ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1942/14 от 02.07.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-1942/2014

02.07.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании02.07.2014  года.

Решение  в полном объеме изготовлено02.07.2014  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ананьиной Г.В.,

судей: Алдатова Б.К., Седых Н.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело  по заявлению Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>)

к Администрации Марковского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664528, Иркутская область, Иркутский района, рабочий <...>), Думе Марковского муниципального образования – Дума городского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664528, Иркутская область, Иркутский района, рабочий <...>)

с участием заместителя Прокурора Иркутской области

3-е лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области

о признании недействующим Решения Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп «Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области»

при участии в судебном заседании: 

от заявителя  - представитель по доверенности ФИО1,

от администрации – глава МО ФИО2 (удостоверение),

от Думы – представитель по доверенности ФИО3,

от Агентства лесного хозяйства – представитель по доверенности ФИО4,

Прокуроры, участвующие в деле – Крюкова И.Э. (удостоверение), ФИО5 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

Российская Федерация в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Марковского муниципального образования о признании недействующим Решения Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп «Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области», как несоответствующего ст.ст. 8, 9, 18, 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Земельному кодексу Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил  заместитель Прокурора Иркутской области.

Определением суда от 09 июня 2014 года в дело в качестве соответчика привлечена Дума Марковского муниципального образования – Дума городского поселения, в соответствии с частью 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, указал на нарушение ст.ст. 8, 9, 18, 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 8, 105 Лесного кодекса РФ,  Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земли лесного фонда при утверждении генерального плана городского поселения и постановки его на кадастровый учет не исключены из лесохозяйственного регламента.

Представители Администрации Марковского муниципального образования и Думы Марковского муниципального образования с заявленными требованиями не согласились, указав на соблюдение норм действующего законодательства при утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района, в том числе публичные слушания проведены, необходимые согласования получены. После утверждения генерального плана, осуществлена его постановка на кадастровый учет. Работа по уточнению границ зеленой зоны и проектированию была начата в 2010г., мероприятия по исполнению протокола администрацией выполнены, путем направления в Министерство лесного комплекса Иркутской области предложения о возможности перевода зеленой зоны находящейся в составе земель лесного фонда, согласование администрации Иркутского районного муниципального образования поданному вопросу не получено до настоящего времени из-за возникших разногласий по границам и площадям проектируемых зеленых зон.

Прокуроры, участвующие в деле, представили заключение по делу № А19-1942/2014, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебном заседании поддержал позицию заявителя, указав, что протокол согласительного совещания не содержит сроков направления администрацией Марковского муниципального образования предложений внесения изменений в лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества.

Дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп утвержден генеральный план Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области.

Решение об утверждении генерального плана опубликовано в газете «Жизнь ФИО6» № 1 в мае 2012 года, а также в сети интернет на сайте администрации.

В соответствии с генеральным планом Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области в состав территории Марковского муниципального образования входят земли населенных пунктов: деревня Новогрудинина; поселок Падь Мельничная; рабочий поселок ФИО6. В границы населенного пункта включены земли лесного фонда, общей площадью  998 га, расположенных в защитных лесах, из них часть площади отнесенных к лесам зеленой зоны, расположенных: квартал 74 (часть выдела 5-10, 12), квартал 87 (выдел 1, 2, 3, 6, 7, 8, 13, 15, 32, 34, 35); квартал 23 (часть выдел 13, выдел 15), квартал 40 (выдел 23, 24, 25, часть выдела 6, 18, 19, 21, 22), квартал 41 (часть выдела 2, 9, 10, 11) д. Новогрудинина, <...> (часть выдела 7, 10, 11, 13, 14, 15), квартал 4 (часть выдела 7, 8, 9, 14, выдел 11, 12), квартал 4 (выдел 10), квартал 4 (часть выдела 29), квартал 5 (выдел 1, 3-29), квартал 6 (выдел 1-16), квартал 7 (выдел 9, 10, 11), квартал 8 (выдел 1-22), квартал 9 (выдел 3-16), квартал 10 (выдел 1-38), квартал 16 (выдел 1, 7, 8, 14, 17, 19, 21, 22, 30, 34-40, часть выдела 2-5, 13), квартал 17 (выдел 22, 23), квартал 18 (выдел 1-28), квартал 19 (выдел 1-19), квартал 20 (выдел 1-7, 19, часть выдела 8, 11, 15) квартал 21 (выдел 1-7), квартал 24 (выдел 1, часть выдела 2, 4), квартал 1 (выделы 1-38) городское поселения ФИО6 – Иркутского территориального лесничества.

На основании заявления Администрации Марковского муниципального образования сведения о границах населенных пунктов в Государственный кадастр недвижимости внесены: п. Падь Мельничная – 10.09.2012; р.п. ФИО6, д. Новогрудинина – 09.10.2012.

По мнению заявителя, оспариваемое решение принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений. Условие, указанное в протоколе согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области, не выполнено. Изменение границ зеленной зоны Иркутского лесничества не произведено, изменения в лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества, в части исключения лесов, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из состава зеленых зон, не внесены, в связи с чем нарушены требования ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд, изучив материалы дела, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, считает заявление  Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 вышеуказанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78 Закона N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В силу статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является, в том числе генеральный план поселений.

Согласно пункту 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Статьей 24 ГрК РФ установлено, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с Уставом Марковского муниципального образования, Дума Марковского муниципального образования – Дума городского поселения является представительным органом местного самоуправления поселения (статьи 21, 48 Устава).

Согласно статье 51 Устава муниципальные правовые акты опубликуются в периодическом печатном издании: в органе издания администрации Иркутского района (газета «Ангарские огни»), либо в учрежденном органами местного самоуправления Поселения печатном средстве массовой информации (газета «Жизнь ФИО6»).

Исходя из оценки оспариваемого акта и его содержания, порядка принятия, с учетом определения нормативного правового акта содержащегося в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", п. 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об утверждении генерального плана городского поселения является нормативным правовым актом, затрагивающим права неопределенного круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение, принято уполномоченным органом - Думой Марковского муниципального образования – Дума городского поселения, опубликовано в установленном порядке.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.

Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (часть 3 статьи 84 ЗК РФ).

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлены особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в соответствии с которой перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).

Следовательно, утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии со статьей 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе границы поселения.

В соответствии со статьей 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (п. 3 ст. 24 ГрК РФ).

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Кодекса (п. 8, 11 ст. 24 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пункту 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (далее – Положение N 178) (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, - в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 г. N 40 (далее – Положение N 40) Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в части территориального планирования.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов (п. 6 Положения N 178).

В соответствии с п.п. 7, 8 Положения N 178 уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства.

Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, подписывается руководителем этого органа (его заместителем, уполномоченным на подписание заключений) и направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов (п. 10 Положения N 178).

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.

Таким образом, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.

В соответствии с пунктом 11 указанного Положения N 178 при поступлении в уполномоченный орган в сфере градостроительства хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования уполномоченный орган в сфере градостроительства проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения.

В случае если замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом, не было урегулировано на согласительном совещании, уполномоченный орган в сфере градостроительства готовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования (п. 12 Положения N 178).

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области от 04.04.2012, проект генерального плана Марковского городского поселения, содержащий предложения по включению земель лесного фонда Иркутского лесничества, был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства при условии внесения изменений в лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества, в части исключения лесов, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из состава зеленых зон (п. 3 согласительного совещания).

Пунктом 4 протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий от 04.04.2012 определено Администрации Марковского муниципального образования на основании утвержденного генерального плана и в соответствии с п. 15 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 внести предложения, указанные в п. 3 Протокола, в Правительство Иркутской области.

Минрегионом России, в соответствии с частью 9 статьи 25 ГрК РФ, п. 10 Положения N 178, направлено администрации Марковского городского поселения Сводное заключение о согласовании проекта генерального плана Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области (сопроводительное письмо от 07.04.2012).

На основании сводного заключения Минрегиона России от 16.04.2012 о согласовании проекта генерального плана Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области, Решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп утвержден генеральный план Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области.

В настоящее время границы Марковского городского поселения внесены в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, в силу ст. 5 Закона № 172-ФЗ, осуществлен перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, находит, что решение об утверждении генерального плана населенного пункта, что в свою очередь является переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов, принято с предусмотренным действующим законодательством согласованием с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Судом также установлено, что требования ст. 28 ГрК РФ, предусматривающей проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, соблюдены. Проект генерального плана Марковского муниципального образования был размещен на сайте администрации Марковского муниципального образования, в газете «Ангарские огни» от 21.11.2008, а также в помещении МУК «Социально-культурный центр» р.п. ФИО6 и в администрации Марковского муниципального образования, публичные слушания состоялись в назначенное время, в установленном порядке, извещения о проведении публичных слушаний опубликованы в печатном издании «Ангарские огни» № 46 от 21.11.2008 (р.п. ФИО6), № 28 от 07.08.2009 (п. Мельничная и дер. Новогрудинина Марковского МО), заключение о результатах публичных слушаний опубликованы в печатном издании «Ангарские огни» № 2 от 23.01.2009 (р.п. ФИО6), № 35 от 25.09.2009 (п. Мельничная и дер. Новогрудинина).

Судом рассмотрен довод заявителя о том, что на основании ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. По мнению заявителя, муниципальное образование распоряжается данными землями, однако условие, указанное в п. 4 протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области от 04.04.2012 (внесение предложений по изменению лесохозяйственного регламента по зеленым зонам), администрацией не выполнено, в связи с чем, нарушены требования статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации и Порядка перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.

Как следует из Протокола согласительного совещания, указанные в нем земли лесного фонда, расположены в защитных лесах, часть из них отнесены к лесам зеленной зоны. Указанное, не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно статье  10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Кодекса.

 В соответствии со статьей 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым также отнесены зеленые зоны.

Статьей 105 ЛК РФ определен правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Согласно части 5 статьи 105 ЛК РФ в зеленых зонах запрещаются: 1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи (проведение сплошных, выборочных рубок лесных насаждений, возведение ограждений на их территориях); 2) ведение сельского хозяйства; 3) размещение объектов капитального строительства.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 6 статьи 105 ЛК РФ).

Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 105 ЛК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, в соответствии с которым зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды; лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) (п.3, 4 Положения).

В соответствии с пунктом 15 указанного Положения решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.

В силу пункта 21 Положения функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Из материалов дела следует, что во исполнение п. 4 протокола согласительного совещания, на основании утвержденного Решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп генерального плана, как на то указано в протоколе, Администрацией Марковского муниципального образования 17.06.2013 за № 999 и 18.11.2013 за № 2249 внесены такие предложения в Агентство лесного хозяйства Иркутской области, в Министерство промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области.

При этом как указала администрация работа по уточнению границ зеленой зоны и проектированию начата с 2010 г., по заказу Министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области ФГУП «Рослехоз» «Прибайкаллеспроект» были разработаны материалы проектирования зеленых зон Марковского муниципального образования, расположенных в границах Иркутского лесничества Иркутской области, которые направлены на согласование в администрацию Иркутского района и администрацию Марковского муниципального образования. Согласование администрации Иркутского района по данному вопросу не получено до настоящего времени.

Указанное не опровергнуто заявителем.

Таким образом, суд находит, что мероприятия, по исполнению п. 4 протокола, Администрацией Марковского муниципального образования выполнены.

Ссылка заявителя на то, что проект генерального плана, считается согласованным с федеральным агентством лесного хозяйства, только при условии внесения изменений в лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества, в части исключения лесов, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из зеленых зон, не состоятельна.

Действующим законодательством, а именно Положением N 178, предусмотрено, что сводное заключение может быть о согласовании проекта документа территориального планирования (п. 10) либо об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования (п.12).

В данном случае имеется Сводное заключение Минрегиона России о согласовании, в соответствии с ч. 9 ст. 25 ГрК РФ, п. 10 Положения N 178, проекта генерального плана Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области.

Кроме того, в соответствии с Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 № 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования, к которым также относятся утвержденные генеральные планы поселений.

В соответствии с п. 14 указанного Приказа № 126 лесохозяйственный регламент в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.

Согласно п. 15 Приказа № 126, внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: 1) изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; 2) изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; 3) иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку лесохозяйственный регламент разрабатывается, в том числе на основании документов территориального планирования, то он является вторичным документом по отношению к утвержденному решением Думы генеральному плану, являющемуся документом территориального планирования. Поэтому утвержденный в установленном порядке генеральный план не может противоречить ст. 9 Федерального закона от 04.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по основанию невнесения изменений в лесохозяйственный регламент до утверждения генерального плана.

В части указания заявителем о распоряжении такими землями, суд находит, что в данном случае, сам по себе факт распоряжения спорными земельными участками не имеет правового значения и не влияет на законность оспариваемого решения Думы об утверждении генерального плана.

Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что земельные участки в границах таких зон предоставляются под размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан именно Марковским муниципальным образованием.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства на основании представленных доказательств, оценив которые, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп «Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области» соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем, в соответствии со ст. 195 АПК РФ заявленные Российской Федерацией в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать Решение Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 № 52-294/Дгп «Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области» соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий                                                                     Г.В. Ананьина

Судьи:                                                                                                   Б.К. Алдатов

                                                                                                               Н.Д. Седых