АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-16056/2019
02.09.2019
Резолютивная часть решения принята 23.08.2019
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2019
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 107174, <...>. Басманная, д. 2) в лице Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов (адрес: 664013, <...>)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 630091, <...>)
об отмене постановления о назначении административного наказания от 13.06.2019 № 7195660382-03,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов (далее – заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 13.06.2019 № 7195660382-03 по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу (далее - ответчик, административный орган).
Определением суда от 03.07.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается без вызова сторон.
В сроки, установленные определением суда, ответчик направил отзыв на заявление, в котором требования не признал, полагает вынесенное постановление законным и обоснованным, просил суд отказать в удовлетворении требований.
Дело рассматривается по правилам, установленным главами 25, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании распоряжения от 13.05.2019 № 282-р в отношении ОАО "РЖД" с 03.06.2019 по 05.06.2019 проведена плановая выездная проверка в целях соблюдения Восточно-Сибирской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО "РЖД" (далее – ВС РДЖВ ОАО "РЖД") обязательных требований безопасности законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в части исполнения Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" и "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495.
Объект - железнодорожный вокзал Иркутск - Сортировочный.
Проведенной проверкой административным органом выявлены нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:
- ВС РДЖВ ОАО "РЖД" не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Иркутск-Сортировочный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
- ВС РДЖВ ОАО "РЖД" не обеспечено внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Иркутск-Сортировочный, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и его представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (дополнительная оценка уязвимости вокзала Иркутск-Сортировочный утверждена Росжелдором 11.09.2018);
- ВС РДЖВ ОАО "РЖД" на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожном вокзале Иркутск - Сортировочный не воспрепятствуется проникновение любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.06.2019 №2019-282.
В соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту выявленных нарушений требований подпунктов 3, 18, 37 пункта 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" должностным лицом административного органа в отношении ОАО "РЖД" 10.06.2019 составлен протокол №7195660382-01 об административном правонарушении по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 13.06.2019 о назначении административного наказания №7195660382-03 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности", является субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно части 3 статьи 12 ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целями обеспечения транспортной безопасности, в силу части 1 статьи 2 ФЗ "О транспортной безопасности", являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ "О транспортной безопасности", Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 названного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании пункта 5 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности" железнодорожные вокзалы являются объектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 10 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности", транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Восточно-Сибирская региональная дирекция железнодорожных вокзалов является структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В соответствии с Положением об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 №183, (далее - Положение) основными задачами и функциями региональной Дирекции являются: обеспечение работы вокзальных комплексов, текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других основных фондов, находящихся на балансе региональной Дирекции. В соответствии со справкой ВС РДЖВ ОАО "РЖД" от 08.02.2018 на балансе региональной Дирекции находятся двадцать железнодорожных вокзалов в том числе Иркутск-Пассажирский.
В соответствии с требованиями ФЗ "О транспортной безопасности" Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором) в 2011 году прокатегорированы и внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры вышеуказанные железнодорожные вокзалы, а в 2012 году, региональная Дирекция обеспечила проведение оценки уязвимости железнодорожных вокзалов, находящихся на балансе. Росжелдором, в 2015 году утвержден план обеспечения транспортной безопасности вокзала станции Иркутск-Сортировочный. Результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены Росжелдором 11.09.2018.
Согласно Положению об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" организация обеспечения транспортной безопасности и выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта возлагается на ВС РДЖВ ОАО "РЖД", в ведении которой находится объект транспортной инфраструктуры. При организации обеспечения транспортной безопасности ВС РДЖВ ОАО "РЖД" должна руководствоваться ФЗ "О транспортной безопасности", и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными документами ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О транспортной безопасности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495, утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта". В соответствии с пунктом 2 Требований, они применяются в отношении железнодорожных вокзалов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 названных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; обязаны обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в компетентный орган в течение трех месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (подпункт 18 пункта 5 Требований); а также обязаны воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры (подпункт 37 пункта 5 Требований).
Данные обязанности заявителем не выполнены.
Вместе с тем, поскольку, дополнительная оценка уязвимости утверждена Росжелдором 11.09.2018, а ОАО "РЖД" обязано в течение трех месяцев с момента утверждения плана направить его в ФАЖТ, то есть до 12.12.2018, следовательно, на момент привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности - 13.06.2019 по подпункту 18 пункта 5 Требований срок привлечения истек, поскольку нарушение не является длящимся (п. 2 Акта проверки). По данному эпизоду административным органом сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, в связи с истечением срока привлечения к ответственности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом выявлен факт нарушения обществом вышеуказанных требований, а именно установлено, что в нарушение положений подпунктов 3, 37 пункта 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта":
- не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Иркутск-Сортировочный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
- ВС РДЖВ ОАО "РЖД" на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожном вокзале Иркутск - Сортировочный не воспрепятствуется проникновение любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае административным органом доказано событие правонарушения, выраженного в нарушении обязательных требований.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований в материалы дела не представлено.
Доказательств объективной невозможности исполнения обществом указанных требований суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Довод общества в части отсутствия объективной возможности на момент проверки сформировать (образовать) силы транспортной безопасности вокзала Иркутск-Сортировочный судом отклонен, как не подтверждённый материалами дела. Более того, как либо доказательств формирования собственных сил, либо договоры на привлечение сторонних организаций заявителем также не представлено.
Иные доводы, изложенные в заявлении и возражениях по делу об административном правонарушении указывают на несогласие общества с постановлением административного органа, однако не опровергают аргументы, приведенные в постановлении о привлечении к ответственности и не свидетельствуют об отсутствии фактов административного правонарушения.
Невыполнение ОАО "РЖД" подпунктов 3, 37 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 выявлено в ходе проверки, подтверждается материалами дела и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статье 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется. Каких либо чрезвычайных обстоятельств, при которых допущено нарушение, судом не установлено. В данном случае возникла непосредственная угроза наступления подобных последствий, что указывает на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, рассматриваемое нарушение является формальным, существенная угроза состоит не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовой обязанности.
Суд по материалам дела не усмотрел обстоятельств смягчающих либо отягчающих ответственность.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применено наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Таким образом, привлечение ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в минимальном размере - 50000 руб. является обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.В. Гаврилов