АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-16547/2021
« 22 » декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела полиции № 5 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (адрес: <...>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Маньчжурия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...> стр. 65/1)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании
от административного органа: не явились;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явились;
установил:
Заявление подано о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Маньчжурия» (далее – ООО «Маньчжурия») к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель – Отдел № 5 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее – ОП-5 МУ МВД России «Иркутское»), надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
ООО «Маньчжурия» в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв не представило.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Согласно почтовому конверту, отчету ФГУП «Почта России» об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 66402565884112 копия судебного акта не вручена ООО «Маньчжурия» в связи с истечением срока хранения почтового отправления (заказное письмо прибыло в место вручения 29.11.2021, возвращено отправителю 07.12.2021 по причине «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения»), что в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 123 АПК РФ судом расценивается как надлежащее извещение общества о месте и времени рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 205 АПК РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что ООО «Маньчжурия» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.02.2006 за основным государственным регистрационным номером <***>.
13.01.2021, в ходе проведения проверочных мероприятий в ресторане «Маньчжурия», расположенном по адресу: <...>, участковым уполномоченным полиции ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» выявлен факт оборота ООО «Маньчжурия» алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
Согласно протоколу осмотра от 13.01.2021, протоколу изъятия 13.01.2021, составленным в присутствии понятых, обнаруженная алкогольная продукция, находящаяся в указанной точке общепита, осмотрена проверяющим сотрудником полиции и изъята.
21.01.2021 по данному факту в отношении ООО «Маньчжурия» составлен протокол об административном правонарушении АД № 064308 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» на основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Маньчжурия» к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (статья 2 Закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота пива и пивных напитков.
Согласно пункту 2 указанной статьи лицензии выдаются, в том числе, на осуществление такого вида деятельности как розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 3 статьи 26 Закона № 171-ФЗ юридические лица, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона № 171-ФЗ является административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.
Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» 13.01.2021 проведены проверочные мероприятия по сообщению о происшествии, зарегистрированному в КУСП (№ 397 от 13.01.2021), о реализации алкогольной продукции без лицензии в кафе «Маньчжурия».
Проверкой установлено, что ООО «Маньчжурия» осуществляет деятельность по предоставлению услуг общественного питания в одноименном ресторане, расположенном в нежилом помещении по адресу: <...>, часть которого принадлежит обществу на праве аренды (договор аренды от 13.03.2017 № А/2017-34-4, заключенный с ООО «Гранд»).
В протоколе об административном правонарушении от 21.01.2021 АД № 064308 обществу в качестве объективной стороны правонарушения вменена реализация 13.01.2021 алкогольной продукции в ассортименте. При этом лицензия на осуществление данного вида деятельности обществом в установленном порядке не оформлена.
В частности, проверяющим сотрудником полиции установлено, что в указанную дату в подсобном помещении ресторана обнаружена следующая алкогольная продукция:
шампанское «Лев Голицын» объемом 0,2л – 1 бутылка;
вино игристое «Mondoro» объемом 0,75л – 4 бутылки;
коньяк «Hennessy» объемом 0,7л – 1 бутылка;
коньяк «Remy Martin VSOP» объемом 0,5л - 1 бутылка;
пиво «Харбин» объемом 0,45л – 36 бутылок;
пиво «Harbin» объемом 0,45л - 7 бутылок;
пиво «Heineken» объемом 0,47л – 17 бутылок.
В судебном заседании, состоявшемся 24.11.2021, был опрошен об обстоятельствах, имеющих значение для дела, участковый уполномоченный полиции ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» лейтенант полиции ФИО1, составивший протокол об административном правонарушении от 21.01.2021 АД № 064308.
Опрошенный судом ФИО1 пояснил, что обнаруженная алкогольная продукция находилась в подсобном помещении ресторана «Маньчжурия»». В частности, была обнаружена и изъята следующая алкогольная продукция: шампанское «Лев Голицын» – 1 бутылка; вино «Мондоро» – 4 бутылки; коньяк «Хеннесси» – 1 бутылка; коньяк «Реми марти» - 1 бутылка, пиво «Харбин» – 36 бутылок (0,45л), пиво «Harbin» – 7 бутылок (0,45), пиво «Хайнекен» – 17 бутылок. На пивную продукцию товарно-сопроводительные документы также не были представлены.
Таким образом, материалами дела подтвержден оборот алкогольной продукции в виде хранения, поскольку в соответствии с положениями Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции включает в себя также и ее хранение.
Отрицая принадлежность ему спорной алкогольной продукции, ООО «Маньчжурия» в ходе производства по делу об административном правонарушении утверждало, что алкоголь принадлежит ФИО2 – клиенту ресторана, который заказал банкет на 14.01.2021 и самостоятельно приобрел алкогольную продукцию. Приобретенная клиентом алкогольная продукция была по его просьбе помещена в подсобное помещение для охлаждения в холодильной камере.
