ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15800/13 от 27.12.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                  Дело  №А19-15800/2013

27.12.2013 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В.,

 рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 665734, Иркутская обл., Братск г., Энергетик п., Олимпийская ул., 14)

к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664003, <...>)

о признании незаконным постановления от 10.10.2013г.  №417-38-17/13,

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «Восточно – Сибирские магистральные нефтепроводы» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  от 10.10.2013г.  №417-38-17/13 года, вынесенного Агентством лесного хозяйства Иркутской области в лице Территориального отдела по Киренскому лесничеству (далее ответчик, административный орган).

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 05.11.2013г. для представления сторонами доказательства и представления ответчиком отзыва на заявление установлен срок до 26.11.2013г., для представления дополнительных документов, объяснений, возражений, доказательств, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, установлен срок до 17.12.2013 г.

Определение от 05.11.2013г. получено заявителем 11.11.2013г., ответчиком 08.11.2013г и 12.11.2013г.

Таким образом, стороны в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

От Агентства лесного хозяйства Иркутской области 28.11.2013г. в материалы дела поступил отзыв, согласно которому ответчик в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

По существу заявленных требований суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

На основании распоряжения от 17.07.2013г. № 1807-агр, в отношении  ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» проведена  внеплановая (выездная) проверка в местах использования  обществом лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов -  строительство  объекта «Вдольтрассовый проезд км. 853 – км 981,6 ТС ВСТО Строительство» и заготовки древесины для возможности реализации  основной цели использования участка.

 В ходе проведения проверки  установлено, что в квартале 153 выделе 1 Ичерский дачи, Ичерского участкового лесничества, Киренского лесничества, в охранной  зоне  магистрального нефтепровода ООО «Востокнефтепровод» не обеспечена уборка заготовленной древесины. Данная древесина  заготовлена в процессе строительства магистрального трубопровода и использовалась как лежнёвый настил. Остатки  лежневого настила в виде равномерно уложенных бревен шириной 5 метров и длиной 150 метров находятся  в охранной зоне на расстоянии 7 метрах от оси магистрального нефтепровода.  Нарушен п. 34 главы 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.08.2013г. №72-38-17/13.

По факту ненадлежащего выполнения предусмотренных законом обязанностей по обеспечению уборки горючих материалов при строительстве и  эксплуатации трубопровода в пожароопасный период, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2013г. №417-38-17/13 по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем начальника территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству   10.10.2013г. вынесено постановление №417-38-17/13 о признании ООО «Восточно – Сибирские магистральные нефтепроводы» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что постановление № 417-38-17/13 нарушает права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что  обнаруженная в ходе проведения проверки древесина является лежневой дорогой, в связи с чем, полагает, что состав вмененного правонарушения отсутствует. Кроме того, заявитель указывает, что  административным органом не доказано, что элементы лежневых дорог находятся в  охранной зоне нефтепровода.

Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, указывает, что  обнаруженная  древесина  не отвечает признакам  лежневой дороги, вмененный состав правонарушения полагает доказанным, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами. 

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с  ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 52 указанного Кодекса охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным Кодексом.

Статьей 1 Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"  предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона, в соответствии с  п. 34  Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах"  должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.

Согласно п. 4.1.  Правил  охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе  вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

В соответствии с Распоряжением  Агентства лесного  хозяйства Иркутской области  от 30.05.2013г. №1300-агр на территории  Киренского района начало  пожароопасного периода 2013 года  объявлено с 01.06.2013г.

Как установлено судом, ООО «Востокнефтепровод» осуществляет использование   лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов -  строительство  объекта «Вдольтрассовый проезд км. 853 – км 981,6 ТС ВСТО Строительство» и заготовки древесины для возможности реализации  основной цели использования участка.

В ходе проверки установлено, что  в квартале 153 выделе 1 Ичерский дачи, Ичерского участкового лесничества, Киренского лесничества, в охранной  зоне  магистрального нефтепровода ООО «Востокнефтепровод» не обеспечена уборка заготовленной древесины. Данная древесина  заготовлена в процессе строительства магистрального трубопровода и использовалась как лежнёвый настил. Остатки  лежневого настила в виде равномерно уложенных бревен шириной 5 метров и длиной 150 метров находятся  в охранной зоне в 7 метрах от оси магистрального нефтепровода.

Выявленные нарушения квалифицированы административным органом как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и постановлением №419-38-17/13 от 10.10.2013г. ООО «Восточно – Сибирские магистральные нефтепроводы» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Факт допущенного нарушения подтверждается актом проверки   от 22.08.2013 №72-38-17/13;   протоколом об административном правонарушении от 12.09.2013 №417-38-17/13;  по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; схемой места нарушения, являющейся приложением к протоколу от 12.09.2013г. №417-38-17/13; фототаблицей к протоколу   от 12.09.2013г. №417-38-17/13.

Довод заявителя о том, что  обнаруженная древесина используется обществом для укладки лежневых дорог, которая относится к служебным дорогам  и используется для обслуживания магистрального нефтепровода, проезда пожарных, ремонтных и аварийных машин не может быть признан судом обоснованным.

Заявителем в материалы дела не представлен соответствующий  договор аренды лесного участка, на котором расположена лежневая дорога, который в рассматриваемом случае безусловно подтвердил бы факт наличия лежневой дороги.

Кроме того,  в соответствии с требованиями п. 7.3.7 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отработке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94) дорога подлежит обустройству таким образом, чтобы  от бровки дорог до оси трубопровода было не менее 10 метров. Как следует из схемы нарушения расстояние от оси трубопровода до кромки штабелей древесины (предполагаемых заявителем лежневой дорогой) составляет 7 метров.

По мнению суда, остатки лежневого настила, в том числе, при не соблюдении требований, предъявляемых к лежневым дорогам,  не могут быть расценены как лежневая дорога и правомерно оценены административным органом как складированная древесина.

Ссылка заявителя на положения  п.п. 5.6.7, 5.6.9 Правил ликвидации аварий и повреждений на магистральных трубопроводах, указывающих на возможность использования лежней из лесоматериалов, по мнению суда, не может быть признана во внимание, поскольку заявителем не обосновано обустройство лежневой дороги именно в месте обнаружения древесины, поскольку в месте выявленного  правонарушения, аварий и повреждений  на трубопроводе не зарегистрировано.

Указание заявителя на то, что демонтаж лежневых дорог противоречит требованиям РД 153-39.4-114-01 «Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных трубопроводах»  при несоблюдении  положений Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 30.06.2007г. №417 не может быть признано судом правомерным.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, чтоОбщество своими действиями допустило нарушение  п. 34  Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных  Постановлением  Правительства РФ  от 30.06.2007г. №417, что указывает на наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным органом и судом установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к ответственности оспариваемым постановлением, при этом им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем  доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлены. Административным органом доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом  не установлено.

В соответствии с ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены постановления   Агентства лесного хозяйства  Иркутской области в лице территориального отдела по Киренскому лесничеству  № 417-38-17/13 от 10.10.2013г., таким образом, в удовлетворении требования Общества  следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                            Л.В. Назарьева