ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-18995/16 от 16.05.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело №А19-18995/2016

23.05.2017

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  16.05.2017

Решение  в полном объеме изготовлено   23.05.2017

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рязановой К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ МАМСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА (ОГРН <***>, ИНН <***>, АДРЕС: 666811, <...>)

к РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, АДРЕС: 664003, <...>)

3-е лицо: ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, АДРЕС: 664022, <...>)

о взыскании 1 765 584 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились, извещены;

от ответчика – ФИО1, удостоверение, доверенность;

от третьего лица – ФИО2, паспорт, доверенность;

установил:

Администрация Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации  убытков в размере      1 765 584 руб.

Определением суда от 21.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора  привлечена ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Стороны о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в судебное заседание не явился, представителя не направил,  в обоснование заявленного требования указал, что предоставление военнослужащему денежных средств на приобретение жилого помещения повлекло за собой причинение администрации убытков, поскольку исполнение обязанностей государства по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет бюджета муниципального образования.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на недоказанность заявителем факта неисполнения Минфином РФ своих обязанностей по компенсации затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья военнослужащему, уволенному в запас, представил отзыв на иск, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель третьего лица дал пояснения в соответствии с представленным отзывом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 10.10.2009 гражданин ФИО3, уволенный из органов внутренних дел, обратился в Администрацию Мамского городского поселения Мамско-Чуйского района о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением ЖБК п. Мама от 22.10.2009 года он был признан нуждающимся в улучшении жилищный условий. 23.10.2009 года им направлено в администрацию Мамского городского поселения заявление о включении его в состав участников федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Указанные документы администрацией были приняты, надлежащим образом оформлены и направлены в адрес Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (письмо от 03.12.2009г № 01-34/1223).

В связи с отсутствием ответа  от Министерства  строительства,  дорожного  хозяйства  Иркутской области в администрацию Мамского городского поселения и в его адрес, ФИО3 обратиться в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области за защитой своих конституционных прав на жилище.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19.12.2011 требования ФИО3 удовлетворены, за ФИО3 признано право на получение жилищной субсидии и включении его в число участников программы "Жилище" с даты первоначальной постановки на учет  с 03.04.1998 года.

Далее ФИО3 обратился в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с иском к администрации Мамского городского поселения с требованиями: о признании незаконными Решения комиссии по учету и распределению жилья Мамского городского поселения от 18.12.2012г. № 45 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гр. ФИО3", Решения комиссии по учету и распределению жилья от 18.02.2013г. № 5 "О внесении изменений в решение комиссии по учету и распределению жилья от 18.12.2012г. № 45", Распоряжения Администрации Мамского городского поселения от 18.02.2013г. № 80 "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО3 на приобретение или строительство жилого помещения"; признании за ним права состоять в списке лиц на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и на получение единовременной денежной выплаты с 03.04.1998 года; взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.

Решением от 27.06.2013, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30.09.2013, требования ФИО3 к администрации Мамского городского поселения удовлетворены. Суд обязал администрацию Мамского городского поселения произвести ФИО3 единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области. Выдан исполнительный лист.

На основании вступившего в силу решения районного суда от 27.06.2013 года, администрация Мамского городского поселения произвела ФИО3 единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области в размере 1765584 руб.,  возмещение материального ущерба в размере 300 000 руб., возмещение расходов на услуги представителя в размере 50 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 9 400 руб.

Полагая, что финансовое обеспечение осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, производится за счет субвенций федерального бюджета, а также ссылаясь на неисполнение Российской Федерацией указанной обязанности, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  1765584 руб. убытков в размере единовременной денежной выплаты, уплаченной по решению Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в пользу ФИО3

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика указал, что ФИО3 с семьей в составе 3 человек состоял на учете как нуждающийся в жилом помещении в администрации Мамского городского поселения с 03.04.1998 года. В администрацию Мамского городского поселения 03.12.2012 года поступило заявление с приложенными документами от ФИО3 согласно Закона Иркутской области от 13.07.2011 года №57-03 "О порядке предоставления отдельными категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области". Ввиду имеющегося Свидетельства о государственной регистрации права на имя ФИО3 комиссией по учету и распределению жилья 18.12.2012 было  принято решение о снятии ФИО3 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющего жилое помещение. Постановлением Правительства Иркутской области за счет средств федерального бюджета были выделены денежные средства в сумме 1765 584 руб. на выплату ФИО3 на приобретение жилья. В связи с тем, что ФИО3 было отказано в единовременной выплате денежные средства в размере 1765 584 руб. по окончанию финансового года администрацией Мамского городского поселения были возвращены в Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в конце декабря 2012 года и израсходованы по целевому назначению  нуждающимся  в жилых  помещениях.  Факт целевого использования  денежных средств 3-м лицом, ответчиком не оспаривается. 

  27 июня 2013 года решением Мамско-Чуйского районного суда решение комиссии по учету и распределению жилья от 18.12.2012 года №45 "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО3", решение комиссии от 18.12.2013 года №5 "О внесении изменений в решение комиссии по учету и распределению жилья от 18.12.2013 года №45", распоряжение администрации от 18.02.2013 года №80 "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО3 на приобретение или строительство жилого помещения" признано незаконным. Данное решение суда общей юрисдикции вступило в законную силу, действия администрации Мамского городского поселения по непредставлению указанной единовременной выплаты признаны незаконными.

Таким образом, по мнению ответчика, истцом не доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком - Российской Федерацией, обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также связь между возникшими расходами и бездействием государства, в связи с чем просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются положениями статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Законом Иркутской области от 27.06.2012 №55-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" с изменениями и дополнениями от 16.10.2012, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2020 годы", Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050".

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

При этом, в силу пункта 14 статьи 15 Закона № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

В силу пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-0, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Исходя из указанных правовых норм, суд считает, что расходы истца по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.

Обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов предусмотрена статьей 16 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.

В соответствии  с пунктом 3 статьи 3 Законам  о статусе военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей является функцией государств.

В силу  пунктов 1,2,14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует  военнослужащим  предоставление жилых помещений  или выделение денежных средств  на их приобретение  в порядке и на условиях , которые устанавливаются  федеральными  законами  и иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации. 

Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", истец, требуя возмещения вреда (убытков) обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность действий государственного органа, которыми истцу причинен вред, а не только факт наличия таковых.

Согласно пояснений представителя третьего лица, приказом министерства от 14.02.2014 №5-мпр ФИО3  был включен в Сводный список 2014 года.

Из материалов дела следует, что Администрация во исполнение принятого Мамско-Чуйским районным судом Иркутской области решения от 29.08.2014 от 27.06.2013, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30.09.2013, произвела ФИО3 единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области в размере 1 765 584 руб. Однако, федеральный орган государственной власти расходы заявителя на исполнение названных полномочий не компенсировал.

При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судом установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по компенсации  истцу затрат по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами.

Обязанность несения указанных расходов администрацией МО за счет средств местного бюджета (путем выделения денежных средств на приобретение жилого помещения) Федеральным законом "О статусе военнослужащих" не предусмотрена, в связи с чем суд считает требования органа местного самоуправления о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 765 584 руб.  правомерными.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, учитывая, что заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит расходы по уплате государственной пошлины ни на одну из сторон.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Исковые  требования удовлетворить.

Взыскать с РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ за счет казны Российской Федерации в пользу  АДМИНИСТРАЦИИ МАМСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА 1 765 584 руб. - убытков.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия и по истечении указанного срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                                                О.В. Гаврилов