ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17001/20 от 15.02.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

18.02.2021 ДелоА19-17001/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.02.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 18.02.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Министерства сельского хозяйства Иркутской области (адрес: <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании гранта в размере 1439680 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 - представитель по доверенности;

от ответчика - не явился,

установил:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее – истец, Министерство сельского хозяйства, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, ГКФХ ФИО1) о взыскании на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению от 18.05.2016 №009-НФ гранта в размере 1439680 руб. (выплаченных из федерального бюджета в размере 1100000 руб., из областного бюджета в размере 339680 руб.).

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, исходя из положений ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явился. ( помимо требований АПК РФ извещен телефонограммой ).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что основанием для обращения в суд с настоящим заявлением явилось невыполнение ответчиком обязательств по Соглашению от 18.05.2016 №009-НФ, неисполнение требования от 11.03.2020 №02-57-1031/20 о возврате гранта в форме субсидии.

Дело рассматривается в соответствии главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 22.01.2016 ОГРНИП <***>.

Между ГКФХ ФИО1и Министерством сельского хозяйства Иркутской области 18.05.2016 заключено соглашение №009-НФ о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с указанным Соглашением Министерство предоставляетГКФХ ФИО1 (получатель) грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу п.2 Соглашения от №009-НФ от 18.05.2016 размер гранта составляет1439680 руб. (федеральный бюджет - 1100000 руб., областной бюджет - 339680 руб.).

Подпунктом 7 заключенного сторонами Соглашения предусмотрено, что получатель гранта обязан:

- представить сертификат, удостоверяющий право на получение гранта, выданный Министерством, в российскую кредитную организацию для открытия расчетного счета, предназначенного для перечисления гранта (далее - расчетный счет), в течении 10 дней со дня заключения соглашения,

- использовать грант в течении 18 месяцев со дня поступления на расчетный счет исключительно в соответствии с планом расходов,

-представить в Министерство заверенные копии документов на оплату в установленном законом порядке через российскую кредитную организацию, в которой открыт расчетный счет, отсканированные копии документов на оплату для проведения проверки, предусмотренной в подпункте 2 пункта 5 Соглашения, и выдачи Министерством разрешения на перечисление денежных средств,

- создать не мене одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта в соответствии со сроками и в количестве, указанными в бизнес-плане,

- обеспечить увеличение объемов реализуемой сельскохозяйственной продукции, формирование производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с бизнес-планом,

- обеспечить выполнение плана расходов с бизнес-планом,

- зарегистрировать на получателя имущество, приобретенное на счет гранта, и использовать его на территории Иркутской области (за исключением транспортных средств),

- зарегистрировать транспортные средства, приобретенные за счет гранта, на территории Иркутской области,

- оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов,

- осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет после получения гранта,

- в течении одного месяца со дня истечении срока, у4кащанрого в подпункте 2 п. 7 соглашения, представить в Министерство заверенные получателем копии документов на оплату (в случае, если ранее для перечисления гранта с расчетного счета Получателя на расчетные счета физических или юридических лиц в целях оплаты товаров, услуг, работ, получателем были направлены в Министерством копии документов на оплату в отсканированной форме), а также иные документы, подтверждающие целевое использование гранта, перечень которых утверждается приказом Министерства,

- представлять отчеты

1) один раз в полгода в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании средств гранта по форме, утвержденной приказом министерством,

2) один раз в полгода в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об эффективности реализации бизнес-плана по форме, утвержденной приказом Министерством,

- использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является получатель и исключительно на его развитие,

- не продавать, не дарить, не передавать в аренду, в использование другими лицами, не обменивать, не делать взнос в виде пая, вклада или не отчуждать иным способом имущество, приобретенное получателем за счет гранта в течении 10 лет со дня получения гранта,

- переехать в течении шести месяцев со дна получения гранта на постоянное место жительства в муниципальное образование Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является получатель (в случае если получатель не проживает в муниципальном образовании Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства).

В соответствии с пунктом 10 Соглашения от 18.05.2016 №009-НФв случае использования гранта на цели, не предусмотренные пунктом 2 Положения, невыполнение условий соглашения, неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, установленных пунктом 7 соглашения, а также в случае несоответствия сведений, содержащихся в незаверенных копиях документов на оплату (представленных в Министерство в отсканированной форме для перечисления гранта с расчетного счета Получателя на расчетные счета физических и юридических лиц в целях оплаты товаров, работ, услуг), сведениям содержащихся в заверенных копиях указанных документов, министерство в течении 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов, направляет получателю требования о возврате полученного гранта.

Грант подлежит возврату в доход областного бюджета в течение 10 банковских дней с момента получения получателем соответствующего требования.

Грант в размере 1439680 руб. перечислен на счет ГКФХ ФИО1 платежными поручениями от 19.05.2016 №991358 на сумму 339 680 руб. и 20.05.2016 №501573 на сумму 1100000 руб.

После получения гранта предпринимателем обязательства, предусмотренные 7 Соглашения, надлежащим образом не исполнены, отчеты по состоянию на 1 июля 2019 года и 1 января 2020 года в Министерство не представлены.

Факт не представления отчетов об эффективности реализации бизнес-плана, о расходовании средств выплат, об эффективности реализации бизнес-плана подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергается.

По факту невыполнения условий Соглашения от 18.05.2016 №009-НФМинистерством сельского хозяйства в адрес ответчика направлено требования о возврате гранта от 07.02.2020 №02-57-602/20, от 11.03.2020 302-57-1031/20. Требование от 11.03.2020 302-57-1031/20,согласно почтовому уведомлению о вручении, получено ГКФХ ФИО1, однако до настоящего времени не исполнено.

Невыполнение ГКФХ ФИО1 условий Соглашения от 18.05.2016 №009-НФо предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также неисполнение требования от07.02.2020 №02-57-602/20, от 11.03.2020 302-57-1031/20 о возврате гранта, явилось основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Иркутской области в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании 1439680руб.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Министерства сельского хозяйства Иркутской областиподлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных взаимоотношений) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с участием корпорации развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

-из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 11.07.2013 № 255-пп утверждено Положение о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства (далее - Положение), которое определяет порядок и условия предоставления за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, начинающим фермерам Иркутской области грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - гранты), категории лиц, имеющих право на получение грантов, а также порядок возврата грантов (остатков грантов).

Согласно пункту 6 названного Положения, гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявители, крестьянские (фермерские) хозяйства), признанным начинающими фермерами по результатам конкурсного отбора.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурса между МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ГКФХ ФИО1 заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 18.05.2016 №009-НФ, предметом которого является получение ответчиком целевого гранта в размере в размере 1439680 руб. (выплаченных из федерального бюджета в размере 1100000 руб., из областного бюджета в размере 339680 руб.

Бизнес-План реализуется получателем в соответствии с планом расходов на создание и (или) развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников фиксирования.

В соответствии с бизнес-планом ответчика в том числе, ответчиком запланировано создать 4 (четыре) рабочих места, в том числе в 2017 году – 2, в 2018 году – 2. Указанные обстоятельства явились дополнительным основаниям для получения 5 баллов, что позволило ГКФХ ФИО1 стать победителем конкурсного отбора начинающих фермеров 2016 года.

Грант в размере 1439680 руб. перечислен на счет ГКФХ ФИО1 платежными поручениями от 19.05.2016 №991358 на сумму 339 680 руб. и 20.05.2016 №501573 на сумму 1100000 руб.

Вместе с тем, ответчиком отчеты об эффективности реализации бизнес-плана по состоянию на 01.07.2019 и 01.01.2020 не представил.

Ответчик указанные обстоятельства не оспорил, доказательства возврата денежных средств, либо доказательства своевременного представления отчетности предусмотренной Соглашением от 18.05.2016 №009-НФ, доказательств реализации бизнес-плана, суду не представил.

В силу пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании изложенного, учитывая положения пункта 10 Соглашения от 18.05.2016 №009-Н о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, Положения о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства от 11.07.2013 №255-пп, исковые требования о взыскании денежных средств гранта в размере 1439680руб. рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 27396,80 руб., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в порядке, установленном законом.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области сумму выплаченного на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению от 18.05.2016 №009-НФ гранта в размере 1439680 руб. (выплаченных из федерального бюджета в размере 1100000 руб., из областного бюджета в размере 339680 руб.); а также в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 27396, 80 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья О.Л. Зволейко