ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18715/2021 от 08.11.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             

09.11.2021                                                                                           Дело  №А19-18715/2021

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  08.11.2021.

Решение  в полном объеме изготовлено   09.11.2021.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи  Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории

к Обществу  с ограниченной ответственностью «Стройфирма» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии сторон:

от заявителя: ФИО1 – доверенность, паспорт,

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Региональный северный оператор» (далее – Общество, ООО «Стройфирма»,  ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, в направленном отзыве на заявление  от 25.10.2021 просил назначить наказание в виде предупреждения. Также ходатайствовал об объединении дел №А19-18714/2021 и №А19-18715/2021 в одно производство.

В судебном заседании 25.10.2021 в порядке ст. 163АПКРФ объявлялся перерыв до 14 час. 40 мин. 08.11.2021, после окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя.

Определением суда от 09.11.2021 (резолютивная часть определения объявлена 08.11.2021)в удовлетворении ходатайства ООО «Стройфирма»  об объединении дел №А19-18714/2021 и А19-18715/2021 в одно производство, отказано.

В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество  с ограниченной ответственностью «Стройфирма»  зарегистрировано 23.04.2003 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

ООО «Стройфирма» осуществляет лицензируемые виды деятельности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности согласно видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности по сбору, размещению отходов ГУ класса опасности от 08.06.2017 № 038 00370, выданной Управлением Росприроднадзора по Иркутской по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, 41 квартал Жеронской городской дачи, Жеронско-городского лесничества Северного лесхоза (полигон по размещению твердых коммунальных отходов передан Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска в аренду ООО «Стройфирма» с 19.03.2019 по 18.03.2034 на основании договора аренды от 19.03.2019 № 259-а (акт приема передачи от 19.03.2019). Лицензия предоставлена на срок - бессрочно.

На основании решения Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 20.07.2021 №11-р о проведении плановой выездной проверки, проведена проверка в отношении  ООО «Стройфирма» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в части лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

По результатам проверки составлен акт № Р-689 от 09.08.2021, согласно которого установлено,  что ООО «Стройфирма» допущены нарушения, выразившиеся в несоблюдение требований     п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; «а» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов - IV классов опасности», а именно:

-         не подтверждено наличие  профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, у лиц  допущенных к обращению с отходами.    

По факту выявленных нарушений, административным органом в отношении общества составлен протокол № Р-689/4 от 02.09.2021 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о привлечении  ООО «Стройфирма» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений указанного Федерального закона (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно пп. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В пункте 3 названного положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.

В частности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им работ по сбору отходов I - IV классов опасности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами (подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании).

В силу статьи 1 Закона об отходах сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Как следует из материалов дела, объект Полигон по размещению твердых коммунальных отходов - 25-0138-002255-П, эксплуатируемый ООО «Стройфирма» отнесен к 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 25.07.2017 № 2448311).

Общество является организацией, осуществляющей лицензируемые виды деятельности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности согласно видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности по сбору, размещению отходов ГУ класса опасности от 08.06.2017 № 038 00370, выданной Управлением Росприроднадзора по Иркутской по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, 41 квартал Жеронской городской дачи, Жеронско-городского лесничества Северного лесхоза (полигон по размещению твердых коммунальных отходов передан Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска в аренду ООО «Стройфирма» с 19.03.2019 по 18.03.2034 на основании договора аренды от 19.03.2019 № 259-а (акт приема передачи от 19.03.2019). Лицензия предоставлена на срок - бессрочно.

Статья 15 Закона N 89 предусматривает, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.07.2011 N 709/11 указал, что Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Таким образом,  Общество обязано выполнять требования статьи 15 Закона N 89-ФЗ.

В ходе выездной проверки в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Стойфирма» представлен приказ от 11.01.2021 № 10/2 «О допуске к работе по обращению с опасными отходами», согласно которому к работе с отходами I - IV классов опасности на Полигоне ТКО допущены: директор ФИО2, главный инженер ФИО3  

Также обществом представлены сведения о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности и прошедших профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами.

Управлением установлено, что сотрудник общества: ФИО4, ФИО5, которые допущены к осуществлению деятельности в области с обращением с отходами,  не имеют документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - V классов опасности в количестве 112 часов.

Вместе с тем, судом установлено, что  ФИО5 приказом от 28.11.2019 №33/к уволен 28.11.2019, действие трудового договора от 01.02.2019 №01/19 прекращено, что подтверждается материалами дела.

Относительно сотрудника ФИО4, общество указывает на нахождение данного сотрудника в отпуске по уходу за ребенком, однако ответчиком соответствующих документов не представлено.

Как следует из материалов дела, с должностной инструкцией для учетчика № 22 ООО «Стройфирма», утвержденной директором общества ФИО2 11.01.2013, ФИО4 ознакомлена 01.10.2018 и фактически была допущена и осуществляла работы по сбору и размещению отходов IV класса опасности, однако документов на осуществление деятельности в области обращения с отходами (для работ по сбору и размещению отходов I - IV классов опасности), имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную удостоверениями на право работы с отходами I - IV классов опасности, Обществом  не представлено.

Кроме того, Управление указывает на то что, директор ООО «Стройфирма» ФИО2, допущенный приказом директора ООО «Стройфирма» ФИО2 от 11.01.2021 № 10/2 «О допуске к работе по обращению с опасными отходами», ФИО6 (с 01.04.2021 трудоустроена на должность учетчика полигона,  ознакомлена на должностной инструкцией), ФИО7 (трудовой договор от 19.11.2019) также не имеют подтверждения о прохождении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I -IV классов опасности по соответствующей программе в объеме 112 часов.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, протокола об административном правонарушении от 02.09.2021, у сотрудников: ФИО2, ФИО6, ФИО7 подтверждено наличие прохождения ими профессиональной подготовки - удостоверения на право работы с отходами I - IV классов опасности от 29.06.2021. Таким образом, на момент проведения проверки  данные сотрудники имели документы о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами  I -IV классов опасности по соответствующей программе в объеме 112 часов.

На основании вышеизложенного, ООО «Стройфирма» не подтверждено наличие профессионального обучения или дополнительного профессионального образования для работ с отходами I - IV классов опасности (документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности) у лиц, допущенных к обращению с отходами (ФИО4), что свидетельствует о несоблюдении ООО «Стройфирма» требований п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пп. «е» п. 3 Положения № 2290, указанные обстоятельства являются грубым нарушением лицензионных требований, образуют состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В действиях (бездействиях) ООО «Стройфирма» содержатся признаки названного административного правонарушения.

Наличие в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, доказано, ответчиком не опровергнуто. Доказательств, опровергающих доводы Управления, обществом не представлено.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

Названные выше действия образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъект административного правонарушения – ООО «Стройфирма», на которое как на лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности возложена обязанность по получению лицензии.

Субъективную сторону деяния характеризует вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Несмотря на то, что у общества имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности получения лицензии ответчиком не представлено. Суд считает, что у ответчика имелась возможность своевременно получить лицензию на вышеуказанный вид деятельности, приостановить осуществление деятельности, на осуществление которой необходимо лицензия.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом не установлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным судом не установлено.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев доводы общества о назначении наказания в виде предупреждения, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, заявителем суду не представлено.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы административного наказания, привлечение к административной ответственности впервые, статус Общества – микропреприятие, нестабильную экономическую обстановку в стране, суд считает возможным назначить ООО «Стройфирма», административное наказание за совершенное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Судебные акты по делу, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru/.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Общество  с ограниченной ответственностью «Стройфирма» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  к ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                             О.Л. Зволейко