ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18247/2021 от 10.02.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709;

факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-18247/2021

16.02.2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.02.2022

Решение в полном объеме изготовлено 16.02.2022

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батраковой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гарант» (ОГРН 1193850031495, ИНН 3827061559)

к Государственному учреждению Министерству внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1073808028326, ИНН 3808171041)

о признании незаконным решения от 27.05.2021 № 4,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: Ринчино М.В., удостоверение, доверенность от 08.04.2021 № Д-1/11, диплом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» (далее – заявитель, ООО «Гарант», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее – ответчик, административный орган, ГУ МВД России по Иркутской области) от 27.05.2021 № 4.

Представитель административного органа в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях на заявление, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Заявитель, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание не явился, представителя не направил, ходатайств и иных дополнительных документов не представил.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

ООО «Гарант» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1193850031495.

Из материалов дела следует, что ООО «Гарант» 11.05.2021 обратилось в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешений на работу трех высококвалифицированных иностранных специалистов (граждан КНР: Лю Синь – 15.02.1972 г.р., Сюй Цзиньго – 20.11.1984 г.р., Чжан Юйжань – 13.06.1986 г.р.), с приложением к заявлению на всех иностранных граждан следующих документов: ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов с фотографиями; трудовые договоры; гарантийные письма; переводы паспортов; заверенные учредительные документы; документ по оплате государственной пошлины.

По результатам проверки документов общества 27.05.2021 УВМ ГУ МВД России по Иркутской области со ссылкой на пункт 72.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом МВД России от 01.08.2020 № 541 (далее – Административный регламент № 541), на основании подпункта 1 пункта 9.7 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение № 4 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу указанным гражданам Китая.

Полагая, что решение административного органа от 27.05.2021 № 4 не соответствует требованиям закона, а также нарушает права и законные интересы ООО «Гарант», заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Между тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) данный Закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В силу подпункта 2 пункта 4.5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее – его уполномоченный территориальный орган):

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

Ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста с приложением необходимых документов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, может быть представлено в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В пункте 8 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ установлено, что отказ в приеме ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста не допускается, за исключением случаев непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

Решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 13.2 Закона 115-ФЗ).

Из указанного следует, что уполномоченный орган, приняв ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста вправе:

- отказать в приеме ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста случае непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи;

- отказать в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18 настоящего Федерального закона;

- выдать разрешение на работу высококвалифицированного специалиста.

Согласно пункту 9.7 статьи 18 Закона № 115-ФЗ помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается и не продлевается, а выданное разрешение на работу аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом в случае:

1) представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или о данном иностранном гражданине;

2) поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, выдавшие данному иностранному гражданину разрешение на работу, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему разрешения на работу.

Согласно пункту 72.2 Административного регламента № 541 в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу отказывается, если работодатель, заказчик работ (услуг) представил в подразделение по вопросам миграции поддельные или подложные документы либо сообщил заведомо ложные сведения о себе или об иностранном гражданине.

Как следует из материалов дела, ООО «Гарант» 11.05.2021 обратилось в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешений на работу трех высококвалифицированных иностранных специалистов (граждан КНР: Лю Синь – 15.02.1972 г.р., Сюй Цзиньго – 20.11.1984 г.р., Чжан Юйжань – 13.06.1986 г.р.), с приложением к заявлению на всех иностранных граждан следующих документов: ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов с фотографиями; трудовые договоры; гарантийные письма; переводы паспортов; заверенные учредительные документы; документ по оплате государственной пошлины.

По результатам проверки документов общества УВМ ГУ МВД России по Иркутской области со ссылкой на пункт 72.2 Административного регламента № 541, на основании подпункта 1 пункта 9.7 статьи 18 Закона № 115-ФЗ принято решение от 27.05.2021 № 4 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу указанным гражданам Китая ввиду представления обществом поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или об иностранном гражданине.

