ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17909/14 от 14.01.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-17909/2014

« 16 » января 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 16 января 2015 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1023802085053, ИНН 3818009263, место нахождения: 666793, Иркутская область, Усть-Кутский район, г. Усть-Кут, ул. Халтурина, 52)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (ОГРН 1023802082920, ИНН 3818014915, место нахождения: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 85 «А»)

о признании недействительным решения от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637,

при участии в заседании представителей

от заявителя: не явились;

от органа, принявшего оспариваемый акт: Лемзякова Н.Н. – представитель по доверенности от 11.12.2014 № ИС-09/7;

установил:

Администрация Усть-Кутского муниципального образования (далее – Администрация УКМО) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (далее - УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области) о признании недействительным решения от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что в период с 03.03.2014 по 30.04.2014 должностным лицом УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - Администрацией УКМО за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

Пенсионным фондом установлено, что Администрацией УКМО, в нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), занижена облагаемая база для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 661768,50 руб. за счет занижения установленной Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, исчисляемой нарастающим итогом, с 463 000 руб. до 436 000 руб.

Администрация УКМО необоснованно, на основании пункта 11 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, включила в необлагаемую базу выплаты материальной помощи, произведенные работникам в 2011 году на сумму 29971,76 руб., в 2012 году на сумму 129166,80 руб.

Также проверкой установлено, что плательщиком страховых взносов не отнесены к объекту обложения страховыми взносами выплаты, начисленные работнику Свирко Е.И. за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе: за 2012 год в сумме 4336,11 руб., за 2013 год в сумме 6590,72 руб.

В связи с непринятием ГУ ИРО ФСС РФ расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику Жуковой О.И. за май 2013, в сумме 266,97 руб., отраженных в справке о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 07.03.2014, Пенсионным фондом данные выплаты включены в базу для начисления страховых взносов.

В результате допущенных нарушений занижение базы для начисления страховых взносов составило 832100,86 руб. (за 2011 – 691740,26 руб., за 2012 – 133502,91 руб., за 2013 – 6857,69 руб.), что повлекло неуплату страховых взносов за период 2011-2013 г.г. в сумме 244327,81 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 203880,21 руб., на обязательное медицинское страхование – 40447,60 руб. (в ФФОМС – 26922,82 руб., в ТФОМС – 13524,78 руб.).

По результатам проверки Пенсионный фонд составил акт от 30.06.2014 № 048 028 14 АВ 0000928, и, рассмотрев материалы проверки и представленные учреждением письменные возражения, вынес решение от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637, согласно которому Администрация УКМО привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа размере 48865,56 руб., учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 244327,81 руб.

Не согласившись с решением УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637, Администрация УКМО обратилась в суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителя Пенсионного фонда, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) Администрация УКМО является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В силу статьи 5 Закона № 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.

В свою очередь, если эти выплаты установлены коллективным договором, соглашениями или нормативными актами работодателя, они не являются объектом обложения страховыми взносами, так как названные акты в статье 7 Закона № 212-ФЗ не поименованы.

Также в статье 164 Трудового кодекса РФ приведено понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Статей 262 Трудового кодекса РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в проверяемом периоде учреждением произведены выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, работнику Свирко Е.И. в сумме 6590,72 руб. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными учреждением с конкретными работниками.

Доказательств, свидетельствующих о том, что перечисленные выплаты являлись оплатой труда работника, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в связи с чем, у УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления штрафных санкций.

В связи с непринятием ГУ ИРО ФСС РФ расходов, произведенных страхователем на выплату работнику Жуковой О.И. в мае 2013 пособия по временной нетрудоспособности в сумме 266,97 руб., Пенсионным фондом данные выплаты включены в базу для начисления страховых взносов.

Пунктом 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Оспариваемое решение Пенсионного фонда не содержит оснований для включения в базу для начисления страховых взносов суммы 266,97 руб.

В качестве основания для принятия решения в названной части Пенсионным фондом приведены данные, отраженные в справке филиала № 13 ГУ ИРО ФСС РФ о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 07.03.2014, согласно которой расходы в сумме 266,97 руб. не приняты к зачету, так как произведены страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтверждены документами в установленном порядке.

