АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-20499/2019
16.12.2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фриму И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН <***>, ИНН<***>, адрес: 664050, <...>)
К СИБИРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 650002, <...>)
об отмене постановления № 07-19/8-ЮЛ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от 07.08.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность),
от ответчика: не явились,
установил:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» обратилось в арбитражный суд с заявлением к СИБИРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ об отмене постановления № 07-19/8-ЮЛ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от 07.08.2019.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, просил снизить размер административного штрафа.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www.kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
В период с 01.07.2019 по 12.07.2019 должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 05.06.2019 №03-24-06/775 Сибирского управления Ростехнадзора проведена проверка АО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ», в ходе которой выявлены нарушения.
По результатам проверки Сибирское управление Ростехнадзора составило акт проверки от 12.07.2019 № 12-19/8-МТ (далее - Акт проверки) в отношении объекта участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»).
По факту нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, зафиксированных в Акте проверки, Сибирским управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ».
07.08.2019 государственным инспектором по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено постановление от 07.08.2019 № 07-19//-ЮЛ (далее - Постановление), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, полагая, что указанное Постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвовавших в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в период с 01.07.2019 по 12.07.2019 должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 05.06.2019 №03-24-06/775 Сибирского управления Ростехнадзора проведена проверка АО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ», в ходе которой выявлены нарушения, а именно:
1. Не пересмотрен технологический регламент на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)»утвержденные в 2015 году в связи с изменениями требований промышленной безопасности, а именно:
- в связи с вступлением в ситу Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2017 года №485, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 69 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральныхтрубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520;
2. В технологическом регламенте на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» отсутствует информация об объеме и периодичности проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 67, 68, 70 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральныхтрубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520;
3. В разделе 7.4.4.6 «Перечень основных опасностей применяемого оборудования и трубопроводов, их ответственных узлов и информация о мерах по предупреждению аварийной разгерметизации технологических систем» технологического регламента на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» не в раскрыто обеспечение требований к охранной зоне, а именно:
- не раскрыты размеры охранных зон магистрального трубопровода;
- не раскрыт порядок условий использования земельных участков в границах охранных зон МНПП, порядок организации и производства работ в охранных зонах МНПП, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 67, 68 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральныхтрубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520;
4. В технологическом регламенте на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» отсутствуют следующие разделы:
- порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТ;
- порядок обнаружения утечек, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 67, 68 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральныхтрубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520;
5. АО «ВСТК» не оформлен (не представлен) формуляр подтверждения величины разрешенного рабочего давления участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584-0001, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 83 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральныхтрубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520;
6. Не проведена экспертиза промышленной безопасности (при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет) следующим техническим устройствам:
- камера вывода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная на объекте №69/1 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»)» (Иркутский аэропорт);
- камера ввода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная объекте №66 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт» территория ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 1 статьи 9, пункт 2 статьи 7, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принят государственной думой Российской Федерации 20.07.1997 г; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (Зарегистрированы в Минюсте России 26.12.2013 № 30855);
7. Не проведена экспертиза промышленной безопасности (отсутствует в проектной документации данные о сроке эксплуатациисооружения) линейной части участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584-0001, чем нарушенПункт 1 статьи 9, пункт 2 статьи 7, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля1997 года №116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принят государственной думой Российской Федерации 20.07.1997 г; пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (Зарегистрированы в Минюсте России 26.12.2013 № 30855).
8. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных АО «ВСТК» при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»)» per. № А67-01584-0001, а именно: В сведениях характеризующих опасный производственный объект отсутствует информация о следующих технических устройствах:
- камера вывода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная на объекте №69/1 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»)» (Иркутский аэропорт);
- камера ввода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная объекте №66 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»)» территория ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», чем нарушен пункты 2, 5 статьи 2, п. 1 статьи 9 пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 14 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 25.11.2016 года№ 495;
9. На щитах-указателях обозначающих трассу магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт», per. № А67-01584-0001) отсутствует следующая информация:
- привязка знака (км, пк) к трассе;
- адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующего данный участок трубопровода, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; абз. 5, 6 п. 3.1 «Правил охраны магистральных трубопроводов», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.1992 №9;
10. На участке 10,176 км - 12,0 км магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») наличие поросли в охранной зоне, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов»; п. 4.4 «Правил охраны магистральных трубопроводов» от 24.04.1992 г. № 9;
11. На подводном переходе через р. Иданская отсутствуют опознавательные знаки обозначающие трассу магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»), чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; «Правил охраны магистральных трубопроводов», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.92 г. № 9;
12.АО «ВСТК» не установлена периодичность, полнота и порядок обследования участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584-0001, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 87 «Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (утв. Приказом ФС Ростехнадзора от 06.11.2013 №520);
13.Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на авиакеросинопроводе Ангарск - Иркутский аэропорт АО «Восточно-Сибирская топливная компания» (далее - Положение) не соответствует установленным требованиям, а именно:
- в разделе 5 «должность работника ответственного за осуществление производственного контроля. Описание организационной структуры» Положения не верно определено лицо (Главный инженер АО «ВСТК») ответственное за организацию производственный контроль (Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации), чем нарушен пункт 1 статьи 9, пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263.
По результатам проверки Сибирское управление Ростехнадзора составило акт проверки от 12.07.2019 № 12-19/8-МТ в отношении объекта участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»).
По факту нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, зафиксированных в Акте проверки, Сибирским управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ».
07.08.2019 государственным инспектором по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено постановление от 07.08.2019 № 07-19//-ЮЛ (далее - Постановление), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными
лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 названного Кодекса (ст.23.31 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспектора и государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор (часть 2 ст.23.31 КоАП РФ).
ФИО2 является государственным инспектором по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, каковым является Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен и административное дело рассмотрено государственным инспектором по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения ФИО2 в пределах компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2020 по делу №А27-21207/2019 установлено, что проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Протокол от 12.07.2019 №07-19/8-ЮЛ составлен в присутствии законного представителя АО «ВСТК» ФИО3
Постановление №07-19/8-ЮЛ от 07.08.2019 г. вынесено в присутствии представителя АО «ВСТК» ФИО4
Таким образом, процессуальных нарушений при рассмотрении данного административного дела не допущено.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил промышленной безопасности.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (пункт 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ). Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (пункт 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2013 №520 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (далее - ФНиП №520).
В соответствии с пунктом 1 ФНиП №520 настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов (далее - ОПО МТ), на которых транспортируются опасные вещества - углеводороды, находящиеся в жидком (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) и/или газообразном (газ) состоянии.
Согласно пункту 67 ФНиП №520 для ОПО МТ разрабатывается технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов.
В соответствии с пунктом 69 ФНиП №520 технологический регламент должен быть разработан до ввода ОПО МТ в эксплуатацию и пересмотрен в случае изменения требований промышленной безопасности, параметров ведения технологического процесса или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
На основании изложенного, на организацию осуществляющую эксплуатацию ОПО МТ возлагается обязанность по разработке и пересмотру технологического регламента на эксплуатацию ОПО МТ в случае изменения требований промышленной безопасности, параметров ведения технологического процесса или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 68 ФНиП №520 технологический регламент на эксплуатацию ОПО МТ должен включать, в том числе, перечень обязательных технологических и производственных инструкций по обеспечению безопасного ведения технологического процесса, технического обслуживания, а также действий работников в аварийных ситуациях и при инцидентах.
В 2017 году Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2017 года № 485 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» (далее-ФНиП№ 485).
В соответствии с пунктом 1.2 ФНиП № 485 правила устанавливают требования к организации и порядку безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ (включая земляные работы) на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с целью предотвращения загазованности воздуха рабочей зоны горючими газами и газами токсического воздействия и образования взрывоопасных смесей газов, способных привести к взрывам, пожарам и вредным воздействиям на организм человека.
В соответствии с пунктом 1.7 ФНиП № 485 в эксплуатирующих организациях должны быть разработаны документы (стандарты, инструкции), уточняющие и конкретизирующие требования к ведению газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объекта, с учетом взрывопожароопасных показателей и физико-химических свойств обращающихся в технологическом процессе опасных веществ.
Таким образом, необходимость разработки инструкций, уточняющих и конкретизирующих требования к ведению газоопасных, огневых и ремонтных работ, обусловлена необходимостью обеспечения безопасного ведения технологического процесса, технического обслуживания, а также действий работников в аварийных ситуациях и при инцидентах.
Из вышеизложенного следует, что пунктом 68 ФНиП №520 в императивном порядке установлена обязанность по включению в технологический регламент информации о реализации пункта 1.7. ФНиП № 485, что в свою очередь свидетельствует о необходимости пересмотра технологического регламента, в соответствии с требованиями пункта 69 ФНиП №520.
В ходе проведения проверочных мероприятий АО «ВСТК» представлен технологический регламент «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» (далее - Технологический регламент), утвержденный генеральным директором АО «ВСТК» ФИО3 13.07.2015 г., а также представлены дополнения, внесенные в технологический регламент (разделы 7.3.2 Перечень и характеристика наиболее опасных участков; 11 Краткая характеристика технических устройств), утвержденные распоряжением АО «ВСТК» от 18.11.2015 №71.
При этом какие-либо документы, подтверждающие внесение изменений в Технологический регламент за период с 18.11.2015 по 08.07.2019 в ходе проверки и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, АО «ВСТК» не представлялись.
В представленном технологическом регламенте, утвержденном 13.07.2015 г., отсутствовала информация о реализации ФНиП № 485, а также отсутствовало указание на инструкции 16-ОТВР от 09.01.2019, 12-ОТВР от 12.12.2016 и 140ТВР от 06.06.2019.
Сам по себе факт разработки инструкций не может расцениваться как исполнение требований пункта 69 ФНиП №520 в части необходимости пересмотра технического регламента в случае изменения требований промышленной безопасности.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований, на момент проведения проверочных мероприятий АО «ВСТК» не пересмотрен технологический регламент на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)», утвержденный в 2015 году, в связи с изменениями требований промышленной безопасности, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что Обществом не были исполнены требования действующего законодательства.
Согласно пункту 67 ФНиП №520 для ОПО МТ разрабатывается технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов.
В соответствии с пунктом 70 ФНиП №520 при техническом обслуживании ОПО МТ объем и периодичность выполняемых работ должны быть определены проектной документацией/документацией, технологическим регламентом на эксплуатацию ОПО МТ, нормативнотехническими документами заводов-изготовителей к трубам, материалам и оборудованию.
В ходе проверочных мероприятий административным органом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в технологическом регламенте на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» отсутствует информация об объеме и периодичности проведения технического обслуживания и ремонта оборудования.
Вышеуказанное нарушение в ходе проверочных мероприятий устранено заявителем.
При этом факт того, что Обществом в ходе проверочных мероприятий до возбуждения дела об административном правонарушении вышеуказанное нарушение устранено, не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку до даты внесения изменений в технологический регламент, эксплуатация опасного производственного объекта осуществлялась с нарушениями законодательства.
Согласно пункту 67 ФНиП №520 для ОПО МТ разрабатываются технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов.
Требования к обустройству трасс трубопроводов, порядку определения границ охранных зон магистральных трубопроводов, условиям использования земельных участков в границах охранных зон магистральных трубопроводов, порядку организации и производства работ в охранных зонах трубопроводов, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов, предотвращения аварий на магистральных трубопроводах и ликвидации их последствий установлены Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.92 г. №9 (далее - Правила охраны МТ).
Из пункта 1.1 Правил охраны МТ следует, что настоящие Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин, конденсат и жидкий аммиак.
Таким образом, поскольку размер охранных зон магистрального трубопровода и порядок условий использования земельных участков в границах охранных зон МНПП, порядок организации и производства работ в охранных зонах МНПП, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов на прямую влияет на сохранность, а также на создание нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, данная информация должна содержаться в технологическом регламенте на эксплуатацию ОПО.
В нарушении указанных требований в разделе 7.4.4.6 «Перечень основных опасностей применяемого оборудования и трубопроводов, их ответственных узлов и информация о мерах по предупреждению аварийной разгерметизации технологических систем» технологического регламента на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» не в раскрыто обеспечение требований к охранной зоне, а именно:
не раскрыты размеры охранных зон магистрального трубопровода;
не раскрыт порядок условий использования земельных участков в границах охранных зон МНПП, порядок организации и производства работ в охранных зонах МНПП, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов.
Ссылка заявителя на РД 153-39.4-041-99 «Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов» (далее - РД 153-39.4- 041-99) является не обоснованной поскольку, в соответствии с приказом Министерства энергетики российской федерации от 31.12.2015 года № 1067 «О признании не подлежащими применению актов Минтопэнерго России и Минэнерго России», РД 153-39.4-041-99 признан не подлежащими применению (имеет статус не действующий).
Кроме того, данное нарушение АО «ВСТК» устранено в ходе плановой выездной проверки.
В соответствии с пунктом 68 ФНиП №520 технологический регламент на эксплуатацию ОПО МТ должен включать, в том числе порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТ, а также порядок обнаружения утечек.
В ходе проверки АО «ВСТК» представлен Технологический регламент, утвержденный генеральным директором АО «ВСТК» ФИО3 13.07.2015 г., и дополнения, внесенные в технологический регламент (разделы 7.3.2 Перечень и характеристика наиболее опасных участков; 11 Краткая характеристика технических устройств), утвержденные распоряжением АО «ВСТК» от 18.11.2015 №71.
Ссылка заявителя на то, что вышеуказанные разделы содержатся в пунктах 5.3, 6.4 Технологического регламента, являются необоснованными по следующим основаниям.
Из анализа пункта 5.3 (Контроль технологического процесса с помощью систем сигнализации и блокировок) и пункта 6.4 (Общие требования по вводу из резерва и выводу в резерв оборудования. Требования безопасности) Технологического регламента следует, что в данных разделах указаны параметры пороговых значений для автоматизированной системы управления технологическими процессами и требования к выводу основного оборудования в резерв.
Кроме того, в указанных разделах, отсутствует информация о том, каким образом персонал, задействованный при эксплуатации ОПО (Участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт), осуществляет контроль за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТ, а также отсутствует порядок обнаружения утечек.
Ссылка заявителя на то, что данная информация содержится в руководстве оператора 23680612.07794.363.СОУ изм. 2 «По обнаружению утечек» является не обоснованной, поскольку факт разработки руководства не может расцениваться как исполнение требований пункта 69 ФНиП №520 в части необходимости пересмотра технического регламента в случае изменения требований промышленной безопасности.
Кроме того, в разделах 7.5 «Перечень обязательных документов, необходимых для обеспечения безопасности при ведении технологического процесса, выполнения производственных операций и обслуживания оборудования», 13 «Перечень нормативной и технической документации для общего руководства» отсутствует информация об указанном в жалобе руководстве.
Вышеуказанная инструкция в ходе проверочных мероприятий и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении данное руководство не представлялось.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований в технологическом регламенте на эксплуатацию опасного производственного объекта «Перекачка авиатоплива ТС-1 по керосинопроводу Ангарск - Иркутский аэропорт (объекты 78, 66, 67, 68, 69, 77, 86)» отсутствуют следующие разделы:
- порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТ;
- порядок обнаружения утечек.
Указанное нарушение АО «ВСТК», аналогично предыдущим нарушениям, добровольно устранено в ходе плановой выездной проверки.
Согласно пункту 82 ФНиП №520 на основании результатов технического диагностирования определяется величина разрешенного рабочего давления в соответствии с нормативно-технической документацией по эксплуатации ОПО МТ.
Документом, подтверждающим величину разрешенного рабочего давления при эксплуатации ОПО МТ, является формуляр подтверждения величины разрешенного рабочего давления (далее - формуляр).
В соответствии с пунктом 83 ФНиП №520 формуляр оформляют для подтверждения безопасной величины разрешенного рабочего давления при эксплуатации объектов, вводимых в эксплуатацию по завершении строительства или реконструкции.
При этом при введении объекта участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584-0001 в эксплуатацию формуляр подтверждения величины разрешенного рабочего давления не оформлялся.
Согласно пункту 84 ФНиП №520 формуляр на ОПО МТ должен содержать сведения об участке (номере участка) ОПО МТ, величине разрешенного давления, а также сведения о необходимости обеспечения его предохранительными устройствами для ограничения величины рабочего давления. Формуляр оформляют до пуска ОПО МТ в эксплуатацию.
В силу требований вышеуказанного законодательства на АО «ВСТК» возлагается обязанность по составлению формуляра подтверждения величины разрешенного рабочего давления ОПО МТ.
В нарушение указанных требований АО «ВСТК» не оформлен (не представлен) формуляр подтверждения величины разрешенного рабочего давления участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584-0001.
В ходе проверки установлено, что АО «ВСТК» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»), per. № А67-01584-0001, II класс опасности, в состав которого входит, в том числе запорная арматура и камеры вывода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств), установленные на территории АО «Ангарская нефтехимическая компания» (начало участка магистрального нефтепродуктопровода) и территории Иркутского аэропорта (конец участка магистрального нефтепродуктопровода).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятие:
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно пункту 3.31 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» магистральный трубопровод - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
В составмагистральных трубопроводов входит трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, ПС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола (п. 5.9 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*»).
В пункте 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992 и Госгортехнадзором РФ от 22.04.1992 № 9, также указано, что в состав магистральных трубопроводов входят, в том числе: трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода.
В соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 54907-2012 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения» камеры пуска и приема средств очистки и диагностирования (камеры вывода и вывода ершей) это оборудование линейной части магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), предназначенное для запасовки средств очистки и диагностирования (в т.ч. поршней-разделителей и герметизаторов) в трубопровод и их извлечения из трубопровода.
Линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) это составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередачи, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений и предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов)» (пункт 3.15 ГОСТ Р 54907-2012 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения»).
На основании пункта 3.13 ГОСТ Р 55435-2013 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения» камера пуска (камера ввода ершей) это специальное устройство, обеспечивающее пуск внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод).
Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 55435-2013 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения» камера приема (камера вывода ершей) это специальное устройство, обеспечивающее прием внутритрубных очистных, диагностических, разделительных и герметизирующих устройств в потоке перекачиваемого продукта из магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода).
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что камеры вывода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств) подпадают под определение технического устройства, указанного в статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116- ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Согласно представленным в рамках проверки сведениям годом ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта Участок магистрального продуктопровода авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт», в состав которого входят камеры ввода и вывода ершей, является 1989 г.
Из содержания пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ следует, что экспертизе промышленной безопасности подлежит технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности определен Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 №538 (далее - ФНиП №538).
На основании пункта 6 ФНиП №538 техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
В соответствии с пунктом 13 ФНиП №538 экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации (пункт 28 ФНиП №538).
Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (пункт 32 ФНиП №538).
В соответствии с представленной проектной документацией шифр 350.ТХ.66.09 «Предприятие п/я А-7905, Керосинопровод Ангарск - Иркутск, Переход через реку «А», Монтажный чертеж трубопровода 8/92 Ду 200, Узел ввода ерша» узел ввода ерша состоит из следующих элементов поз. 4, 11, 16, 17,18, 19,20 «Спецификация на материалы»:
ГОСТ 7832-78 труба 325x9 (поз. 4);
ТУ36-2047-77 Тройник 325x10-219x8 (поз. 11);
ОСТ26-840-73 Фланец 2-25-40 (поз. 16);
ГОСТ 12837-67 Заглушка 300-40 (поз. 17);
ГОСТ 9064-75 Шпилька А М30x190 16 шт. (поз. 18);
ГОСТ 9064-75 гайка м 30 32 шт (поз. 19);
гост 15180-70 Прокладка Б-30-64 1шт (поз 20).
Из аналогичных элементов изготовлена камера вывода ершей (что подтверждает паспортом трубопровода «Объект № 69/1, Камера вывода ершей»), установленная на объекте №69/1 «Иркутский аэропорт» (в ходе плановой выездной проверки проектная документация на камеру вывода ершей не представлялась).
