АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18639/2019
01.11.2019
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2019
Решение в полном объеме изготовлено 01.11.2019
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вохмяниным Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" (адрес: 665734, Иркутская область, город Братск, жилой район Энергетик, улица Олимпийская, 14, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству (адрес: 665251 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 664003, <...>)
о признании незаконным отказа в приеме отчета по форме 1-ОЛ, поданного по договору аренды лесного участка от 20.11.2015 № 91-291/15 за январь – июнь 2019 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, паспорт, доверенность;
от Территориального управления – не явился, извещен;
от Министерства - не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" (далее – заявитель, общество, ООО "Транснефть - Восток") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству (далее - Тулунское лесничество) о признании незаконным отказа в приеме отчета по форме 1-ОЛ, поданного по договору аренды лесного участка от 20.11.2015 № 91-291/15 за январь – июнь 2019 года.
С учетом доводов ответчика, в рамках полномочий предоставленных ч. 6 ст. 46 АПК РФ, определением суда от 25.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, представили отзывы.
Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству заявленные требования не признало.
По мнению Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, поскольку полномочия по приему отчетов по охране лесов от пожаров по форме 1-ОЛ, вытекает из Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству от 06.10.2017 года №90-мпр.
Заявителем представлены возражения на отзыв Тулунского лесничества.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.10.2019 года до 28.10.2019 года до 11 час. 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же сторон.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Восток" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (Арендодатель) и ООО "Транснефть - Восток" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.11.2015 №91-291/15, по условиям которого Арендодатель на основании распоряжения агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1942 -агр от 26 октября 2015 года обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью: 0,001 га (10+/-55 кв.м.), местоположение: Иркутская область, Тулунский район, Тулунское лесничество, Тулунское участковое лесничество, Технический участок № 6 (колхоз им. Чапаева), квартал № 9 (в. 2), с кадастровым номером: 38:15:010301:389.
Лесной участок передан в целях использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (п. 4 договора).
Пунктом 11 раздела три договора предусмотрено, что арендатор обязан выполнять обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации (Х).
Как указал заявитель, в соответствии с подпунктом Х пункта 11 раздела три договора в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, 08.07.2019 года им подан отчет по форме 1-ОЛ за январь - июнь 2019 года, в соответствии с Приказом Минприроды России от 09.03.2017 №78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме".
Тулунское лесничество 08.07.2019 в извещении №1584 отказало ООО "Транснефть - Восток" в приеме отчёта, указав на выявленные несоответствия:
- указаны мероприятия о выполненных работах, по строкам 1, 13, 22, 24 которые не приняты соответствующим образом. Для внесения этих данных в отчёт обществу необходимо предоставить акт приемки работ по противопожарной пропаганде (Приложение №3.4.8 к порядку приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду), утвержден приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области Иркутской области от 27 декабря 2013 года № 28-агпр.
Полагая, что отказ Тулунского лесничества в приеме отчета является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В частях 1, 2 статьи 60 указанного кодекса предусмотрено, что отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В отчете об охране лесов от пожаров содержится информация о мероприятиях по охране лесов от пожаров, включая информацию о противопожарном обустройстве лесов, и другая информация.
Также в силу статьи 60 ЛК РФ отчеты о защите лесов, предоставляются согласно Приложениям № 2 и № 6 Приказа Минприроды России от 09.03.2017 № 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме" (далее - Приказ №78).
В соответствии с Приложением 3 к Приказу №78, отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В Отчете приводится информация о фактических объемах мероприятий по охране лесов от пожаров, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода. Информация о фактических объемах мероприятий по охране лесов от пожаров приводится в единицах измерения, указанных в форме Отчета (приложение 2 к настоящему Приказу).
В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 (далее - Регламент) для получения государственной услуги в части приема лесных деклараций - заявитель представляет в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Портал.
Запрещается требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (п. 2.7 Регламента).
В пункте 2.11.2 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по приему отчетов:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) несоответствие отчета форме и порядку его представления и заполнения.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме отчета.
Суд отмечает, что такого основания для отказа в приеме отчета, как необходимость представления до направления отчета акта приемки работ по противопожарной пропаганде, действующее законодательство не содержит.
Из представленных в материалы дела пояснений Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству следует, что необходимость представления до направления отчета акта приемки работ по противопожарной пропаганде, является единственным основанием для отказа в приеме отчета, иных оснований для отказа в их приеме, не имеется.
При таком положении, отказ в приеме представленного обществом отчета является незаконным и необоснованным.
При указанных выше обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый отказ в приеме отчета по форме 1-ОЛ является незаконным, а требования заявителя к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству подлежат удовлетворению.
Требования к ответчику - министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Как указано выше, договор от 20.11.2015 №91-291/15 заключен между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (Арендодатель) и ООО "Транснефть - Восток" (Арендатор).
В соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка предоставления отчета об охране лесов от пожара, являющегося Приложением 3 к Приказу Минприроды России от 09.03.207 года № 78, отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
В соответствии с Положением о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, утвержденному приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 года №90-мпр, ответчик является территориальным подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Территориальное управление обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 8 Положения, Тулунское лесничество в соответствии с возложенной на него задачей по обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Тулунского лесничества осуществляет функции, в том числе по принятию и рассмотрению отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об использовании лесов от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих мероприятия по охране лесов от пожаров, по защите лесов, воспроизводство и лесоразведение, использование лесов.
Исходя из вышеизложенного, поскольку именно на Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству возложена обязанность по принятию отчетов, и оно обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, требования заявителя к Министерству лесного комплекса удовлетворению не подлежат.
При обращении с настоящим заявлением обществом в доход федерального бюджета РФ уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.07.2019 №8506.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным отказ Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству в приеме отчета по форме 1-ОЛ, поданного ООО "Транснефть-Восток" по договору аренды лесного участка №91-291/15 от 20.11.2015 года за январь –июнь 2019 года.
Обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству принять отчет по форме 1-ОЛ, поданный ООО "Транснефть-Восток" по договору аренды лесного участка №91-291/15 от 20.11.2015 года за январь –июнь 2019 года.
Взыскать с Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству в пользу ООО "Транснефть-Восток" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В удовлетворении требований к Министерству лесного комплекса Иркутской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.В. Гаврилов