Между тем, справка о результатах проверки и приложенный к ней реестр сведений о не принятых к зачету расходах не содержат данных о конкретных обстоятельствах, связанных с непринятием к зачету спорной суммы выплаченного пособия. Ни Фондом социального страхования, ни Пенсионным фондом не указано, в чем выразилось нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, повлекшее занижение базы и образование недоимки по страховым взносам.

Между тем, согласно доводам заявителя, неоспоренным в указанной части ответчиком, следует, что ГУ ИРО ФСС РФ не приняты к зачету за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, как источника финансирования, расходы, связанные с выплатой по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части начисления районного коэффициента 1,7 на минимальный размер оплаты труда при исчислении государственного пособия работнику Жуковой О.И.

Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. В силу статьи 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» исчисление среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам женщинам, указанным в абзаце четвертом статьи 6 настоящего Федерального закона, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Усть-Кутское муниципальное образование на основании «Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Соответственно, работникам устанавливается районный коэффициент к заработной плате.

В Усть-Кутском муниципальном образовании установлен районный коэффициент в размере 1,7. Таким образом, при исчислении пособия по листу нетрудоспособности работнику Жуковой на минимальный размер оплаты труда был правомерно применен районный коэффициент 1,7.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Ввиду правомерного применения Администрацией районного коэффициента 1,7 при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию, и выплате указанного пособия работнику, оснований для включения в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы такого пособия по социальному страхованию не имелось в силу статьи 9 Закона №212-ФЗ.

Следовательно, оспариваемое решение в названой части не соответствует Закону 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя.

Как установлено из представленного Пенсионном фондом расчета, проверенного судом и признанного правильным, суммы начислений по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов в связи с неотнесением к объекту обложения страховыми взносами выплат за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом работнику Свирко Е.И., и по эпизоду, связанному с непринятием ФСС к зачету выплаты пособия по нетрудоспособности работнику Жуковой О.И., составили: база для начисления страховых взносов - 11193,80 руб., страховые взносы - 3033,53 руб. (на страховую часть пенсии - 1791,01 руб., на накопительную часть пенсии - 671,63 руб., в ФФОМС - 570,89 руб.), штраф по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ - 606,69 руб. (на страховую часть пенсии - 358,20 (1791,01 руб. * 20 %), на накопительную часть пенсии - 134,32 руб. (671,63 руб. * 20 %), в ФФОМС - 114,17 руб. (570,89 руб. * 20 %)).

Таким образом, доначисление Администрации УКМО страховых взносов в сумме 3033,53 руб. и привлечение ее к ответственности, в виде штрафа за их неуплату в размере 606,69 руб. не соответствуют Закону № 212-ФЗ, нарушают права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов и штрафных санкций.

Согласно представленному расчету сумма пени, приходящейся на страховые взносы, доначисленные по указанным эпизодам, составила 159,32 руб. (на страховую часть трудовой пенсии - 94,07 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 35,27 руб., в ФФОМС - 29,98 руб.). Однако, оспариваемым решением пени Администрации не начислялись, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания пеней незаконными.

Предложение в пункте 6.1 оспариваемого решения уплатить недоимку при факте уплаты такой недоимки до принятия решения не свидетельствует о незаконности решения в названной ввиду отсутствия нарушения прав страхователя, к которому в последующем не применялись меры, связанные с принудительным взысканием недоимки (отсутствие в требовании об уплате от 13.08.2014 №04802840283732 недоимки по страховым взносам за период 2011-2013 г.г.).

Рассматривая требования заявителя в остальной части, суд приходит к следующему выводу.

Частью 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлено, что для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей, нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается (часть 5 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2011 для плательщиков страховых взносов - организаций база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 933).

Проверкой установлено, что в течение 2011 года заявителем исчислялись страховые взносы с сумм выплат и вознаграждений, произведенных работникам, с учетом предельной величины базы в сумме 436 000 руб. на каждого работника, вместо 463 000 руб. В результате уменьшения предельной величины базы до 436 000 руб. учреждение занизило базу для начисления страховых взносов за данный расчетный период на 661768,50 руб.

