ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16671/15 от 19.11.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025,  тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, 664011,  тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-16671/2015

23.11.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2015

Полный текст решения изготовлен 23.11.2015 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В.Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Д.В.Рой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЯК БАЙКАЛА» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о взыскании 550000руб.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 представителя по доверенности.

от ООО «МАЯК БАЙКАЛА»: не явилось,

установил:

АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЯК БАЙКАЛА» (далее – ответчик, ООО «МАЯК БАЙКАЛА», Общество) о  взыскании 550000руб., составляющих сумму предоставленного ответчику гранта (субсидии) на создание собственного бизнеса.

АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом 21.10.2015г. Представитель Администрации в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЯК БАЙКАЛА» о времени и месте судебного разбирательства извещено судом надлежащим образом, исходя из положений п.2, ч.4 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явилось, отзыв на исковое заявление не представили.

Копия определения суда о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания от 19.10.15г. направлялась судом ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении Администрация Иркутского районного муниципального образования и в выписке из ЕГРЮЛ. Конверт с копией определения суда от 19.10.15г. вернулся с отметкой «истек срок хранения», о чем орган почтовой связи проинформировал суд. Сведениями о других адресах ООО «МАЯК БАЙКАЛА» суд не располагает.

Кроме этого, копия определения о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания от 19.10.15г. опубликована 20.10.15г. на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Общество в судебное заседание не явилось, отзыв на исковое заявление не представило.

Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующее.

На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 11.12.2013г. № 1 между АДМИНИСТРАЦИЕЙ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЯК БАЙКАЛА» было заключено Соглашение от 17 декабря 2013г. № 1 «О предоставлении гранта (субсидии) из бюджета Иркутского районного муниципального образования на создание собственного бизнеса» (далее - Соглашение), согласно которому истцом был предоставлен грант (субсидия) на создание собственного бизнеса «Организация цеха рыбопереработки в п. Листвянка с трудоустройством персонала из социально-незащищённых категорий граждан» в размере 550 000  рублей, в том числе 50 000 руб. из средств местного бюджета Иркутского района, 425 000 руб. из средств федерального бюджета и 75 000 руб. из средств областного бюджета.

Перечисление ответчику гранта (субсидии) подтверждается Платёжными поручениями от 23.12.2013г.№ 6476837, от 24.12.2013г. № 30014, от 24.12.2013г. № 30050.

Пунктом 1пп. а п. 3 Соглашения предусмотрено, что получатель обеспечивает целевое использование гранта (субсидии) в соответствии с приложением 1 «Смета расходов гранта (субсидии)» к Соглашению. Согласно данному приложения к Соглашению, получатель гранта (субсидии) должен приобрести эхолот - 1 шт. (цена -30 000 руб.), аппарат вакуумной упаковки - 1шт. (цена - 35 000 руб.), контейнер морозильный для хранения рыбы - 1шт. (350 000 руб.), строительные материалы для хозяйственной постройки (135 000 руб.). Срок исполнения - 2-ой квартал 2014 г.

В соответствии с пп. в п. 3 Соглашения получатель гранта (субсидии) обязан в течение месяца после использования гранта субсидии представить в Комитет по экономике АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ документы, подтверждающие использование гранта (субсидии) по форме в соответствии с приложением 2 к Соглашению с приложением надлежащим образом оформленных копий первичных документов, подтверждающих понесенные затраты в соответствии со Сметой затрат на реализацию бизнес-плана. 

По  состоянию  на  01.08.2014г.  данное требование  ответчиком не выполнено, в связи с чем Комитетом по экономике АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ответчику было направлено письмо от 30 сентября 2014г. № 125/07 о предоставлении отчёта.

По состоянию на 12.10.2015г. отчёт, предусмотренный пп. в п. 3 раздела 2 Соглашения, ответчиком ни в администрацию ИРМО, ни в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации ИРМО (на основании Решения Думы ИРМО от 26.02.2015г. № 06-41/рд «Об утверждении структуры администрации Иркутского районного муниципального образования» Комитет по экономике администрации ИРМО переименован в Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации ИРМО (далее - КЭиУМИ)) не представлен.

Документы, подтверждающие понесенные затраты, в связи с использованием гранта (субсидии), в соответствии со Сметой затрат на реализацию бизнес-плана, представлены ответчиком в КЭиУМИ не в полном объёме: отсутствуют документы, подтверждающие покупку аппарата вакуумной упаковки (п. 2 сметы расходов гранта (субсидии) Приложения № 1 к Соглашению); нет подтверждающих документов о переводе денежных средств за оплату эхолота (п. 1 сметы расходов гранта (субсидии) Приложения № 1 к Соглашению); согласно Договора купли-продажи пиломатериалов от 12.06.2014г. (п. 4 сметы расходов гранта (субсидии) Приложения № 1 к Соглашению) строительных материалов для хозяйственной постройки ответчик закупил на 131 000 (сто тридцать одну тысячу) рублей, а не на 135 000 (сто тридцать пять тысяч) рублей. Кроме того, документы (Приемо-сдаточный акт и Товарные чеки), представленные в подтверждение факта оплаты строительных материалов, не могут являться таким подтверждением, так как не соответствуют п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Представленные в подтверждение целевых показателей о сохранении рабочих мест и создании новых, копии паспортов и документы, подтверждающие отнесение данных граждан к социально-незащищённым категориям, не являются подтверждением официального трудоустройства этих граждан, так как ответчиком не представлены трудовые договоры, выписки из трудовых книжек, доказательства начисления заработной платы.

