ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17122/19 от 17.09.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

дополнительное здание суда: 664011, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. <***>; факс: <***>

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-17122/2019

«17» сентября 2019 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Акционерного общества «Авиакомпания «Ангара» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

к Иркутской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...> д 78)

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10607000-917/2019 от 19.06.2019г.,

установил:

Акционерное общество «Авиакомпания «Ангара» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее – ответчик, таможенный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10607000-917/2019 от 19.06.2019г.

Определением суда от 15.07.2019, опубликованным на официальном сайте суда в сети «Интернет», данное заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Ответчик в представленном отзыве заявленные требования оспорил по существу.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

23.04.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» составлен протокол об административном правонарушении №10607000-0917/2019 по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц «август 2018 г.» (фактически отчетность представлена 26.02.2019).

07.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019 г.

15.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которым назначено рассмотрение дела на 29.05.2019 г.

28.05.2019 г. в Иркутскую таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении № 10607000-0917/2019 от 23.04.2019 г.

28.05.2019 г. таможенный орган вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела № 10607000-917/2019 главному государственному инспектору ФИО1 для устранения недостатков.

31.05.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц «август 2018 г.» и вынесено постановление от 19.06.2019г. №10607000-917/2019 о привлечении АО «Авиакомпания «Ангара» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, не оспаривая факт правонарушения, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области, указав на процессуальные нарушения, допущенный в ходе рассмотрения материалов административного дела.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Проверяя соблюдение административным органом процессуального порядка привлечения к административной ответственности, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. При его составлении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что 23.04.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» составлен протокол об административном правонарушении №10607000-0917/2019 по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период месяц «август 2018 г.».

07.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019 г.

15.05.2019 г. Иркутской таможней вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которым назначено рассмотрение дела на 29.05.2019 г.

28.05.2019 г. в Иркутскую таможню представлены письменные возражения на протокол об административном правонарушении № 10607000-0917/2019 от 23.04.2019 г.

28.05.2019 г. таможенный орган вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела № 10607000-917/2019 главному государственному инспектору ФИО1 для устранения недостатков.

31.05.2019 г. Иркутской таможней в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» повторно составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Постановлением от 19.06.2019 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначение наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Согласно части 2 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Согласно абз. 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9. КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившему протокол, по результатам рассмотрения дела.

Указанные разъяснения даны о порядке подготовки дела к рассмотрению судьями.

Учитывая, что порядок рассмотрения дел, установленный КоАП РФ, в данной части является единым как для судей, так и иных должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, суд считает, что указанные разъяснения подлежат применению также и при рассмотрении дел должностными лицами административных органов.

Учитывая положения абз. 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 г. N 5 суд пришел к выводу о том, что поскольку материалы по факту административного правонарушения, выявленного в отношении общества, составленные Иркутской таможней были приняты административным органом, протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 г. был направлен Иркутской таможней обществу для ознакомления и получен обществом, обществом представлены возражения на данный протокол, Иркутской таможней назначено (07.05.2019) и впоследствии отложено (15.05.2019) рассмотрение дела об административном правонарушении у таможенного органа отсутствовали правовые основания для возвращения 28.05.2019 протокола об административном правонарушении от 23.04.2019г.

Административный орган, назначив и впоследствии отложив рассмотрение дела об административном правонарушении должен был разрешить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в порядке части 2 статьи 29.9 КоАП РФ.

Суд считает, что допущенное ответчиком нарушение носит существенный характер, поскольку фактически предоставляет административному органу неограниченную возможность по возвращению протокола об административном правонарушении со стадии рассмотрения дела для устранения недостатков, что нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 07.04.2017 N 67-АД17-5, решении Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N ДК19-7, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2009 по делу N А53-6740/2009.

Довод таможенного органа о том, что возврат протокола был осуществлен до дня рассмотрения протокола об административном правонарушении, поэтому нарушений норм КоАП РФ допущено не было, судом отклоняется, в связи со следующим.

Согласно статье 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;

6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса.

Стадия повторной подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении КоАП не предусмотрена.

В данном случае подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении была завершена вынесением Иркутской таможней 07.05.2019 г. определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.05.2019 г.

Таким образом, с 07.05.2019 (завершение этапа подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и вынесения определения от 07.05.2019) у ответчика отсутствовали правовые основания для возврата протокола.

Иные доводы заявителя (о том, что не установлено время и место совершения правонарушения, что неверно указаны сведения о руководителе общества) судом не принимаются и на выводы суда не влияют.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, требование Акционерного общества «Авиакомпания «Ангара» к Иркутской таможне об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10607000-917/2019 от 19.06.2019г. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Постановление Иркутской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10607000-917/2019 от 19.06.2019г., вынесенное в отношении Акционерного общества «Авиакомпания «Ангара» (ОГРН <***>, ИНН <***>) признать незаконным и отменить полностью.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению, и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с момента его принятия через Арбитражный суд Иркутской области, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья А.А. Пугачёв