ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1933/19 от 31.07.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                Дело  №А19-1933/2019

«06» августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  31 июля 2019  года.

Решение  в полном объеме изготовлено   06 августа 2019  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» (ОГРН 1133805001098; ИНН 3805717082)

к ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ОГРН <***>; ИНН <***>)  

третье лицо: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Министерство транспорта Российской Федерации

о признании недействительным решения от 01.10.2018г. №10-лс,

при участии  в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от ответчика: не явились;

от третьих лиц: не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсайт» (далее – заявитель, Общество)  обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (далее – ответчик, Управление) от 01.10.2018г. №10-лс о приостановке сертификата эксплуатанта общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» на выполнение авиационных работ.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к заявлению.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства  надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направили, представил ходатайство о  рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В представленном  ходатайстве Управления Росавиации представитель указал, что поддерживает свои доводы о пропуске заявителем трехмесячного срока обращения в суд (заявление о пропуске срока было подано ответчиком в судебном заседании, состоявшемся 11 марта 2019 года.

Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права заявителя именно ответчиком.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель представил письменные пояснения по вопросу пропуска указанного срока, представил доказательства уважительности, указал, что фактически ООО «Инсайт» своевременно направило заявление об оспаривании решения от 01.10.2018г. №10-лс в арбитражный суд.

Также  заявитель указал, что срок пропущен заявителем по причине, не зависящей от воли Общества, а именно: письмо курьерской службы ООО «Ночной экспресс» от 28.06.2019г., в котором курьерская служба подтверждает, что ООО «Инсайт» именно 29.12.2018г. передало документы на отправке в арбитражный суд и Росавиаци, сопроводительное письмо от 29.12.2018г. об отправке заявления, требование ООО «Инсайт» к ООО «Ночной экспресс» от 28.01.2019г. о предоставлении сведений о доставке отправления адресатам, ответ курьерской службы об утере отправления, сопроводительное письмо о повторном направлении заявления от 28.01.2019г.

Ответчик, в ранее состоявшемся судебном заседании возражал против восстановления срока, заявил о фальсификации доказательств, которыми заявитель подтверждал обстоятельства уважительности пропуска срока, однако, впоследствии, отозвал свое заявлении и отказался от требований, изложенных в заявлении о фальсификации доказательств.

Суд, в судебном заседании рассмотрел доводы заявителя и представленные сторонами доказательства,  находит  причины пропуска уважительными, считает, что основания для его восстановления имеются, а следовательно дело подлежит рассмотрению по существу.

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2019 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Министерство транспорта Российской Федерации.

Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства  надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителей не направили.

В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Обществом с ограниченной ответственностью «Инсайт» оформлен Сертификат эксплуатанта №АР-02-17-8 со сроком действия до 23.01.2020 года с приложенной к нему спецификацией с указанием видов авиационных работ и перечнем воздушных судов, имеющих государственные регистрационные и опознавательные знаки воздушных судов.

В соответствии с Сертификатом эксплуатанта №АР-02-17-8 от 23.01.2017г. ООО «Инсайт» признано организацией, способной выполнять авиационные работы с целью оказания лесоавиационных работ на типах воздушных судов: С 172 R; РС-РА-28; Siena; ТЛ-2000 Стинг; Тундра.

Решением ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА от 01 октября 2018 года №10-лс действие Сертификата эксплуатанта на авиационные работы №АР-02-17-8 от 23.01.2017г. ООО «Инсайт» приостановлено со ссылкой на пункт 14 ФАП «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы».

Полагая, что решение ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА от 01 октября 2018 года №10-лс о приостановке сертификата эксплуатанта общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» на выполнение авиационных работ, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью «Инсайт» в порядке, установленном действующим законодательством, оформлен Сертификат эксплуатанта №АР-02-17-8 со сроком действия до 23.01.2020 года с приложенной к нему спецификацией с указанием видов авиационных работ и перечнем воздушных судов, имеющих государственные регистрационные и опознавательные знаки воздушных судов.

