ограничения водоотведения участвовало во встречах с руководителем управляющей компании для решения вопроса по погашению задолженности.

Между тем, из представленной переписки следует, что МУП «Водоканал» г.Иркутска лишь направляло дополнительное соглашение от 17.02.2015г. к Договору № 1648, в котором предлагало рассрочку погашения задолженности, сложившуюся на 16.02.2015г..

Извещения об ограничении принятия сточных вод от 10.02.2015г., от 06.03.2015г., направленные в адрес ООО «УК «Радуга», содержали предупреждение о наличии задолженности, а также извещения содержали требования о недопущении приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 6, 7 Договора № 1648 от 24.04.2013г. МУП «Водоканал» г.Иркутска должно информировать ООО «УК «Радуга» о задолженности по оплате коммунальных ресурсов на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, путем направления письменного уведомления в адрес ООО «УК «Радуга» заказным письмом с уведомлением, либо вручения под роспись до 10 числа месяца, следующего за расчетным. При наличии задолженности, установленной в акте сверки, обязательство ООО «УК «Радуга» по оплате коммунальных ресурсов может исполняться путем уступки в соответствии с Гражданским кодексом РФ в пользу МУП «Водоканал» г.Иркутска прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате соответствующих коммунальных услуг.

Согласно Разделу 7 Договора № 1648 от 24.04.2013г. все споры, разногласия, требования или претензии, возникающие из Договора или в связи с ним, либо вытекающие из него, в том числе, касающиеся его заключения, изменения, исполнения, нарушения, расторжения, прекращения и действительности, а также споры, вытекающие из гражданских правоотношений, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Иркутской области.

МУП «Водоканал» г.Иркутска вправе отказаться от исполнения Договора полностью при наличии у ООО «УК «Радуга» признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед МУП «Водоканал» г.Иркутска за поставленные коммунальные ресурсы в размере, превышающем стоимость коммунальных ресурсов за 3 расчетных периода в порядке, установленном законодательством РФ (п. 10.3 Договора № 1648 от 24.04.2013г.).

Из представленных документов следует, что ООО «УК «Радуга» не согласно с актом сверки расчетов, направленным в их адрес МУП «Водоканал» г.Иркутска, а также отсутствует соответствующее решение суда, подтверждающее наличие задолженности.

Таким образом, МУП «Водоканал» г.Иркутска незаконно ограничило прием сточных вод, тем самым создав препятствия для осуществления деятельности ООО «УК «Радуга» по предоставлению коммунальных услуг, а также ущемило интересы граждан-потребителей, своевременно оплачивающих услуги.

С учетом того, что общая сумма задолженности (по данным ООО «УК «Радуга») граждан-потребителей, проживающих по указанным адресам, по состоянию на 31.03.2015г. составила 5940,51 руб., а в домах №№ 7,20,44 задолженность отсутствовала, следовательно, оснований для ограничения приема сточных вод именно данных граждан-потребителей у МУП «Водоканал» г.Иркутска не было.

Кроме того, в результате ограничения приема сточных вод были затоплены стоки подвальных помещений, гравийные полы были приведены в негодность, что вынудило собственников за счет собственных средств силами ООО «УК «Радуга» частично заменять гравийную отсыпку в подвалах.

Более того, согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.Подпунктами «б» и «в» пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Таким образом, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Данная правовая позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от 11.06.2015г. № 308-КГ15-2046, определении ВАС РФ от 04.02.2013 № ВАС-16625/12 по делу №А19-21897/2011.

Довод заявителя о том, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) не должны применяться в данном случае, так как регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также определяют порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644) к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и управляющими организациями, связанным с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

Частью 8 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса определяется в Договоре ресурсоснабжения в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п.3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012г.№ 124). Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

Более того, МУП «Водоканал» г.Иркутска, разъясняя причины ограничения приема сточных вод ООО «УК «Радуга», в своем письме от 31.03.2015г. № И-15-01363 ссылается именно на пункт 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354).

Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В данном случае перед собственниками жилых помещений выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг управляющая компания ООО «УК «Радуга». МУП «Водоканал» г.Иркутска оказывает управляющей компании услуги по водоотведению в целях обеспечения данной услугой граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах. В этой связи правоотношения МУП "Водоканал» г.Иркутска и ООО "УК Радуга» по водоотведению связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам, затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Подпунктами «б» и «в» пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении; иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда не влияют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                     Т.Ю. Мусихина