В обоснование своих доводов обществом представлены следующие документы: счет от 14.01.2021 (л.д. 36), товарный чек от 12.12.2020 (л.д. 37) и кассовый чек от 27.12.2020 (л.д. 35) на покупку алкогольной продукции, объяснение ФИО2 (л.д. 54).
В представленных чеках отражено приобретение алкогольной продукции: 12.12.2020 на сумму 9004 руб. - 72 бутылок пива «Харбин» и 20 бутылок пива «Хейнекен»; 27.12.2020 на сумму 4177,04 руб., в том числе, трех бутылок водки «Хаски Айс» стоимостью 292,68 руб. каждая и одной бутылки коньяка «Hennessy VSOP» объемом 0,7л стоимостью 3299 руб.
Как следует из объяснения ФИО2, 13.01.2021 он пришел в кафе «Маньчжурия», где договорился о проведении там банкета 14.01.2021. Алкогольную продукцию ему реализоваться отказались, сославшись на отсутствие лицензии, предложили приобрести алкоголь самостоятельно. В ходе предварительного заказа ему был выписан счет с отметкой «Алкоголь клиента», после чего в алкомаркете он приобрел алкогольную продукцию: коньяк «Hennessy», «Remy Martin», вино, шампанское «Mondoro», пиво.
По утверждению ФИО2 сначала ему было отказано в продаже алкоголя, после чего он приобрел алкоголь самостоятельно. Следовательно, датой приобретения алкогольной продукции не могла быть дата ранее, чем 13.01.2021.
Однако сопоставление в хронологической последовательности даты, когда ФИО2 было отказано в реализации алкоголя и предложено прибрести его самостоятельно (13.01.2021), и дат приобретения алкогольной продукции (12.12.2020, 27.12.2020) не подтверждает того факта, что в подсобном помещении ресторана «Маньчжурия» хранилась алкогольная продукция, приобретенная ФИО2 по представленным чекам.
Кроме того, алкогольная продукция, перечисленная в товарном и кассовом чеках, и алкогольная продукция, изъятая у ООО «Маньчжурия» согласно протоколу от 13.01.2021, не тождественны по содержанию. Так, ФИО2 представлен документ о приобретении одной бутылки коньяка «Hennessy VSOP», тогда как в ходе проверки 13.01.2021 в проверяемой точке общепита были изъяты шампанское «Лев Голицын», вино игристое «Mondoro» и коньяк двух наименований.
Таким образом, проанализировав доказательства, которые, по мнению общества, подтверждают принадлежность спорной алкогольной продукции иному лицу - ФИО2, суд приходит к выводу, что данные доказательства не отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Поскольку под оборотом алкогольной продукции понимается и ее хранение, то в действиях ООО «Маньчжурия», выразившихся в хранении спорной алкогольной продукции в принадлежащем ему помещении, наличествует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
ООО «Маньчжурия» не приняло всех зависящих от него мер к предотвращению оборота алкогольной продукции без лицензии, что свидетельствует о виновности юридического лица в силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 21.01.2021 АД № 064308 составлен в присутствии руководителя ООО «Маньчжурия» ФИО3 и подписан ею. Права и обязанности лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные КоАП РФ, при составлении протокола ФИО3 разъяснены.
Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает в качестве меры наказания наложение на юридических лиц административного штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
С учетом характера совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить ООО «Маньчжурия» административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 руб., что является соразмерным совершенному правонарушению.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, которой согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в резолютивной части решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в том числе, в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.
Из положений пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ следует, что названные в нем этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте.
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В связи с чем, являющаяся предметом административного правонарушения алкогольная продукция, обнаруженная в ходе осмотра помещений общества и изъятая согласно протоколу от 13.01.2021, подлежит уничтожению в установленном порядке.
Изъятая алкогольная продукция помещена на склад временного хранения МУ МВД России «Иркутское» по адресу: <...>.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Общество с ограниченной ответственностью «Маньчжурия», зарегистрированное в качестве юридического лица 21.02.2006, основной государственный регистрационный номер <***>, ИНН <***>, расположенное по адресу: 664007, <...> стр. 65/1, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
расчетный счет <***>, получатель УФК по Иркутской области (ГУ МВД по Иркутской области, лицевой счет № <***>), ИНН <***>, КПП 380801001, банк получателя: Отделение Иркутск, г. Иркутск, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 18811608010016000140, УИН 188 8 03 38 20 002 064732 4.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа представить в арбитражный суд.
Изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от 13.01.2021 алкогольную продукцию, помещенную на склад временного хранения Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» по адресу: <...>, направить на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Позднякова Н.Г.