В соответствии с Сертификатом эксплуатанта №АР-02-17-8 от 23.01.2017г. ООО «Инсайт» признано организацией, способной выполнять авиационные работы с целью оказания лесоавиационных работ на типах воздушных судов: С 172 R; РС-РА-28; Siena; ТЛ-2000 Стинг; Тундра.

Порядок проведения сертификации, сертификационные требования к эксплуатанту и основания отказа в выдаче сертификата установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными Приказом Минтранса России от 23.12.2009г.  №249 (далее – ФАП-249).

ФАП-249 устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.

Согласно пункту 14 ФАП-249 в случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решением ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА от 01 октября 2018 года №10-лс действие Сертификата эксплуатанта на авиационные работы №АР-02-17-8 от 23.01.2017г. ООО «Инсайт» приостановлено со ссылкой на пункт 14 ФАП «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы».

Письмом от 16.10.2018г. Управление Росавиации сообщило о поступлении в их адрес телеграммы заместителя руководителя Росавиации от 27.08.2018г. №270700, требующей исключить из спецификаций сертификата эксплуатанта Единичных экземпляров воздушных судов (далее – ЕЭВС), а также письма начальника Управления летной эксплуатации Росавиации от 03.10.2018г. № 24868/01 с разъяснением по вопросу привлечения частных пилотов к выполнению авиационных работ.

Приказом Росавиации от 21.06.2012г. №382 закреплены полномочия ВС МТУ Росавиации, согласно которым оно создано для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций.

Ответчик, как следует из приказа, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта.

Под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые органами государственной власти Российской Федерации акты, содержащие правовые нормы, то есть обязательные предписания общего характера о порядке поведения любых юридических и физических лиц, вовлекаемых в значимые с точки зрения государства отношения, а также предписания об установлении, изменении или прекращении действия (отмене) правовых норм и рассчитанные на многократное или постоянное применение. К таким актам отнесены: федеральные конституционные законы, федеральные законы; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; международные договоры (соглашения) Российской Федерации; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, в том числе требующие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Телеграмма – это внутренний документ Росавиации, который содержал разъяснения адресованные своему территориальному подразделению и не предназначенные для эксплуатанта.

Следовательно, придание Управлением телеграмме Росавиации формы нормативного характера не соответствует установленному действующим законодательством запрету на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм (абзац второй пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №1009.

Управлением, в качестве основания для приостановления действия Сертификата эксплуатанта указано два основания, а именно: использование единичных экземпляров воздушных судов и привлечение частных пилотов для выполнения авиационных работ.

Суд, рассмотрев указанные основания Управления Росавиации, пришел к следующим выводам.

В силу статьи 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Согласно пункту 1 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях Воздушного Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Эксплуатация авиационным предприятием воздушного судна в целях, определенных для гражданской авиации, включая выполнение авиационных работ, возможна только при наличии у предприятия сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Согласно положениям статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе, для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Из указанных положений следует, что, если эксплуатант использует свои воздушные суда для коммерческих воздушных перевозок или выполнения авиационных работ, то он относится к коммерческой гражданской авиации, а если он те же воздушные суда использует для иных целей, то он относится к гражданской авиации общего назначения.

Таким образом, эксплуатант вправе выбирать, к какому виду гражданской авиации он относится. Данное положение содержится и в Приложении № 3 к Федеральным авиационным правилам №118 «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденным приказом Минтранса России от 17.04.2003г. № 118 (далее – ФАП-118).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1.3. Методических рекомендаций по организации сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, (направлены   Росавиацией   подведомственным   учреждениям   письмом   от 03.08.2010г. № 4.01-317), одно и то же воздушное судно может использоваться для выполнения коммерческих воздушных перевозок, авиационных работ и полетов в целях авиации общего назначения.

Эксплуатант, имеющий воздушные суда, может оформить одновременно три сертификата эксплуатанта: сертификат на авиаперевозки, сертификат на авиаработы и, при необходимости, сертификат авиации общего назначения (далее - АОН).