Факт неверного определения базы для начисления страховых взносов, повлекшего неуплату страховых взносов, заявителем по существу не оспорен и подтвержден материалами дела. Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения в указанной части сводятся к тому, что Пенсионным фондом отчетность за 2011 год была принята без замечаний. Однако, данный довод суд находит несостоятельным, поскольку принятие отчета РСВ без ошибок не свидетельствует об отсутствии нарушений. Факт нарушения был выявлен в ходе выездной проверки.

Положениями пункта 3 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень оснований выплаты материальной помощи работникам, при наличии которых суммы материальной помощи не облагаются страховыми взносами.

Исходя из норм пункта 11 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. рублей на одного работника за расчетный период.

Судом установлено, что в проверяемый период Администрацией УКМО производились выплаты материальной помощи сотрудникам, которая превысила установленный законодательством размер в 4 тыс. рублей на одного работника за расчетный период. В нарушение закона Администрация УКМО не включила данные выплаты в базу для исчисления страховых взносов, в том числе: за 2011 – в сумме 29971,76 руб., за 2012 в сумме 129166,80 руб.

Факт установленных нарушений, выразившихся в занижении предельной величины для начисления страховых взносов, установленной частью 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, и невключении в базу для начисления страховых взносов сумм выплат работникам материальной помощи, размер которой превысил 4 тыс. руб. на одного работника за расчетный период, подтверждается материалами дела, заявителем по существу не оспаривается, каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для включения в базу для исчисления страховых взносов спорных сумм выплат материальной помощи, заявителем не приводится. В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии у УПФР (ГУ) в Усть-Кутском районе Иркутской области оснований для доначисления страховых взносов с указанных сумм, и, как следствие, наличии оснований для привлечения плательщика к ответственности за их неуплату.

В соответствии с положениями части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Законом установлена ответственность.

В силу статьи 42 Закона № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Доводы заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", являются несостоятельными и опровергаются представленными доказательствами (материалы выездной проверки). Привлечение к ответственности по части 1 статьи 47 названного Закона предполагает наличие вины в форме неосторожности, поскольку частью 2 статьи 47 установлена ответственность за умышленные деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае правонарушение совершено по неосторожности.

Вместе с тем, суд полагает, что УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области при вынесении оспариваемого решения не было учтено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 44 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015), и подлежащей применению к спорным правоотношениям, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

При этом из статьи 44 Закона № 212-ФЗ следует, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

Вышеприведенные нормы права свидетельствуют о наличии у Пенсионного фонда обязанности при назначении наказания лицу, привлекаемому к ответственности, учитывать как обстоятельства, отягчающие ответственность, так и обстоятельства, ее смягчающие.

Необходимость учета смягчающих обстоятельств усматривается и из указаний нижестоящим судам, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2010 № 4577/10 по делу № А12-17737/2009.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Поскольку пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ установлена безальтернативная санкция в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, то правоприменитель вправе снизить размер штрафа при назначении виновному лицу наказания.

Из материалов дела усматривается, что Администрация УКМО является добросовестным плательщиком страховых взносов. Уплата недоимки по страховым взносам, выявленной в ходе выездной проверки, произведена страхователем до вынесения оспариваемого решения, что Пенсионным фондом не оспаривается, и подтверждается материалами дела.

Исследовав и оценив характер правонарушений, обстоятельства их совершения, суд признает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие негативных последствий как таковых, а также то обстоятельство, что Администрация УКМО является добросовестным плательщиком страховых взносов.

Признание судом данных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размеров штрафов является правом суда, не противоречит нормам указанного законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П.

Сумма штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ по эпизодам, по которым имелись правовые основания для привлечения к ответственности, составляет 48258,87 руб. (48865,56 руб. - 606,69 руб.).

Принимая во внимание принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания, суд считает возможным снизить размер назначенных обществу штрафных санкций по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ - с 48258,87 руб. до 16086,29 руб. (в 3 раза).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации УКМО подлежат частичному удовлетворению, а оспариваемое решение УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637 - признанию незаконным в части привлечения Администрации УКМО к ответственности в виде штрафа в размере 32 779,27 руб. (48865,56 руб. - 16086,29 руб.), доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3033,53 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Администрации Усть-Кутского муниципального образования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области от 29.07.2014 № 048 028 14 РВ 0000637 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения Администрации Усть-Кутского муниципального образования к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа размере 32 779,27 руб., доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3033,53 руб., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Усть-Кутского муниципального образования.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова