АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15817/2013
27.12.2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.12.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пугачевым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Страховая Компания «ДИАНА» (ИНН <***>; ОГРН <***>; <...>)
к государственному инспектору Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску майору полиции ФИО1
о признании незаконными действий по регистрации транспортного средства MERSEDES-BENZ S 500 4 MATIC, идентификационный номер <***>
третье лицо – ФИО2
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО3, паспорт, представитель по доверенности
от ответчика – не явился
от третьего лица - ФИО4, паспорт, представитель по доверенности, ФИО5, паспорт, представитель по доверенности
установил:
В арбитражный суд поступило заявление Закрытого акционерного общества «Страховая Компания «ДИАНА» (далее ЗАО «СК «Диана») к государственному инспектору регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску майору полиции ФИО1 о признании незаконными действий по регистрации транспортного средства MERSEDES-BENZ S 500 4 MATIC, идентификационный номер <***>.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, в представленном отзыве заявленные требования не признал.
Представители третьего лица считают заявленные требования необоснованными, дали пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителей заявителя, третьего лица, суд установил следующее.
01.06.2013 г. государственным инспектором регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску майором полиции ФИО1 на регистрационный учет было поставлено транспортное средство - MERSEDES-BENZ S 500 4 MATIC, идентификационный номер <***> (далее автомобиль).
13.06.2013 г. между собственником автомобиля - гражданкой ФИО2 и ЗАО «СК «Диана» был заключен договор №96351 добровольного страхования данного транспортного средства.
18.06.2013 г. ФИО2 заявила в органы внутренних дел о хищении автомобиля и 19.06.2013 г. обратилась в ЗАО «СК «Диана» с заявлением о выплате страхового обеспечения в связи с наступлением страхового случая.
ЗАО «СК «Диана» полагая, что транспортное средство было поставлено на регистрационный учет незаконно, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий по регистрации автомобиля.
Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно заявлению ЗАО «СК «Диана» о нарушении его прав и законных интересов обществу стало известно 15.10.2013 г. из письма Российского союза автостраховщиков №И-12279 от 09.10.2013 г., поэтому срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
Статьей 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей
Пунктом 19 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона предусмотрено, что на полицию возлагается обязанность регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним.
Порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложения 1 к Приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).
Последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним определена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложения 2 к Приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации установлено, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Правила) (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемого действия) установлено, что регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;
- конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами;
- при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 16, 23, 24, 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее Административный регламент) (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемого действия) для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют:
а) заявление (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту);
б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий.
К таким документам относятся: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, с приложением документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания, а также иные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выданные в установленном законодательством порядке. При отсутствии в паспорте записей о регистрации по месту жительства представляется также документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания.
Для граждан в возрасте от 14 до 18 лет к таким документам относится паспорт, а в присутствии родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) или представителей органов опеки и попечительства - паспорт или свидетельство о рождении, если паспорт ему не выдавался.
Для граждан иностранных государств представляются документы, предусмотренные пунктами 19-21 настоящего Административного регламента;
в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий;
г) документ об уплате государственной пошлины;
д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;
е) транспортное средство. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортного средства, допускается представление акта технического осмотра транспортного средства, выданного с соблюдением требований настоящего Административного регламента.
При осмотре двух и более транспортных средств, находящихся во владении одного собственника (владельца) составляется акт осмотра группы транспортных средств.
Транспортное средство не представляется при получении регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность, при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в связи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистрации на основании заявления собственника или по окончанию срока ее действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собственником за пределами территории Российской Федерации;
ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться:
заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации;
документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов;
документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями;
выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;
договоры, свидетельства о праве на наследство;
другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации.
Для транспортных средств и номерных агрегатов, высвобождаемых из воинских частей, дополнительно представляются копия договора с уполномоченными органами военного управления, а также счет-наряд или акт приема-передачи объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-1).
Для транспортных средств, поставляемых в рамках государственных или муниципальных контрактов, представляются акты приема-передачи транспортных средств от организаций-поставщиков к конечным получателям. При этом в паспортах транспортных средств, передаваемых конечным получателям, в графе "Документ на право собственности" должны указываться номер и дата государственного или муниципального контракта.
Для регистрации транспортных средств, получаемых юридическими лицами на правах хозяйственного ведения или оперативного управления представляются распорядительные документы субъекта Российской Федерации или муниципальных образований о закреплении транспортных средств за государственным или муниципальным унитарным предприятием (в том числе за акционерными обществами, созданными субъектом Российской Федерации или его муниципальным образованием), которым указанные транспортные средства предаются на правах хозяйственного ведения, или казенному предприятию или учреждению, которым они передаются на правах оперативного управления;
з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное) - в случаях регистрации, в том числе временной, и изменения регистрационных данных транспортных средств, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
и) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом;
к) свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства;
л) документы, предусмотренные программами по утилизации транспортных средств.