Во всех трех сертификатах могут быть включены одни и те же воздушные суда, если они имеют соответствующие технические возможности и не имеют ограничений, наложенных Воздушным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки на соответствие воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), имеющий сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна, не имеет запрета на выполнение авиационных работ.

Порядок допуска к полетам ЕЭВС регламентируется ФАП-118. Согласно Приложению № 3 к ФАП-118 (заявка на сертификацию единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения) заявитель (будущий эксплуатант) в заявке на сертификацию ЕЭВС определяет назначение воздушного судна.

В соответствии с заявкой на сертификацию производится оценка соответствия единичного экземпляра воздушного судна техническим требованиям, указанному заявителем назначению ВС и условиям его эксплуатации. Так, если в заявке на сертификацию указано в графе «Назначение ВС» - авиаработы, то производится оценка соответствия характеристик воздушного судна для безопасного производства заявленных видов авиационных работ.

Статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации не устанавливается классов или типов воздушных судов, которым разрешены полеты исключительно в целях авиации общего назначения и определена лишь принадлежность к гражданской авиации.

Воздушное законодательство Российской Федерации не дает определения воздушному судну авиации общего назначения.

Согласно пункту 3 ФАП-249 заявление на получение сертификата эксплуатанта или внесение в него изменений направляется в территориальный орган уполномоченного органа в области гражданской авиации физическим, юридическим лицом, намеревающимся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения.

В соответствии с пунктом 5 ФАП-249 для получения сертификата эксплуатанта к заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии:

для юридического лица - документов о государственной регистрации;

для физического лица - документа, удостоверяющего личность;

свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов;

сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов;

документов, подтверждающих страхование, предусмотренное статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19.03.1997г. №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

руководства по производству полетов;

сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата эксплуатанта закреплен в пункте 11 Раздела II ФАП-249, к которым относятся: недостоверность содержащихся в заявлении эксплуатанта данных, несоответствие содержащихся в заявлении эксплуатанта данных требованиям пунктов 4, 5 ФАП-249.

Пункт 4 Раздела II ФАП-249 содержит перечень данных, которые заявитель обязан указать в заявлении на получение сертификата.

Доказательства представления ООО «Инсайт» недостоверных сведений и/или несоответствия требованиям пунктам 4, 5 ФАП-249 материалы дела не содержат, Управлением Росавиации о них не заявлено.

ФАП-249 не содержит ограничений по применению ЕЭВС, имеющих сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки конкретного воздушного судна, в производстве авиационных работ.

В целях получения сертификата эксплуатанта требуется представление сертификатов летной годности. При этом, сертификат летной годности ЕЭВС в соответствии с ФАП-118 выдается на бланке с указанием - Сертификат летной годности единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения.

В пункте 5 Раздела II ФАП-249 перечислены документы, заверенные копии которых эксплуатант обязан приложить к своему заявлению. Среди прочих документов пункт 5 ФАП-249 обязывает заявителя представить «сертификаты летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов» (абзац 3 пункта 5), которые он планирует использовать для выполнения авиационных работ.

Документы, представленные ООО «Инсайт» к заявлению о выдаче сертификата эксплуатанта были признаны Управлением Росавиции надлежащими, на основании чего заявителю был оформлен сертификат эксплуатанта № АР-02-17-8 сроком действия до 23.01.2020 года.

Кроме того, ВС МТУ Росавиации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации ООО «Инсайт» выданы сертификаты летной годности единичных экземпляров воздушного судна авиации общего назначения на все воздушные суда, включенные в сертификат эксплуатанта (эксплуатационную спецификацию).

Выдача, введение ограничений в действие и аннулирование документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил осуществляется уполномоченным органом - Росавиацией в соответствии с приказом Минтранса России от 13.08.2015г. №246 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» (далее – ФАП-246).

Таким образом, Росавиация является специально уполномоченным органом, осуществляющим выдачу, введение ограничений в действие и аннулирование документа (сертификата эксплуатанта), а также контроль за соблюдением эксплуатантами сертификационных требований.

Пунктом 107 ФАП-246 установлено, что действие сертификата эксплуатанта приостанавливается по заявлению эксплуатанта или по решению уполномоченного органа.

