ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19629/17 от 28.11.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             Дело  № А19-19629/2017

07.12.2017

Резолютивная часть решения принята 28.11.2017

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2017

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по заявлению ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ШЕЛЕХОВА (ОГРН 1023802256081, ИНН 3821009739, АДРЕС: 666034, ИРКУТСКАЯ ОБЛ., Г. ШЕЛЕХОВ, КВАРТАЛ 9-Й, 8, А)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406, АДРЕС: 666034, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ШЕЛЕХОВ, КВАРТАЛ 4-Й, ДОМ 23)

о признании недействительным решения от 14.08.2017 № 048S19170012875,

установил:

Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова (далее - заявитель, Учреждение, Центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (далее - ответчик, Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 14.08.2017 № 048S19170012875о привлечении страхователи к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 04.10.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается без вызова сторон.

В сроки, установленные определением суда, Пенсионный фонд направил отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Дело рассматривается по правилам, установленным главами 24, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023802256081.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Пенсионным фондом проверки  правильности заполнения, полноты и своевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении Областного государственного казенного учреждения центра занятости населения города Шелехова  был установлен факт нарушения Учреждением срока для представления формы СЗВ-М за отчетный период – май 2017 года на 18 застрахованных лиц, а именно, в срок до 15.06.2017 форма СЗВ-М за отчетный период май 2017 год не представлена.

Результаты проверки отражены в акте  об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.07.2017 № 048S18170011204.

Решением Пенсионного фонда от 14.08.2017 № 048S19170012875 Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 9000 руб., также Учреждению предложено уплатить штраф по указанным в решении реквизитам.

Не согласившись с вынесенным решением в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 9000 руб., посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Областного государственного казенного учреждения центра занятости населения города Шелехова, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова  является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Сроки представления указанных сведений, а также  перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192 п.

Как установлено судом, заявителем информация по форме СЗВ-М за май 2017 года была представлена по каналам электронной связи 02.06.2017, что подтверждается извещением о доставке по ТКС. Согласно протокола проверки отчетности Страхователя по форме СЗВ-М от 02.06.2017, документ не был принят вследствие грубой ошибки, а именно, указан неверный код отчетного периода: месяц апрель не был исправлен на май 2017 года.

Согласно пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.

Повторно отчет по форме СЗВ-М с корректировками был направлен заявителем 27.06.2017 по каналам электронной связи, что подтверждается извещением о доставке от 27.06.2017. Ранее корректирующий отчет не мог быть отправлен в связи с нахождением главного бухгалтера в очередном отпуске, что подтверждается приказом ОГКУ ЦЗН города Шелехова от 25.05.2017  № 33-К.

Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, решением Пенсионного фонда от 14.08.2017 № 048S19170012875 Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-Ф, привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-Ф, с назначением штрафа в размере 9000 руб.

Вместе с тем, Пенсионный фонд, принимая решение от 14.08.2017 № 048S19170012875 о привлечении Областного государственного казенного учреждения центра занятости населения города Шелехова к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-Ф, не выявил обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.

Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова, не оспаривая факт совершения правонарушения, заявило о необходимости учета смягчающих обстоятельств при определении размера штрафных санкций, таких как нарушение корректности представления отчетности в ПФР допущено
впервые; установленная законодательством отчетность представляется строго в
срок; уточнений и корректировок ни разу не было; организация к штрафным
санкциям не привлекалась; задолженности по страховым взносам не имеется; ущерба бюджету ПФР нарушение не нанесло; период просрочки незначительный; отсутствие умысла в нарушении; учреждение занимается социально значимой деятельностью
(предоставление социальных услуг в сфере трудоустройства безработных
граждан).

Рассмотрев доводы заявителя о наличии оснований для снижения штрафных санкций с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, суд пришел к следующим выводам.

Часть 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии со статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возможность применения норм Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (пункт 2 статьи 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 3 статьи 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

 В    Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-0 разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, в частности, отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, отсутствие явных неблагоприятных последствий правонарушения для застрахованных лиц (сведения представлены), принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения,срока непредставления отчетности, самостоятельное устранение нарушения, совершение правонарушения впервые (иного УПФ не представлено), степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на Областное государственное казенное учреждение центр занятости населения города Шелехова штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения.

Принимая во внимание указанное, арбитражный суд считает возможным снизить размер финансовой санкции, назначенной заявителю в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, до 2000 руб., т.е. в 4,5 раза, который суд находит соразмерным совершенному правонарушению, в связи с чем решение Пенсионного фонда от 14.08.2017 № 048S19170012875 о привлечении Областного государственного казенного учреждения центра занятости населения города Шелехова к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", следует признать незаконным в части начисления  штрафа в размере 7000 руб.

Также суд считает необходимым отметить, что невозможность снижения размера финансовой санкции самим пенсионным фондом не может сказываться на правах страхователя, который иным образом, кроме как обратиться в суд, защитить свои права не может.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования Областного государственного казенного учреждения центра занятости населения города Шелехова  подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в связи с наличием смягчающих обстоятельств заявленные требования удовлетворить частично.

Признать  незаконным  решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства  Российской  Федерации  об  индивидуальном персонифицированном учете  в  системе  обязательного  пенсионного  страхования"  от 14.08.2017 № 048S19170012875 в части взыскания штрафа в размере 7000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ШЕЛЕХОВА.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                    О.В. Гаврилов