ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17299/2017 от 27.02.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-17299/2017

«05» марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.02.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.03.2018 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Шипициной Е.А., после перерыва секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ВОДОКАНАЛ" УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)

к МИНИСТЕРСТВУ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

о признании незаконным решения от 27.07.2017 № 153,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт;

установил:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) (далее –заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.07.2017г. №153.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, дополнительно указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Министерства заявленное требование не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

В судебном заседании, состоявшемся 19.02.2018г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 27 февраля 2018 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителя Министерства, заявитель в судебное заседание после перерыва не явился.

В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) зарегистрирован в качестве юридического лица в реестре юридических лиц под основным государственным регистрационным номером 1153850043676, ИНН <***>.

Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015г. №439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В соответствии с данным Положением органом, уполномоченным по предоставлению субсидий является МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Министерство отказало МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере водоснабжения, водоотведения. Данный отказ Министерства выражен в решении №153 от 27.07.2017г.

Заявитель полагая, что оспариваемое решение об отказе МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.07.2017г. №153 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа Министерством указано на подпункт 2 пункта 5 Положения о несоблюдении срока предоставления документов не позднее 01 ноября года, в котором предоставляется субсидия. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) подало заявку на предоставление субсидии за 2015 год в 2017 году.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта
Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом
субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации,
законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных
государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации или актами
уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской
Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в. случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)положения об обязательной проверке главным распорядителем
(распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и
органом государственного (муниципального) финансового контроля
соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их
получателями.

Нормативным правовым актом определяющим порядок предоставления субсидий в Иркутской области является Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015г. №439-пп.

Согласно подпункту 1 пункта 14 Положения основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие получателя категориям или условиям, предусмотренным пунктами 4, 5 настоящего Положения

В соответствии с пунктом 5 Положения предоставление субсидий осуществляется при соблюдении следующих условий:

1)наличие у получателя подтвержденных недополученных доходов в
соответствующем году;

2)представление в Министерство документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не позднее 1 ноября года, в котором предоставляются субсидии;

наличие письменного согласия получателя на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Размер недополученных доходов определяется на основании расчетов, приложенных заявителем к заявке.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении субсидии МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) послужил вывод Министерства, сделанный на основании подпункта 2 пункта 5 Положения в связи с несоблюдением предоставления в Министерство документов, предусмотренных пунктом 6 Положения, не позднее 1 ноября года в котором предоставляется субсидия.

В соответствии с пунктом 1 Положения, установлено, что в Иркутской области за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый годи на плановый период осуществляется возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной фи­нансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи предусматривается утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение лимитов бюджетных обязательств по группам, подгруппам (группам, подгруппам и элементам) видов расходов классификации расходов бюджетов, в том числе дифференцированно для разных целевых статей и (или) видов расходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств.

Согласно статье 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Согласно пункту 7 Приказа Министерства финансов Иркутской области от 30.12.2015г. №112н-мпр «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета» лимиты бюджетных обязательств формируются на очередной финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов областного бюджета (по ГРБС, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Иркутской области и непрограммным направлениям деятельности), группам, подгруппам и элементам видов расходов классификации расходов бюджетов) согласно приложению №5 к настоящему Порядку.

Согласно части 1 статьи 21 закона Иркутской области от 08.12.2014г. №146-О3 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов за счет средств областного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг в случаях: оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Приложение № 12 к Закону Иркутской области от 08.12.2014г. № 146-О3 Государственная программа Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014 - 2018 годы, Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищной политики и энергетики Иркутской области» на 2014 - 2018 годы (предусматривает предоставление субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет 1 155 281,1 тыс. рублей.

Таким образом, Министерство действовало в рамках законодательства Российской Федерации в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ и Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015г. №439-пп.

Более того, суд принимает во внимание, что в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится дело №А19-5117/2016 по исковому заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании за счет казны Иркутской области суммы неосновательного обогащения в размере 2 722 447 рублей 82 копеек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.08.2016г, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016г., в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.2017г. решение суда первой инстанции от 08.08.2016г. и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016г. отменено и дело передано на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.09.2016г. исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Иркутской области взыскано 2 722 447 рублей 82 копеек убытков.

Таким образом, на основании вышеуказанного судебного акта за спорный период 2015 год взысканы убытки в виде потерь ресурсоснабжаюшей организации, которая образовалась вследствие межтарифной разницы.

Оспариваем решением министерства № 153 отказано в предоставлении субсидии за тот же период 2015 год.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении субсидии, выраженное в письме МИНИСТЕРСТВА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИот 27.07.2017г. № 153 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Заявитель при обращении в арбитражный суд ходатайствовал о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до принятия судом судебного акта.

Данное ходатайство судом удовлетворено, в связи с чем, с МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ВОДОКАНАЛ» УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) надлежит взыскать в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении требований отказать.

взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ВОДОКАНАЛ" УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А. Куклина