По решению уполномоченного органа действие сертификата эксплуатанта приостанавливается в случае нахождения эксплуатанта в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии по итогам двух кварталов подряд, что подтверждается заключением уполномоченного органа на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Иного основания приостановления действия сертификата эксплуатанта по решению уполномоченного органа ФАП-246 в главе XII «Введение ограничений в действие, приостановление действия и аннулирование сертификата эксплуатанта» - не содержит.

Все остальные акты Росавиации, принимаются с учетом положений пункта 105 ФАП-246.

Ограничения в сертификат эксплуатанта вводятся путем включения в спецификации сертификата эксплуатанта соответствующих ограничений, аннулирования спецификаций и/или аннулирования разрешений в них, а также путем ограничения срока действия сертификата эксплуатанта, не превышающего три месяца с момента введения ограничений.

Ограничения вводятся в следующих случаях: поступления заявления эксплуатанта; поступления заявления собственника воздушного судна о прекращении законных оснований на владение воздушным судном у эксплуатанта; в случае выполнения полетов на воздушных судах при отсутствии законных оснований на их использование (переход права собственности, расторжение договора аренды, лизинга); нахождения эксплуатанта в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии в течение срока не менее двух кварталов подряд, что подтверждается заключением уполномоченного органа; при не устранении в установленные сроки нарушений, не позволяющих осуществлять вид полетов, эксплуатацию типа воздушных судов, указанных в спецификации.

Как следует из пункта 106 ФАП-246 при принятии решения о введении ограничений в действие сертификата эксплуатанта, требующих переоформления эксплуатационных спецификаций, вместе с копией соответствующего решения эксплуатанту выдаются новые эксплуатационные спецификации взамен утративших силу.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к специалистам, согласно перечням специалистов авиационного персонала, устанавливаются федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008г. №147 (далее – ФАП-147), которыми равно как и Воздушным кодексом Российской Федерации не установлено ограничений на выполнение полетов в целях производства авиационных работ обладателями свидетельств частного пилота.

Таким образом, воздушным законодательством Российской Федерации не устанавливается ограничений на использование единичного экземпляра воздушного судна для выполнения авиационных работ, как и не установлено ограничений на выполнение полетов в целях производства авиационных работ обладателями свидетельств частного пилота и соответственно, у Управления отсутствовали основания о приостановлении Сертификата по такому основанию, как привлечение частных пилотов для выполнения авиационных работ.

Позиция Минтранса Российской Федерации и Департамента государственной политики в области авиации заключается в том, что в отсутствие специализированных правил, регулирующих выдачу сертификатов летной годности ЕЭВС, используемых для выполнения авиационных работ, письма Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России №01-03-05/1862 от 18.06.2010 г., №01-02-05/1154 от 03.04.2012г., №01-563-ПГ от 18.10.2018г. и другие, содержащие изложение указанной выше позиции, следует рассматривать как официальную позицию Минтранса России, официальное толкование федеральных авиационных правил по вопросу о законности сертификации летной годности ЕЭВС, используемых для выполнения авиаработ, в порядке, предусмотренном ФАП-118.

Так, письмо Минтранса Российской Федерации от 03.04.2012г. №01-02-05/1154, адресованное Федеральному агентству воздушного транспорта, содержит вывод о том, что ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ воздушным законодательством РФ не предусмотрено.

Письмо №01-03/23247-ис от 17.10.2018г. Минтранса Российской Федерации содержит сведения, что положения Воздушного кодекса Российской Федерации, а также ФАП-249 не содержат ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ.

18.02.2019г. Минтранс Российской Федерации направил помощнику генерального прокурора РФ письмо №АЮ-Д1-30/2294, в котором изложил следующие выводы: статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации не устанавливается классов или типов воздушных судов, которым разрешены полеты исключительно в целях авиации общего назначения и определена лишь принадлежность к гражданской авиации.

В соответствии с требованиями ФАП-118, разработанных во исполнение требований статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, ЕЭВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности, выданного на основе акта оценки соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (далее - акт оценки).

