ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15645/12 от 24.10.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-15645/2012

31.10.2012г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.10.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Иркутсклесстрой» (место нахождения: Иркутская область, г. Иркутск, ОГРН <***>)

к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (место нахождения: г. Иркутск, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства от 29.05.2012

при участии в заседании:

от заявителя: не явились,

от ответчика: не явились,

установил:

Закрытое акционерное общество «Иркутсклесстрой» (далее по тексту- ЗАО «Иркутсклесстрой», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Иркутской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 29.05.2012г. об отказе в проведении регистрационных действий с автотранспортным средством «KIACOSMOS» 2000 года выпуска, двигатель L 7 000272, номер шасси KN2EAM041YK003241, гос.номер У 661 НО, об обязании МОГТО и РТС ГУ МВД России по Иркутской области произвести необходимые регистрационные действия в отношении автотранспортного средства «KIACOSMOS» 2000 года выпуска, двигатель L 7 000272, номер шасси KN2EAM041YK003241, гос.номер У 661 НО, а именно осуществить постановку на регистрационный учет данного транспортного средства (уточнения от 22.10.2012).

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном статьями 123-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, в качестве основания отмены оспариваемого решения указал на отсутствие у государственного органа оснований для отказа в госрегистрации автобуса «KIACOSMOS» и на нарушение данным отказом прав собственника на прохождение техосмотра. Также заявитель указал, на аннулирование регистрации транспортного средства административным органом за пределами пятилетнего срока давности предусмотренного абзацем 3 п.51 Правил регистрации.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном статьями 123-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве требования оспорил, указав на законность оспариваемого решения.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 38 № 001342790, выпиской из ЕГРЮЛ от 18.07.2012.

Согласно паспорту транспортного средства 25 ТС 030533 заявитель является собственником транспортного средства – автобуса «KIACOSMOS», 2000 года выпуска, двигатель L7 000272, номер шасси KN2EAM041YK003241, гос.номер У 661 НО 38, регистрация транспортного средства осуществлена 28.04.2005. Свидетельство о регистрации транспортного средства 38 ОВ 798626.

В апреле 2010г. в МОТТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области обратился представитель заявителя для проведения регистрационных действий в отношении указанного автомобиля.

При сверке номеров узлов и агрегатов автомобиля должностным лицом ГИБДД установлено изменение номера шасси.

Постановлением от 07.05.2010 в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении ФИО1 (представитель ЗАО «Иркутсклесстрой») отказано за отсутствием состава преступления, поскольку ФИО1 изменений в номер шасси автобуса не подделывал и умысла на подделку идентификационного номера автомобиля не имел.

Согласно справке от 22.05.2012 № М176 эксперта отделения исследования маркировочных обозначений отдела автотехнических экспертиз и исследований ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области – ФИО2 первичное (заводское) содержание номера шасси расположенное на правом продольном лонжероне рамы сзади, представленного на исследование автомобиля KIACOSMOS, белого цвета, государственный регистрационный номер <***> подвергалось уничтожению путем удаления (срезания) с поверхности маркируемого участка слоя металла абразивным, металлорежущим инструментом, с последующим нанесением знаков вторичной (существующей) маркировки шасси KN2EAM041YK003241 на левом продольном лонжероне рамы сзади не по технологии предприятия-изготовителя.

29 мая 2012 года начальником МОГТО и РТС ГУ МВД России по Иркутской области отказано ЗАО «Иркутсклесстрой» в проведении регистрационных действий автомашиной марки «KIACOSMOS» 2000 года выпуска, двигатель L 7 000272, номер шасси (VIN) KN2EAM041YK003241, гос.номер У 661 НО, ПТС 25ТС 030533 от 07.02.2005г. со ссылками на п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Полагая, что решение об отказе в проведении регистрационных действий не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из содержания данной нормы следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

Положениями статьи 19 Федерального закона № 196-ФЗ установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Основные положения по допуску транспортных средств).

