ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18318/17 от 23.10.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

Дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-18318/2017

«23» октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Зиминский» (юридический адрес: <...>)

к ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: ФИО1 – паспорт;

от административного органа: не явились,

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Зиминский» обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.

ФИО1 отзыв по существу заявленных требований не представил. В судебном заседании пояснил, что алкогольная продукция была получена от знакомых в качестве благодарности, хранилась в магазине без цели ее реализации.

В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 10 час. 44 мин. 19.10.2017г. до 09 час. 45 мин. 23.10.2017г.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 31.05.2017г. был зарегистрирован в качестве предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, 22.09.2017г. в реестр внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим ч.3 ст.23.1 данного кодекса. В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения.

Аналогичные разъяснения содержатся в пп.«д» п.3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, в рассматриваемом случае, дело об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем, утратившим впоследствии данный статус, подведомственно арбитражному суду.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий, проведенных в магазине, расположенном по адресу: Иркутская область, Зиминский район, садоводство «Труд», участок 27, должностными лицами ИАЗ МО МВД России «Зиминский» установлено, что предприниматель ФИО1 допустил хранение с целью реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.08.2017г. без номера.

Алкогольная продукция: водка «Белая береза» емкостью 0,5л. дата розлива 09.10.2015г. в количестве 10 единиц; пиво «Клинское» емкостью 1л., дата розлива 22.06.2017г. в количестве 5 единиц; пиво «Жигулевское 1978» емкостью 1,4л. дата розлива 25.07.2017г. в количестве 5 единиц; пиво «Толстяк» емкостью 1,4л. дата розлива 15.07.2017г. и 03.02.2017г.; пиво «Чешское» емкостью 1,5л. дата розлива 24.07.2017г. в количестве 1 единицы; пиво «Трое в лодке» емкостью 1,5л. дата розлива 05.06.2017г. в количестве 2 единиц (протокол изъятия вещей и документов от 23.08.2017г. без номера).

По факту выявленных нарушений должностным лицом ИАЗ МО МВД России «Зиминский» составлен в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 протокол 14 серии АД №677028 от 07.09.2017г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону данного правонарушения образует оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборот такой продукции.

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.1995г. №171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу п.16 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под оборотом алкогольной продукции понимается закупки (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.

Согласно п.2 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.1995г. №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст.10.2 данного Федерального закона, без информации, установленной п.3 ст. 11 данного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст.12 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.10 вышеуказанного закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В силу п.7 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.1995г. №171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В ходе проверки установлено, что предприниматель ФИО1 допустил хранение с целью реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в магазине, расположенном по адресу: Иркутская область, Зиминский район, садоводство «Труд», участок 27. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.08.2017г. без номера, протоколом 14 серии АД №677028. от 07.09.2017г. об административном правонарушении.

Факт отсутствия в момент проверки документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, предпринимателем не оспаривается (объяснения предпринимателя от 07.09.2017г. без номера). Данные документы не были представлены и суду.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению деятельности по хранению алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборот такой продукции, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2 ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, предприниматель ФИО1 не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по хранению алкогольной продукции с целью реализации без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборот такой продукции, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод ФИО1 о том, что алкогольная продукция была получена от знакомых в качестве благодарности и хранилась в магазине без цели ее реализации судом не может быть принят во внимание, поскольку является необоснованным и документально не подтвержденным. Более того, данный довод опровергается материалами дела.

Судом проверено соблюдение заявителем порядка привлечения к административной ответственности и нарушений не установлено.

Согласно положениям ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол 14 серии АД №677028 от 07.09.2017г. об административном правонарушении составлен в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1, 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.51 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если не установлено иное (ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уставлена в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, указанные в ст.ст.4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлены.

Согласно ст.3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Из протокола изъятия вещей и документов от 23.08.2017г. без номера следует, что должностным лицом ИАЗ МО МВД России «Зиминский» изъята у индивидуального предпринимателя ФИО1 алкогольная продукция, а именно: водка «Белая береза» емкостью 0,5л. дата розлива 09.10.2015г. в количестве 10 единиц; пиво «Клинское» емкостью 1л. дата розлива 22.06.2017г. в количестве 5 единиц; пиво «Жигулевское 1978» емкостью 1,4л. дата розлива 25.07.2017г. в количестве 5 единиц; пиво «Толстяк» емкостью 1,4л. дата розлива 15.07.2017г. и 03.02.2017г.; пиво «Чешское» емкостью 1,5л. дата розлива 24.07.2017г. в количестве 1 единицы; пиво «Трое в лодке» емкостью 1,5л. дата розлива 05.06.2017г. в количестве 2 единиц. Изъятый товар помещен на склад временного хранения по адресу: <...>.

Исследовав представленные в материалы дела документы, а также учитывая то, что каких-либо отягчающих ответственность обстоятельств из имеющихся материалов не усмотрено, суд считает возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в сумме 10000 руб. 00 коп. с конфискацией алкогольной продукции, указанной в протоколе изъятия вещей и документов от 23.08.2017г. без номера.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Привлечь ФИО1 25.03.1983г. рождения, место рождения: г.Зима Иркутской области, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. 00 коп., с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (МОМВД России «Зиминский» по Иркутской области), ИНН <***>, КПП 380801001, ОКТМО 25720000

р/с <***>

банк получателя: Отделение Иркутск, г.Иркутск

БИК 042520001 КБК 188 116 080 1001 6000 140

УИН: 18880338170146770287

Конфисковать у ФИО1 алкогольную продукцию в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 23.08.2017г. без номера и направить на переработку или уничтожение в порядке, установленном Федеральным законом от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. №1027.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Н.В.Деревягина