Названием и некоторыми положениями ФАП-118 определяется принадлежность ЕЭВС к авиации общего назначения.

Однако, необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, установлено, что гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации не содержит определение термина «единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения».  

Реестра воздушных судов авиации общего назначения не существует. Регистрация ЕЭВС осуществляется в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и соответственно единичные экземпляры воздушных судов по определению являются гражданскими воздушными судами, допускаемыми к эксплуатации на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды при этом с единственным ограничением на использование в коммерческих воздушных перевозках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

Вместе с тем, ФАП-249 требований по владению и выполнению авиационных работ сертифицируемым лицом исключительно воздушными судами, имеющими сертификат типа, также не устанавливается.

Воздушный кодекс Российской Федерации является нормативным правовым актом, имеющим по отношению к ФАП-118 большую юридическую силу. Таким образом, Воздушным законодательством Российской Федерации не устанавливается запрет на применение ЕЭВС для целей, отличных от целей авиации общего назначения, в частности для выполнения авиационных работ.

На обращение ООО «Инсайт» от 09.10.2018г. №39755, от 09.10.2018г. №39749, от 09.10.2018г. №39748 Минтранс России письмом от 17.10.2018г. №01-558-пп разъяснило об отсутствии ограничений и запрета на применение ЕЭВС для целей, отличных от целей авиации общего назначения, в частности для выполнения авиационных работ. А также о том, что приостановление действие сертификата эксплуатанта на основании пункта 14 ФАП-249 возможно только в порядке установленным законодательством Российской Федерации в случае нарушения обладателей сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Минтранс России вышеназванным письмом сообщило ООО «Инсайт», что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Указанные письма заявитель представил в материалы дела в ходе судебного разбирательства.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Полномочия Минтранса России установлены «Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №395.

Минтранс России уполномочен самостоятельно принимать федеральные авиационные правила, на что указано в п. 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта, устанавливающие порядок сертификации пилотируемых гражданских воздушных судов (абз. 21 и 24 п. 5.2.53.8), требования к летной годности (абз. 26 п. 5.2.53.8) и форму сертификата летной годности воздушного судна (абз. 29 п. 5.2.53.8), а также форму и порядок получения сертификата эксплуатанта (абз. 17 п. 5.2.53.8).

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).

В состав Минтранса России входит структурное подразделение –  Департамент государственной политики в области гражданской авиации (далее – Департамент), которое обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Полномочия Департамента закреплены в «Положении о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации» (далее - Положение), утвержденном Приказом Минтранса России от 04.05.2018г. №174.

Согласно данному Положению (п.п. 1.1, 3.1.15, 3.1.19, 3.1.76, 3.1.86, 3.1.89) Департамент осуществляет разработку и анализ применения законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской авиации, разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской авиации, включая федеральные авиационные правила, устанавливающие: правила выполнения авиационных работ; требования к летной годности гражданских воздушных судов; форму сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления; требования и порядок обязательной сертификации для гражданских воздушных судов; разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Минтранса Российской Федерации, осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; представляет разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Таким образом, именно Минтранс Российской Федерации и его структурное подразделение (указанный выше Департамент) уполномочены действующим законодательством давать официальные разъяснения порядка и особенностей применения ФАП.

При таких обстоятельствах, учитывая, что действующим воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ, а также на выполнение полетов в целях производства авиационных работ частными пилотами, суд пришел к выводу о том, что решение ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА от 01 октября 2018 года №10-лс о приостановке сертификата эксплуатанта общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» на выполнение авиационных работ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной заявителем при подаче заявления в суд государственной пошлины по платежному поручению от 29.01.2019г. №2 в размере 3000 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя с ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил: 

Требование удовлетворить.

Решение ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА  от 01.10.2018г.     №10-лс «О приостановке сертификата эксплуатанта  Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» на выполнение авиационных работ»   признать  незаконным.

Обязать ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт».

Взыскать с ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.  

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

           Судья                                                                                                   Л.А. Куклина