АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-16890/2013
24.12.2013
Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 24.12.2013.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17)
о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., возбужденного по исполнительному производству № 4704/13/21/38 от 19.08.2013 г.,
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917, место нахождения: 664047, г. Иркутск, ул. Партизанская, 79),
Общество с ограниченной ответственностью «Руссоль» (ОГРН 1085658025650, место нахождения: 460009, г. Оренбург, ул. Цвиллинга, 61/1),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Шаткус И.Н. (паспорт, доверенность),
судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. (паспорт, приказ),
от третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области: не явились,
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Руссоль»: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013 г.
В судебном заседании представитель Управления заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюрина О.С. заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области и Общество с ограниченной ответственностью «Руссоль», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru), в судебное заседание представителей не направили, о возможности рассмотрения дела в их отсутствие не известили, отзывы на заявленное требование не представили.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1103850013772.
Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-1355/2012 от 30.05.2012 заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области удовлетворены: признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившиеся в незаконных требованиях о предоставлении дополнительных документов для выдачи схемы земельного участка и заключения договора купли-продажи, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации; на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» путем утверждения и выдачи схемы расположения четырех земельных участков площадью 144 кв.м. (12м. х 12м. каждый), находящихся непосредственно под объектами недвижимости, принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью «Руссоль» на праве собственности (скважины № 7, №14, №16, №17).
16.07.2013 Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист серии АС №004632713.
19.08.2013 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Амиль Н.Г. возбуждено исполнительное производство №4707/13/21/38, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
В связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ Управлением не исполнен, 13.09.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Полагая постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, одновременно заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд.
Судебный пристав-исполнитель заявленное требование не признал, просил в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и заявления о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013, вынесенного в рамках исполнительного производства №4707/13/21/38 от 19.08.2013, отказать.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 122 Закона №229-ФЗ установлено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Данная норма изложена в главе 13 Закона №229-ФЗ, в которую объединены нормы, регулирующие порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке.
Поскольку Законом №229-ФЗ установлен специальный срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, а установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд является общим в случае оспаривания ненормативных правовых актов, то применяется специальный закон.
В силу части 4 статьи 198 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следовательно, лицо, обращающееся в суд, должно доказать, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013, вынесенного в рамках исполнительного производства №4707/13/21/38, возбужденного 19.08.2013.
В обоснование заявленного ходатайства Управление указало, что срок подачи заявления пропущен им по уважительной причине, а именно: при первоначальном обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора заявление оставлено арбитражным судом без движения, а затем возвращено заявителю.
Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства от 19.08.2013 №4707/13/21/38 13.09.2013 и получено заявителем 30.09.2013, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (согласно штампу Управления на копии постановления о взыскании исполнительского сбора входящий № 11828 от 01.10.2013).
07.10.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013 г.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.10.2013 заявление Управления оставлено без движения, поскольку при его подаче нарушены требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю предложено в срок 11 ноября 2013 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, и обеспечить поступление в арбитражный суд документов до указанного срока.
Законодатель предусмотрел, что в случае оставления судом заявления без движения и установления срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления этого заявления без движения, заявитель должен предпринять все зависящие от него меры к тому, чтобы необходимые документы или иные действия, направленные на устранение таких обстоятельств, были своевременно представлены суду.
Управление не представило доказательств устранения указанных обстоятельств в определении суда от 11.10.2013 к установленному судом сроку, требуемые судом документы не поступили в суд к моменту истечения установленного срока; ходатайства об увеличении или продлении срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, не заявило и не проявило должного старания к тому, чтобы к установленному судом сроку эти обстоятельства были устранены.
Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при определении продолжительности срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, должно учитываться время, необходимое для устранения указанных обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции.
Из анализа указанного пункта следует, что определяемый арбитражным судом срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, определяется с учетом реальной возможности устранения таких обстоятельств, а не направления соответствующих документов в арбитражный суд.
Для этого используются нормативы, предусмотренные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».
Из документов, имеющихся в деле, усматривается, что заявителю было известно, сколько времени требуется на доставку почтовой корреспонденции, однако в установленный определением срок заявитель указания суда не исполнил и обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не устранил.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.11.2013 заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013 г., возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение получено заявителем 14.11.2013.
20.11.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области вновь обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013.
Заявитель полагает, что срок оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, установленный статьей 122 Закона №229-ФЗ, им пропущен и подлежит восстановлению судом по причине оставления первоначально поданного в арбитражный суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора без движения и в последующем возвращения его заявителю.
Вместе с тем отсутствие со стороны заявителя действий, направленных на устранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, не могут быть признаны судом в качестве уважительной причины, наличие которой явилось следствием пропуска срока, установленного статьей 122 Закона №229-ФЗ, на подачу заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.
Иных причин пропуска срока подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 Управлением не указано, а также доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока подачи заявления в арбитражный суд, не представлено.
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом только при наличии уважительных причин.
Управлением не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока подачи заявления в суд.
Кроме того, следует отметить, что заявитель является юридическим лицом и в силу пункта 5.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом; имеет структуру и штатное расписание (пункт 7.7. Положения).
Таким образом, установленный статьей 122 Закона №229-ФЗ срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Управлением пропущен без уважительных причин.
При изложенных обстоятельствах суд признает ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, и отказывает в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В данном случае пропуск заявителем без уважительных причин установленного законом срока оспаривания постановления Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013 г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2013г., вынесенного в рамках исполнительного производства № 4704/13/21/38 от 19.08.2013, следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Т.Ю. Мусихина