ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18416/19 от 31.10.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело № А19-18416/2019

08.11.2019

Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019.

         Решение в полном объеме изготовлено 08.11.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В.,  при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово (665413, <...>) к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району (место нахождения: 665416, <...> «а») о признании незаконным предписания № 94/1/1 от 27.06.2019,

третье лицо: Министерство лесного комплекса Иркутской области (664003, <...>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: не присутствовали;

от третьего лица: не присутствовали;

установил:

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району о признании незаконным предписания № 94/1/1 от 27.06.2019.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств не заявил.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание также не явилось, отзыв не представило, ходатайств не заявило.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора по существу, обстоятельства.

По результатам проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району вынесено предписание Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 94/1/1 от 27.06.2019, которым установлен факт нарушений:

 - не разработаны меры пожарной безопасности, предусматривающие создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств.

Названным предписанием Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово в срок до 01.06.2020 необходимо устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием принятия решения суда о признании действия незаконными являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным действием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Оспариваемый предписание принято 27.06.2019, получено заявителем 27.06.2019, в суд заявитель обратился 17.07.2019 (согласно оттиску штемпеля почтового органа на конверте), то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК.

Заявитель, оспаривая предписание, указал на отсутствие в нем конкретных действий, подлежащих совершению организацией, предписание является неисполнимым, рубка лесов не относится к ведению Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г.Черемхово.

Рассмотрев материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Частью 3 названной статьи установлено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе,давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием, в том числе, сроков их устранения.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 названного закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которого возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере, в то время как в правовой сфере действует принцип предсказуемости действий государственных органов и добросовестного характера их поведения.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего соответствующий государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Со ссылкой на нарушение строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89, противопожарных требований п.5; ч.2 ст. 69, ст.4, ст. 6, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 72.3, 77, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предписанием Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г.Черемхово указано в срок до 01.06.2020 устранить выявленные нарушения, при этом четких указаний на совершение конкретных действий предписание не содержит.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ответу территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Черемховскому лесничеству № 496 от 09.07.2019 лесные насаждения, примыкающие в ДОЛ «Ласточка» в д. Гымыль Черемховского района, относятся к защитным лесам.

В силу части 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи (для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов) выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов; установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Исходя из пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 (предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров)) настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 5 Правил).

Между тем Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г.Черемхово не является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться лесным участком, расположенным за пределами организации.

В ходе судебного разбирательства Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району не представлено суду доказательств обращения в соответствующие органы государственной власти с требованием о проведении рубки леса в соответствии с пожарными требованиями, а также наделения органами Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово полномочиями по рубке защитного леса.

Таким образом, нарушение противопожарной безопасности обусловлено не виновными действиями (бездействиями) Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово, а наличием исключительных прав на защитные леса и особого порядка распоряжения лесом у органов государственной власти.

Следовательно, указав как нарушение отсутствие необходимого противопожарного расстояния, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г.Свирску и Черемховскому району перенес ответственность с органов государственной власти, наделенными соответствующими полномочиями в области лесных отношений, на заявителя, тогда как исключительно от действий Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово это не зависит.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району не доказан факт нарушения Областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово требований противопожарной безопасности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствует вменяемое Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району нарушение в виде неразработанных мер пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне лесничеств.

А отсутствие в предписании конкретных мероприятий, подлежащих исполнению по устранению нарушения, свидетельствует о незаконности и неисполнимости предписания №94/1/1 от 27.06.2019.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району № 94/1/1 от 27.06.2019 в отношении Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово не соответствует закону и является неисполнимым, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому подлежит признанию недействительным, а заявленное требование подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, уплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд чеком по операции от 15.07.2019.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

         Предписание № 94/1/1 от 27.06.2019 принятое Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области, вынесенное в отношении областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово, признать незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Взыскать с ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово 3000 рублей - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.

Обязать Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Черемхово, г. Свирску и Черемховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Судья                                                                                                         И.В. Козлова