Заявление на совершение регистрационных действий составляется по установленному образцу (приложение N 2 к Административному регламенту). Заявление может быть заполнено от руки или машинописным способом, распечатано посредством электронных печатающих устройств, либо представлено для обработки в электронном виде.
Заявление на совершение регистрационных действий составляется в единственном экземпляре и подписывается заявителем.
В представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), персональные данные (для физического лица), установочные данные (для юридического лица), адреса и подписи сторон, сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;
- конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом;
- при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- если представленные к совершению регистрационных действий документы исполнены карандашом или имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления.
Как следует из материалов дела, при регистрации автомобиля ФИО2 были представлены следующие документы: заявление, договор купли-продажи автомобиля ЕЮ13 № 00530 от 30.04.2013 г., договор оказания услуг ЕЮ13 № 00530 от 30.04.2013 г., паспорт транспортного средства 78 УЕ 270999 с отметкой о снятии его с регистрационного учета в связи с отчуждением предыдущим собственником, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности серии ВВВ №0629612919. Также на обороте заявления имеются отметки ответчика о принятии от ФИО2 регистрационных знаков транспортного средства, о проверке автомобиля по базам данных АМПС «Автопоиск-Розыск», «Документ», «ФР-Оповещение».
В представленном отзыве, заключении служебной проверки по факту регистрационных действий от 23.07.2013 г. указано, что государственным инспектором Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску майору полиции ФИО1 были совершены регистрационные действия с вышеуказанным автомобилем, так как ограничения, препятствующие их совершению установлены не были.
Довод заявителя о том, что при регистрации автомобиля ФИО2 не был представлен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности серии ВВВ №062961291, опровергается материалами дела, так как светокопия данного полиса была отснята ответчиком при осуществлении регистрационных действий и представлена в материалы дела.
Довод заявителя о том, что данный полис был недействительным и согласно данным фактически выдавался на другой автомобиль, что подтверждается письмами Российского союза автостраховщиков №И-42279 от 09.10.2013 г. и ОАО «Страховая компания МСК» №3699 от 14.11.2013 г., поэтому действия ответчика по регистрации транспортного средства были незаконными, судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из п. 3 Правил, п. 33 Административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства только в случае обнаружении признаков подделки представленных документов, регистрационных знаков.
Доказательств того, что при совершении регистрационных действий ответчиком были обнаружены признаки подделки полиса обязательного страхования гражданской ответственности серии ВВВ №0629612919, в материалы не представлено.
Согласно ответу прокуратуры г. Братска от 07.11.2013 г. №759ж/2013 на обращение ЗАО «СК «Диана» в результате проведенной проверки установлено, что на основании представленных документов ответчиком после проведения сверки номерных агрегатов автомобиля, проверки автомобиля и представленных документов по имеющимся в Регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску базам учета, автомобиль был поставлен на регистрационный учет. При этом каких-либо запретов или ограничений на совершение регистрационных действий с автомобилем выявлено не было, представленные при регистрации документы по базам данных как утраченные, похищенные или недействительные не значились.
Ссылка заявителя на то, что автомобиль фактически был уничтожен в результате пожара и не мог быть представлен для совершения регистрационных действий, судом не принимается по следующим основаниям.
Заявителем представлены документы (извещение о повреждении транспортного средства от 09.12.2011 г., заключение о стоимости ремонта транспортного средства АТ3219373, без даты, выданное ООО «НЭК-ГРУП», решение Центрального районного суда г. Кемерово по делу №2-2629/2012) о том, что автомобиль был поврежден в результате пожара. Вместе с тем, указанные документы не содержат сведения о фактическом уничтожении автомобиля, с регистрационного учета транспортное средство, согласно представленным документам, также не снималось, из гражданского оборота автомобиль не изымался, поэтому указанные документы не подтверждают факт того, что транспортное средство не могло быть представлено на регистрацию.
Судом установлено, что все действия, предусмотренные Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» при регистрации транспортного средства MERSEDES-BENZ S 500 4 MATIC, идентификационный номер <***> были совершены ответчиком в установленном порядке.
Нарушений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Правил, Административного регламента, других нормативных правовых актов, в действиях государственного инспектора Регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Братску майора полиции ФИО1 при регистрации указанного автомобиля, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 123, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.И. Колосов