В соответствии с пп. г п. 3 Соглашения получатель гранта (субсидии) обеспечивает через 12 месяцев после поступления гранта (субсидии) на расчётный счёт получателя в кредитной организации (банке) достижение следующих показателей:

-налоговые отчисления за 12 месяцев: 102 000 руб.;

-платежи во внебюджетные фонды за 12 месяцев: 100 280 руб.;

-количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев: 6;

-количество вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев: 6.

Согласно пп. д п. 3 Соглашения, получатель гранта (субсидии) в течение месяца по истечении 12 месяцев после поступления гранта (субсидии) на расчётный счёт получателя в кредитной организации (банке), то есть до 24 января 2015г., представляет АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ отчёт о достижении вышеуказанных целевых показателей по форме в соответствий с приложением 3 Соглашения с приложением оригиналов или надлежащим образом оформленных копий подтверждающих документов.

В соответствии с п. 28 приложения № 2 «Положение о порядке оказания финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса» подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в ИРМО» на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала в Иркутском районе» на 2014-2017 годы», утверждённой постановлением администрации ИРМО от 13.11.2013г. № 5101 (далее - Положение) в случае нарушения получателем гранта (субсидии) условий, установленных при предоставлении гранта (субсидии), а также в случае неиспользования и (или) нецелевого использования гранта (субсидии) Организатор конкурса направляет требование о возврате полученного гранта (субсидии).

Организатором конкурса согласно п. 4 Положения является Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации ИРМО.

Согласно пп. г п. 2 Соглашения, требование о возврате полученного гранта (субсидии) направляется в случае:

- неиспользования (полностью или частично) гранта (субсидии);

- нецелевого расходования средств гранта (субсидии);

- не достижения показателей, предусмотренных пп. г п. 3 раздела 2 «Права и
Обязанности сторон» Соглашения;

- неоднократного (два и более раза) непредставления получателем отчётов и Документов к ним, в соответствии с пп.пп. «в, д, е» п. 3 данного раздела.

Во исполнение указанного, ответчику 4 июня 2015г. и 1 октября 2015г. были направлены «Требования о возврате гранта (субсидии)».

Согласно п. 28 Положения грант (субсидия) подлежит возврату в бюджет Иркутского районного муниципального образования в течение 10 банковских дней со дня получения соответствующего требования, в случае невозврата денежных средств администрация ИРМО списывает субсидию на основании дополнительного соглашения к договору банковского счёта или распоряжения обслуживающему банку о предоставлении администрации права на бесспорное списание денежных средств с отметкой банка о принятии данного распоряжения к исполнению. Пп. д п. 2 Соглашения так же предусмотрено бесспорное списание гранта (субсидии).

До настоящего момента пп.пп. а, в, г, д п. 3 Соглашения не исполнены ответчиком, требование о возврате субсидии не выполнено, то есть денежные средства в бюджет ИРМО не поступили. Произвести списание денежных средств не представляется возможным, так как у кредитной организации Банк 24RU (ОАО), в котором был открыт расчётный счёт Получателя субсидии и перечислены денежные средства, отозвана лицензия на осуществление банковских операций Приказом Банка России от 16.09.2014г. № ОД-2521.

Неисполнение ООО «МАЯК БАЙКАЛА» условий по соглашению от 17.12.2013г. и обязательства по возврату предоставленной субсидии (гранта), явилось основанием для обращения АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в суд с настоящим исковым заявлением о и о взыскании 550000 руб.

Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в частности, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьёй 17 Решения Думы ИРМО от 13.12.2012г. № 44-333/рд «О районном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы», действовавшего на момент предоставления гранта (субсидии), предусмотрено предоставление таких субсидий в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в ИРМО на 2013 - 2015 годы»

В соответствии с данными нормами, администрацией ИРМО принято Положение о порядке оказания финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса, являющееся приложением № 3 к муниципальной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Иркутском районном муниципальном образовании на 2013 - 2015 годы», утверждённой Постановлением администрации ИРМО от 18.10.2012г. № 4934 (далее - Порядок).

Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, определен пунктами 28, 29 указанного Положения.

В соответствии с п. 28 приложения № 2 «Положение о порядке оказания финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса» подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в ИРМО» на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала в Иркутском районе» на 2014-2017 годы», утверждённой постановлением администрации ИРМО от 13.11.2013г. № 5101 (далее - Положение) в случае нарушения получателем гранта (субсидии) условий, установленных при предоставлении гранта (субсидии), а также в случае неиспользования и (или) нецелевого использования гранта (субсидии) Организатор конкурса направляет требование о возврате полученного гранта (субсидии).

Как следует из материалов, дела ответчик не выполнил условие, предусмотренное п. 1 пп. а. пункта 3 соглашения «О предоставлении гранта (субсидии) из бюджета Иркутского районного муниципального образования на создание собственного бизнеса» от 17.12.2013г., не представил АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ документы, подтверждающие целевое использование субсидии.

Ответчик указанные обстоятельства не оспорил, доказательства возврата денежных средств либо доказательства целевого использования субсидии не представил.

В силу пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании изложенного, учитывая положения пункта 2 Соглашение от 17 декабря 2013г. № 1 «О предоставлении гранта (субсидии) из бюджета Иркутского районного муниципального образования на создание собственного бизнеса», исковые требования в части взыскания 550000 рублей долга подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 3  статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 14000руб., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в порядке, установленном законом.

Руководствуясь статьями 167-171  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.Исковые требования удовлетворить.

2.Взыскать с  ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЯК БАЙКАЛА», адрес местонахождения: 664515, <...>, в пользу Администрации Иркутского районного муниципального образования 550000руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14000руб.

3.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                       М.В. Луньков