ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18528/11 от 15.11.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                

15.11.2011 г.                                                                                      Дело  А19-18528/2011

Резолютивная часть решения объявлена   15.11.2011   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   15.11.2011   года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Козловым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – до перерыва представителя по доверенности ФИО2, удостоверение,

от индивидуального предпринимателя ФИО1 –  не явился,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее по тексту «Заявитель») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного приостановления деятельности.

В судебном заседании 08 ноября 2011г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв  до 15 ноября 2011г.

Представитель Заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

           Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,  в заседание суда не явился, отзыв не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

            В обоснование заявленных требований Заявитель указал следующее.  

           Индивидуальному предпринимателю ФИО1  выдана лицензия № АСС-38-000281 от 23.05.2008г. на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 29.05.2013г.

В ходе проверки, проведенной  29.09.2011г. должностным лицом Заявителя в отношении предпринимателя ФИО1, выявлено несоблюдение предпринимателем установленных лицензией требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

Установленные при проверке нарушения отражены в  составленном в присутствии предпринимателя Сыроватского  акте проверки от 29.09.2011г. и протоколе об административном правонарушении от 29.09.2011г. серия АГ №615/192, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Выслушав представителя Заявителя, исследовав материалы дела,  суд установил следующие обстоятельства.

  Протокол об административном правонарушении от 29.09.2011г. серия АГ №615/192 составлен уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции согласно части 3 статьи 28.3 КоАП, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (вместе с "Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции")).

Протокол об административном правонарушении от 29.09.2011г. серия АГ №615/192  составлен в присутствии предпринимателя, ему разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1, 25.5 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (в редакции от 24.09.2010, далее Положение о лицензировании) грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Из заявления административного органа и протокола об административном правонарушении от 29.09.2011 серии АГ № 615/192 следует, что управление просит привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП, за совершение следующих нарушений:

-не обеспечено наличие полисов ОСАГО, их соответствие установленным требованиям, допуск водителей к управлению, чем нарушен Федеральный закон от 10.12.1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (предоставлено на контроль три страховых полиса на автобусы АК 274 75/; К 280 ОО 75/, СП ВВВ № 0563686776 на а/м ФИО3 без указания государственного регистрационного знака);

-не организован учет нарушений ДТП и ПДД, их расследование и принятие мер по происшествиям, чем нарушены требования ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 г. № 196-ФЗ, «Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП», утвержденного приказом Минтранса РСФСР от 26.04.90 г. № 49. «Правил учета ДТП», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.95 г. № 647(учет не организован, Журналы отсутствуют);

-не организовано проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные нормативными документами, не организован учет фактического выполнения ТО, чем нарушено требования «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.84г., п.3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса от 08.01.97г № 2(графики ТО отсутствуют, ООО «Бел. город» г.Чита выполнение договора не подтвердил; не организовал ТО и ремонт автомобилей в г.Иркутск);

-не организован предрейсовый, послерейсовый технический осмотр транспортных средств, чем нарушены требования ст.20 ФЗ от 10.12.1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.2.5.4 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994г № 15 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (17.08.2011 г автобус Киа-Комби г/н АЕ598 75/ выехал на линию в г. Чита с технической неисправностью(трещина лобового стекла, шины с различным рисунком протектора, на задней левой оси колеса отсутствует гайка крепления, выполнение договора на проведение предрейсового, послерейсового технического осмотра ООО «Бел. город» не подтвердил);

-не организована работа с водительским составом по предупреждению ДТП и нарушений ПДД, путем проведения инструктажей с соответствующей периодичностью, не обеспечено наличие и ведение журналов учёта с указанием видов и тем проведённых инструктажей и наличие инструкций, чем нарушены требования раздела 10 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.3003 г. №28 (инструкции по БДД для водителей отсутствуют, Журнал учета инструктажей отсутствует);

-не обеспечено проведение стажировки водителей, чем нарушены требования приказа Минтранса РФ от 08.01.97г № 2 п.2.2 (удостоверение водителя-наставника отсутствует, листы прохождения стажировок отсутствуют);

-не организовано проведение ежегодных занятий по повышению квалификации водителей по БДД, чем нарушено требования ст. 20 196-ФЗ от 10.12.95г «О безопасности дорожного движения», п. 2.2, 2.3.5 «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2 (отсутствуют протоколы о принятии зачетов, удостоверения);

-    не организован контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей, чем нарушил требования ст. 23 196-ФЗ от 10.12.95г. "О безопасности дорожного движения"; п. 2.2 «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2 ( график прохождения мед.освидетельствования водителей, медицинские справки водителей отсутствуют);

-не организован контроль за наличием у водителей при выезде на линию необходимых документов, чем нарушены требования п. 2.2, 2.3.4, 2.3.6, 5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2;; п. 2.3.4, 2.6.5 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994г № 15 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (водитель ФИО4 выехал на линию 17.08.2011г. без путевого листа, без талона ГТО);

-не обеспечено наличие графиков работы водителей, не организован учет рабочего времени, чем нарушены требования ч. 1 ст. 20 № 196-ФЗ от 10.12.95г.«О безопасности дорожного движения»; требования п. 2.2, 2.3.3 «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2; приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. №15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (что подтверждается отсутствием графиков, отсутствием табеля учета рабочего времени).

           В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  с последующими  изменениями и дополнениями (далее – Закон № 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

 В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 названного Закона № 128-ФЗ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

  Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.п. «в» п. 4  Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным  для перевозок более 8 человек (за исключением  случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения  собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, Положением  «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г.  № 27, Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. №15, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. №152; Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР «Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования ДТП» от 26.04.1990г. №49; постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. №647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий»; правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.95 г. № 73; требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.94 г. № 15; правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112; правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных  приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 г. № 200; положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 20.09.84 г.; приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.96 г. № 22 «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства».

Материалами дела, а именно актом проверки от 29.09.2011г., протоколом об административном правонарушении серия АГ №615/192 от 29.09.2011г, объяснениями предпринимателя ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении подтверждается, что вышеуказанные требования нормативных актов предпринимателем ФИО1 не соблюдены.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем ФИО1 административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),  в связи с чем имеются все основания для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.

Суд считает, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения в установленный срок обязанности по соблюдению нарушенных лицензионных условий и требований, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм законодательства о лицензировании и безопасности дорожного движения предпринимателем не доказана.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2011  по делу №А19-4999/2011, вступившим  в законную   силу,   ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде штрафа  в размере 5000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Иркутска, проживающего по адресу: 664048 г.Иркутск, ст.Батарейная, городок 2-й, общ.18 ОГРНИП: <***>, к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 5000 руб. с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН поИркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/сч <***>)

ИНН <***> КПП 381101001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.

БИК 042520001,

Р/сч <***> Назначение платежа: (для перечисления штрафов)

КБК 10611630000010000140  ОКАТО 25401000000 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                              О.П.Сураева