Представитель административного органа в ходе судебного разбирательства в качестве основания для отказа указал, что оформление разрешений на работу категории «высококвалифицированный специалист» рассматриваемым иностранным гражданам не предоставляется возможным в силу пункт 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ), поскольку согласно данному пункту иностранным гражданам, въезжающим в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, выдается обыкновенная виза и, соответственно, осуществление трудовой деятельности с иными целями визита отличными от цели «работа» не допускается. Требования Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не отменяют положения статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ в части порядка привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, а также положений Федерального закона № 114-ФЗ.

Оспаривая решение от 27.05.2021 № 4 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу представитель общества в ходе судебного разбирательства указал, что должностным лицом при рассмотрении ходатайств работодателя о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов не указано в чем выразилось нарушение со стороны работодателя (работодатель предоставил подложные документы, либо сообщил заведомо ложные сведения о себе или о данном иностранном гражданине). Данных свидетельствующих о наличии нарушений со стороны работодателя, при подаче ходатайств о выдаче разрешений на работу, должностным лицом в оспариваемом решении не приведено, что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности отказа в выдаче разрешения на работу иностранным гражданам.

Суд, рассмотрев приведенные доводы участников процесса и представленные в материалы дела документы, приходит к следующим выводам.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. Законом № 115-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, включая международные договоры Российской Федерации.

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами определяются статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Обязательным условием предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам на территории Российской Федерации является, в том числе их соответствие предъявленным законодательством требованиям.

В частности, иностранному гражданину ВКС, прибывшему в Российскую Федерацию на основании визы, требуется разрешение на работу, а также указание «работы» в качестве цели въезда в Российскую Федерацию, что предполагает наличие у пего обыкновенной рабочей визы.

Работодатель несет ответственность за предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину, а также за непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению в отношении приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации в соответствии со статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктом «б» 2.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274) работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Такое разрешение выдается (продлевается) без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина или лица без гражданства на любой срок до 15 июня 2021 года включительно.

Таким образом, Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 распространяет свое действие, в том числе на привлечение высококвалифицированного специалиста иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

По смыслу названного Указа Президента РФ, прием документов для оформления разрешений на работу иностранным гражданам в качестве ВКС осуществляется исключительно в отношении тех трудовых мигрантов, которые находятся на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Из представленных в ходе судебного разбирательства документов судом установлено, что иностранные граждане (Лю Синь – 15.02.1972 г.р., Сюй Цзиньго – 20.11.1984 г.р., Чжан Юйжань – 13.06.1986 г.р.) на дату подачи заявления общества о выдаче разрешения на работу находились на территории Российской Федерации с деловой визой, цель поездки - «техобслуживание», из чего усматривается, что все специалисты необходимые ООО «Гарант» находились на территории РФ на законных основаниях.

Кроме того судом установлено, что заявление ООО «Гарант» о выдаче разрешений на работу трех высококвалифицированных иностранных специалистов было подано в уполномоченный административный орган с приложением всех необходимых документов, установленных пунктом 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ.

При указанных обстоятельствах суд считает, что выводы административного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, не соответствуют требованиям Закона № 115-ФЗ, в связи с чем у ГУ МВД России по Иркутской области отсутствовали правовые основания для вынесения решения от 27.05.2021 № 4 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу.

Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что оспариваемое решение ГУ МВД России по Иркутской области от 27.05.2021 № 4 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Гарант».

Выводы суда соответствуют судебной практике Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу А19-13305/2020.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать ГУ МВД России по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующему.

При подаче настоящего заявления в суд ООО «Гарант» уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., что подтверждается чеком-ордером от 02.09.2021 № операции 3745368.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с ГУ МВД России по Иркутской области в пользу ООО «Гарант».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд,

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Решение от 27.05.2021 № 4 «Об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу» признать незаконным, как несоответствующее требованиям федерального закона от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Обязать ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАРАНТ" в соответствии с нормами действующего законодательства.

Взыскать с ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАРАНТ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.В. Гаврилов