ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-19756/2023 от 24.01.2024 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-19756/2023

07.02.2024

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.01.2024

Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2024

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гущиной С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тухтой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ №28 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА» (665824, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, АНГАРСК ГОРОД, КВ-Л 208, ДОМ 2/10, ОГРН: 1033800517486, ИНН: 3801009642)

к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664022, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, 3 ИЮЛЯ УЛИЦА, 20, ОГРН: 1023801547395, ИНН: 3811028531)

о признании недействительным акта от 27.06.2023 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Домашева Е. А., паспорт, доверенность от 02.03.2022 № 34/22, диплом;

от ответчика: Шатрова А. А., паспорт, доверенность от 10.01.2024 № 1, диплом,

установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ №28 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА» (далее – заявитель, ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным акта ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик, ТФОМС Иркутской области, Фонд) от 27.06.2023 в части признания нецелевыми расходами средств в сумме 193 359 руб. 37 коп, а также требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 07.07.2023 года № 02-372/23-11 об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.01.2022 г. до 01.01.2023.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель Фонда требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, указав на законность и обоснованность оспариваемого акта.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1033800517486.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Ангарского филиала ТФОМС Иркутской области от 13.06.2023 № 14 в отношении ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России проведена выездная внеплановая тематическая проверка по факту обоснованности начисления и выплаты заработной платы медицинским работникам ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России за счет средств ТФОМС Иркутской области за период деятельности с 01.01.2022 по 01.01.2023.

В ходе проверки Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области выявлен ряд нарушений, в том числе установлено, что медицинской организацией за период с 01.01.2022 до 01.01.2023 допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 193 359 руб. 37 коп., из них:

- 10 066 руб. 26 коп., направленные медицинской организацией в нарушение положений Правил обязательного медицинского страхования на выплату за совмещение профессий специалисту по связям с общественностью (должность, не предусмотренная Приказом Минздрава от 09.06.2003 № 230);

- 183 293 руб. 11 коп., направленные медицинской организацией в нарушение статей 60.2 и 155 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату работникам отделения клинико-диагностической лаборатории и отделения оториноларингологии компенсационных выплат за вредные условия труда и стимулирующих выплат за квалификационную категорию на расширенную зону обслуживания и доплаты за совмещение должностей, которые уже выплачены по основной работе.

Средства обязательного медицинского страхования в размере 193 359 руб. 37 коп., в соответствии с пунктом 14 главы 5 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2021 признаны использованными не по целевому назначению и подлежащими возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с уплатой штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Результаты проверки отражены в акте от 27.06.2023.

Заявителю выставлено требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 07.07.2023 года № 02-372/23-11 об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.01.2022 г. до 01.01.2023.

Не согласившись с актом от 27.06.2023 в части признания нецелевыми расходами средств в сумме 193 359 руб. 37 коп., а также с требованием, посчитав их в данной части не соответствующими закону и нарушающим права и законные интересы ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Между тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в статье 147 БК РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее – Закон № 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Статьей 3 Закона № 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом № 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

В силу статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.

Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 165-ФЗ нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области выявлен ряд нарушений, в том числе установлено, что медицинской организацией за период с 01.01.2022 до 01.01.2023 допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 193 359 руб. 37 коп., из них:

- 10 066 руб. 26 коп., направленные медицинской организацией в нарушение положений Правил обязательного медицинского страхования на выплату за совмещение профессий специалисту по связям с общественностью (должность, не предусмотренная Приказом Минздрава от 09.06.2003 № 230);

- 183 293 руб. 11 коп., направленные медицинской организацией в нарушение статей 60.2 и 155 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату работникам отделения клинико-диагностической лаборатории и отделения оториноларингологии компенсационных выплат за вредные условия труда и стимулирующих выплат за квалификационную категорию на расширенную зону обслуживания и доплаты за совмещение должностей, которые уже выплачены по основной работе.

Средства обязательного медицинского страхования в размере 193 359 руб. 37 коп., в соответствии с пунктом 14 главы 5 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2021 признаны использованными не по целевому назначению и подлежащими возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326- с уплатой штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Оспаривая акт проверки от 27.06.2023, заявитель в своем административном исковом заявлении указывает, во-первых, что наличие должности специалиста по связям с общественностью в штатном расписании соответствует приказу Минздрава России от 09.06.2003 № 230 и необходимо для обеспечения деятельности медицинской организации в соответствии с действующим законодательством, включая реализацию территориальной программы ОМС. В связи с этим вывод о нецелевом использовании средств ОМС в размере 10066 руб. 26 коп. в нарушение Правил ОМС на выплату за совмещение профессий специалисту по связям с общественностью и требование о возврате этой суммы в бюджет ТФОМС Иркутской области считает необоснованным и незаконным.

Во-вторых, заявитель указал, что ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России не допускает нарушений при установлении, начислении и осуществлении доплат за выполнение дополнительных работ. Вывод о нецелевом использовании средств ОМС, направленных в нарушение статей 60.2. и 155 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату работникам клинико-диагностической лаборатории и оториноларингологического отделения компенсационных выплат за вредные условия труда и стимулирующих выплат за квалификационную категорию на расширенную зону обслуживания и доплаты за совмещение должностей, в размере 183293 руб. 11 коп. и требование о возврате этой суммы в бюджет ТФОМС Иркутской области считает необоснованным и незаконным.

Рассмотрев приведенные доводы заявителя, суд не находит их обоснованными.

Относительно должности специалиста по связям с общественностью.

Штатным расписанием ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России за счет средств ОМС предусмотрена должность специалиста по связям с общественностью 0,75 ставки.

Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

На основании изложенного, главой XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019г. № 108н (далее - Правила ОМС) предусмотрена Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Пунктом 192 Правил ОМС установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В соответствии с пунктом 193 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В соответствии с пунктом 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, включаются затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества), затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества), затраты на приобретение услуг связи, затраты на приобретение транспортных услуг, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Согласно должностной инструкции специалиста по связям с общественностью ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России, утвержденной начальником ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России 28.01.2016г. (прилагается), специалист по связям с общественностью не участвует в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным лицам в пределах программ ОМС, при этом он выполняют работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов, участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью, осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации (далее - СМИ) и общественности, участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей СМИ и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение, разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для внутреннего издания, информационных стендов и официального сайта организации, обеспечивает своевременное надлежащее предоставление и размещение информации о деятельности медицинской организации, размещаемой на официальном сайте и информационных стендах, в иных формах и иные функции, предусмотренные должностной инструкцией.

Вместе с тем, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2003г. № 230 утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее - Штатные нормативы учреждений здравоохранения).

Согласно Штатным нормативам учреждений здравоохранения, должность специалиста по связям с общественностью в государственных учреждениях не предусмотрена.

Также, Федеральным законом 326-ФЗ не установлена обязанность медицинской организации рекламировать свои услуги по территориальной программе ОМС, а равно как и публиковать информационно-рекламные материалы в СМИ, кроме того, согласно статье 14 Федерального законом 326-ФЗ информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи обеспечивает страховая медицинская организация, лишь частью 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, обязаны размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи.

Вместе с тем, в силу пп. 3 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) в обязанности медицинской организации среди прочих, вменена обязанность информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2014г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Приказ № 956н) предусмотрено размещение медицинской организацией следующей информации о медицинской деятельности: о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов); о видах медицинской помощи; о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; о правилах предоставления платных медицинских услуг; о перечне оказываемых платных медицинских услуг; о ценах (тарифах) на медицинские услуги и т.д.

Между тем, обязательства медицинской организации, предусмотренные статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ, связаны как с деятельностью в сфере ОМС, так и с приносящей доход деятельностью, при этом расходы в рамках последней не могут осуществляться за счет средств ОМС.

На основании изложенного, средства ОМС в размере 10 066, 26 рублей, направленные ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России на оплату труда специалиста по связям с общественностью в нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, пункта 14 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2022 год использованы не по целевому назначению.

Относительно оплаты работникам отделения клинико-диагностической лаборатории и отделения оториноларингологии компенсационных выплат за вредные условия труда и стимулирующих выплат за квалификационную категорию на расширенную зону обслуживания и доплаты за совмещение должностей, которые уже выплачены по основной работе.

Абзац 5 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает выполнять работу по совместительству во вредных или опасных условиях труда, если основная работа связана с такими же условиями.

При этом согласно статье 60.1 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же или другого работодателя по отдельному трудовому договору.

Вместе с тем, трудовое законодательство не содержит запрета, аналогичного предусмотренному абзацем 5 статьи 282 ТК РФ в отношении выполнения работ с вредными или опасными условиями труда в порядке совмещения. Поэтому работник, занятый на работах с вредными или опасными условиями труда, вправе выполнять такие работы и в порядке совмещения профессий (должностей).

Совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником наряду со своей основной работой по профессии (должности), определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) у того же работодателя в течение установленной для него продолжительности рабочего дня (смены). Как правило, работнику поручается совмещение вакантной должности или профессии.

При поручении работнику дополнительной работы его трудовая функция (должность в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), указанная в трудовом договоре в качестве обязательного условия, не меняется.

Таким образом, основная разница между совмещением и совместительством состоит в том, что работа по совместительству осуществляется в свободное от основной работы время по другому трудовому договору, а совмещение профессий происходит в течение рабочего дня по основной работе в рамках того же трудового договора.

В соответствии с частью 2 статьи 60.2 ТК РФ дополнительная работа, поручаемая работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, может выполняться им в порядке совмещения профессий (должностей), путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ или в связи с возложением на него обязанностей временно отсутствующего работника.

В отличие от совмещения профессий (должностей), при расширении зон обслуживания или увеличении объема работ работник выполняет работу по той же профессии или должности, которая обусловлена трудовым договором, но в большем объеме по сравнению с тем, который он выполнял в соответствии с трудовым договором.

Исполнение работником обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы по профессии (должности), обусловленной трудовым договором, допускается как по такой же профессии (должности), которую работник выполняет в соответствии с трудовым договором, так и по другой профессии (должности).

В тех случаях, когда для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника работник освобождается от работы, обусловленной трудовым договором, имеет место временный перевод на другую работу для замещения временно отсутствующего работника. Такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 72.2 ТК РФ.

В соответствии со статьей 151 К РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или в связи с возложением на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты в соответствии со статьей 151 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. В силу статей 129,149 ТК РФ доплата за расширенную зону обслуживания относится к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть к компенсационным выплатам, входящих в оплату труда работника.

Работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, влечет повышенную оплату труда. Работникам, выполняющим работы различной квалификации, совмещающим профессии (должности), привлекаемым к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, производятся доплаты.

Право на эти доплаты (и, соответственно, обязанность работодателя их производить) закреплено в трудовом законодательстве, а именно в статьях 150 -154 ТК РФ, а их размер (с учетом минимального размера, определенного нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается соглашением, коллективным договором либо локальным нормативным актом.

Конституционной Суд Российской Федерации отметил взаимосвязь с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 и статьями 132 и 149 ТК РФ, откуда прямо следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени. В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности.

Следовательно, все предусмотренные законом гарантии и компенсации, связанные с выполнением работ во вредных или опасных условиях труда, а также стимулирующих выплат за квалификационную категорию должны предоставляться сотруднику в размерах, предусмотренных для должности (профессии), указанной в его трудовом договоре. Работа, выполняемая в порядке совмещения и расширении зон обслуживания, при определении видов и размеров указанных гарантий и компенсаций учитываться не должна.

На основании изложенного, оплата работникам отделения клинико-диагностической лаборатории и отделения оториноларингологии ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России компенсационных выплат за вредные условия труда и стимулирующих выплат за квалификационную категорию на расширенную зону обслуживания и доплаты за совмещение должностей в размере 183 293,11 руб., являются нецелевым использование средств ОМС.

Доводы заявителя отклоняются как основанные на неверном толковании вышеизложенных норм материального права по вышеприведенным основаниям.

Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что акт проверки от 27.06.2023 в оспариваемой части, а также оспариваемое требование соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ФГБУЗ ЦМСЧ № 28 ФМБА России в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания акта проверки от 27.06.2023 в части признания нецелевыми расходами средств в сумме 193 359 руб. 37 коп. и требования незаконными; штраф в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению рассчитан в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ, соразмерен допущенному нарушению, основания для его снижения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд также не усматривает.

Таким образом, довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым актом не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Вопреки требованиям статей 65 и 200 АПК РФ, заявителем таких доказательств также не представлено.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов, выполненных в форме электронного документа, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья С.И. Гущина