АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
Дополнительное здание суда:
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mailhttp://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск Дело №А19-15870/2017
«18» сентября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕТРА И К» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чунскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным постановления от 25.07.2017г. №36АД 658491,
при участии в судебном заседании:
от общества: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.08.2017г. без номера;
от административного органа: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТЕТРА И К» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чунскому району от 25.07.2017г. №36АД 658491 и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Представитель общества факт совершения вмененного правонарушения не оспорил, вместе с тем, указал на то, что административным органом при назначении наказания не учтены положения ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление №82051), в судебное заседание не явился.
В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 14 час. 41 мин. 11.09.2017г. до 09 час. 45 мин. 18.09.2017г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Из материалов дела следует, что ООО «ТЕТРА И К» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом отдела экономического развития аппарата администрации Чунского района, на основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом от 09.03.2017г. №1, проведена проверка в отношении ООО «ТЕТРА И К» с целью контроля за соблюдением юридическим лицом дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, установленных пп.«б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2011г. №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области».
В ходе контрольных мероприятий было установлено, что ООО «ТЕТРА И К» допустило в магазине «Тетра», расположенном по адресу: <...>, реализацию алкогольной продукции, а именно: водки «Русский азарт» емкостью 0,25л. в количестве 1 единицы, водки «Государев заказ» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, вина фруктового (плодового) полусладкого «Праздник Сакуры Яблочное» емкостью 1л. в количестве 2 единиц, напитка винного на основе красного вина «Пьяная слива» емкостью 0,75л. в количестве 1 единицы, российского коньяка пятилетнего «Каменный лев» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, напитка винного «Сангрия Эста Вальдепабло» емкостью 1л. в количестве 1 единицы, водки «Талка» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, водки «Высота ICEPEAK» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы в запрещенный день (1 сентября 2016 года – День знаний).
Рассмотрев материалы проверки, должностным лицом отдела экономического развития аппарата администрации Чунского района составлен в отношении ООО «ТЕТРА И К» протокол от 16.03.2017г. №1 об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чунскому району от 25.07.2017г. №36АД 658491 ООО «ТЕТРА И К» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в суд с вышеуказанными требованиями. Общество полагает, что административным органом при назначении наказания не учтены положения ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указало, что ООО «ТЕТРА И К» является субъектом малого предпринимательства, внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства №ЮЭ-9965-17-1838240, административное правонарушение совершено впервые, причиненный вред (угрозы причинения вреда) отсутствует.
Административный орган требования общества по существу не оспорил, представил материалы проверки.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.ч.6, 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено: нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.14.17.1 данного кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в ч.ч.1, 2 и 2.1 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Иркутской области от 14.10.2011г. №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области» установлено, что на территории Иркутской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе: с 8-00 до 23-00 часов в Международный день защиты детей (1 июня), День знаний (1 сентября), День России (12 июня), в период проведения Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» в радиусе 300 метров от места ее проведения, а также в определяемые органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области даты празднования Дня молодежи, Дня города, Дня района, проведения Последнего звонка в муниципальных образованиях Иркутской области.
Как усматривается из материалов дела, ООО «ТЕТРА И К» допустило в магазине «Тетра», расположенном по адресу: <...>, реализацию алкогольной продукции, а именно: водки «Русский азарт» емкостью 0,25л. в количестве 1 единицы, водки «Государев заказ» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, вина фруктового (плодового) полусладкого «Праздник Сакуры Яблочное» емкостью 1л. в количестве 2 единиц, напитка винного на основе красного вина «Пьяная слива» емкостью 0,75л. в количестве 1 единицы, российского коньяка пятилетнего «Каменный лев» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, напитка винного «Сангрия Эста Вальдепабло» емкостью 1л. в количестве 1 единицы, водки «Талка» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы, водки «Высота ICEPEAK» емкостью 0,5л. в количестве 1 единицы в запрещенный день (1 сентября 2016 года – День знаний).
Общество факт реализации продукции в запрещенный день не оспорило.
Оценив представленные доказательства, заслушав представителя общества, суд приходит к выводу, что действия ООО «ТЕТРА И К» по реализации алкогольной продукции образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16.03.2017г. №1, заключением о проведенном мероприятии по контролю от 15.03.2017г.
Согласно положениям ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае выявленные административным органом нарушения указывают на то, что общество не предприняло необходимых мер для обеспечения соблюдения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: Постановления Правительства Иркутской области от 14.10.2011г. №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области». Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюсти требования указанного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ООО «ТЕТРА И К» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом проверено соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности и нарушений не установлено.
Частью 3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Вместе с тем, согласно ст.26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельства, смягчающие и отягчающих ответственность, установлены ст.ст.4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются данным кодексом.
Согласно ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 данной статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч.1 ст.4.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 данного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «ТЕТРА И К» включено 01.08.2016г. в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «малое предприятие», что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 13.09.2017г. №ЮЭ9965-17-2015997.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «ТЕТРА И К» ранее привлекалось к административной ответственности в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч.2 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, ч.ч.2 и 3 ст.19.27, ст.ст.19.28, 19.29, 19.30, 19.33 данного кодекса.
Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
На наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (потребителей алкогольной продукции) в оспариваемом постановлении не указано.
Учитывая изложенное, суд считает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа за совершенное обществом правонарушение на предупреждение.
Данный правовой подход отражен в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017г. по делу №А78-4054/2017.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в чч.2 и 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Таким образом, поскольку административный орган обязан был при назначении административного наказания учитывать положения ст.3.4, ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд приходит к выводу о признании оспариваемого постановления незаконным в части назначения административного наказания в виде штрафа и полагает правомерным заменить его на предупреждение.
Согласно ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чунскому району от 25.07.2017г. №36АД 658491 подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
Постановление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чунскому району от 25.07.2017г. №36АД 658491 признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.
Назначить ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕТРА И К», расположенному по адресу: 665512, Иркутская область, Чунский район, р.п.Чунский, ул.8 Марта, д.15, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Н.В.Деревягина