В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств запрещается эксплуатация транспортных средств имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знак.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.01.2008 № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и пунктом 33 Административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимают к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Согласно пункту 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пп. "ж" п. 12 которого предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.

В соответствии с пп. "з" п. 12 Положения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции").

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).

Таким образом, исходя из приведенных норм действующего законодательства, обязательным условием регистрации и допуска к эксплуатации транспортного средства является его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, что выражается, в том числе в отсутствии на транспортном средстве скрытых, измененных, поддельных маркировочных обозначений.

При наличии на транспортном средстве измененных кустарным способом первичных номеров узлов и агрегатов, нанесенных заводом-изготовителем, регистрация такого транспортного средства запрещена.

В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются.

Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.

Из данных положений следует, что регистрация транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки, возможна только при установлении факта того, что эти изменения произошли вследствие износа, коррозии. Данные обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и справкой (заключением) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих изменение - при изменении маркировки.

Судом установлено, что основанием для аннулирования государственной регистрации транспортного средства автобуса «KIACOSMOS» явилось заключение служебной проверки от 26.05.2012 основанное на справке эксперта об исследовании автотранспортного средства от 22.05.2012 № М176, согласно которым установлен факт изменения (уничтожения) заводской маркировки номера шасси и нанесением знаков вторичной маркировки шасси не по технологии предприятия-изготовителя.

ЗАО «Иркутсклесстрой» не представил суду оснований полагать, что указанные изменения заводской маркировки номера шасси произведены в результате естественного износа или коррозии.

Представленное в материалы дела постановление от 07.05.2010 об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 326 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении ФИО1 (представитель ЗАО «Иркутсклесстрой»), не свидетельствует о наличии оснований для проведения регистрационных действий с указанным автомобилем, так как от данных обстоятельств допуск транспортного средства, имеющего следы кустарного уничтожения и повторного нанесения маркировки шасси, в отсутствие документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям к участию в дорожном движении не зависит. Также данное постановление не опровергает выводы, изложенные в справке эксперта об исследовании автотранспортного средства от 22.05.2012 № М176.

Доказательства соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.

Довод заявителя о том, что регистрирующий орган осуществил аннулирование транспортного средства за пределами срока установленного абзацем 3 пункта 51 Правил МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 не принимается судом во внимание по следующим основаниям.

Согласно абзацу 3 пункта 51 Правил регистрации прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.

Между тем, в рассматриваемом случае регистрирующим органом не был установлен факт регистрации транспортного средства на основании недействительных, подложных либо поддельных документов, в свою очередь аннулирование регистрации транспортного средства произведено в связи с выявлением уничтожения заводской маркировки номера шасси и нанесением вторичной маркировки в виду чего, положения абз.3 п. 51 Правил не подлежит применению.

Доказательств иного заявителем в подтверждение своих доводов не представлено.

Суд полагает необходимым отметить, что ограничение на проведение регистрационных действий с транспортными средствами, агрегаты которых имеют измененные номера, направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и на пресечение оборота похищенных транспортных средств и агрегатов.

Приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность МОТТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Таким образом, отказ МОТТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области в проведении регистрационных действий автомашиной марки «KIACOSMOS» 2000 года выпуска, двигатель L 7 000272, номер шасси (VIN) KN2EAM041YK003241, гос.номер У 661 НО, ПТС 25ТС 030533 от 07.02.2005г. является законным и обоснованным. При названных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания возложить на регистрирующий орган обязанность по проведению регистрационных операций в отношении указанной автомашины.

Учитывая фактические обстоятельства дела, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в рамках публичных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказу Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" и не нарушает права и законные интересы ЗАО «Иркутсклесстрой» в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом суд разъясняет, что отказ в совершении регистрационных действий делает невозможным эксплуатацию транспортного средства, однако Общество не лишено возможности предъявления соответствующих требований в порядке применения гражданско-правовых способов защиты нарушенного права.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя возлагаются расходы по государственной пошлине, которая была им уплачена при подаче заявления.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: Т.Ю. Чемезова