Из анализа отчета по расчету срока службы «авиакеросинопровода «Ангарск - Иркутский аэропорт» АО «ВСТК» №350.Х.67.00.00-РР от 2017 года, выполненного АО «АНХП» (ИНН <***>), следует, что расчет срока службы произведен в отношении трубопровода диаметром 219x8,10 мм.
Таким образом, ссылка заявителя на отчет по расчету срока службы «авиакеросинопровода «Ангарск - Иркутский аэропорт» АО «ВСТК» №350.Х.67.00.00-РР от 2017 года, выполненного АО «АНХП» (ИНН <***>), является не обоснованной.
Кроме того, согласно представленному ответу АО «ВСТК» от №504 (на запрос от 09.07.2019 №б/н «О предоставлении документов») сведения о сроке службы в утвержденной проектно-сметной документации на комплекс «авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт» отсутствуют.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО «ВСТК» не проведена экспертиза промышленной безопасности (при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет) следующим техническим устройствам:
- камера вывода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная на объекте №69/1 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт»)» (Иркутский аэропорт);
- камера ввода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная объекте №66 «Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт» территория ОАО «Ангарская нефтехимическая компания».
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116- ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
На основании пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности определен Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 №538.
На основании пункта 7 ФНиП №538 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
В соответствии с пунктом 13 ФНиП №538 экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации (пункт 28 ФНиП №538).
Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (пункт 32. ФНиП №538).
Согласно представленному ответу АО «ВСТК» от №504 (на запрос от 09.07.2019 №б/н «О предоставлении документов») сведения о сроке службы в утвержденной проектно-сметной документации на комплекс «авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт» отсутствуют.
На основании изложенного, ссылка заявителя на отчет по расчету срока службы «авиакеросинопровода «Ангарск - Иркутский аэропорт» АО «ВСТК» №350.Х.67.00.00-РР от 2017 года выполненный АО «АНХП» (ИНН <***>) является не обоснованной.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований АО «ВСТК» не проведена экспертиза промышленной безопасности (отсутствует в проектной документации данные о сроке эксплуатации сооружения) линейной части участка магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод «Ангарск-Иркутский аэропорт») per. № А67-01584- 0001.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07,1997 № 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6, 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 (далее - Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации, в ходе которой должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
На основании абз. «к» подпункта 1 пункта 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:
1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:
к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
Кроме того, регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 года № 494 (далее - Административный регламент).
В соответствии с Приложением № 4 к Административному регламенту в сведениях о составе опасного производственного объекта указываются характеристики технических устройств, зданий и сооружений, год ввода их в эксплуатацию, а также объем резервуаров или емкостей, регламентирующих, количество опасного вещества, его характеристика (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), производительность в сутки.
Ссылка Общества на письмо от 26.08.2019 №14-00-09/1624, направленное Центральным аппаратом Ростехнадзора в ответ на запрос АО «ВСТК», направленный по окончанию проверочных мероприятий, не принимается во внимание, поскольку данное письмо не является обязательными ни для правоприменителя, ни для юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, а также не носит нормативноправовой характер.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.92 г. № 9, трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже чем через 500 м, и на углах поворота.
На щите-указателе должны быть приведены:
наименование трубопровода или входящего в его состав сооружения и его техническая характеристика;
местоположение оси трубопровода от основания знака;
привязка знака (км, пк) к трассе;
размеры охранной зоны;
телефоны и адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующего данный участок трубопровода.
Допускается установка щитов-указателей на опорах ЛЭП линий связи, проходящих параллельно трубопроводу, и контрольноизмерительных колонках ГКИЮ*.
Таким образом, на щите-указателе должны быть приведены в том числе: привязка знака (км, пк) к трассе и адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующего данный участок трубопровода.
Отсутствие данной информации зафиксированы в акте проверки от №12-19/8-МТ, а также подтверждаются иными материалами дела.
Довод АО «ВСТК» о том, что на дату составления протокола об административном правонарушении отсутствовали нарушения, которые зафиксированы в пункте 10 и 11 акта проверки от 12.07.2019 №12-19/8-МТ (наличие поросли в охранной зоне и в отсутствие опознавательных знаков), суд не принимает во внимание, так как указанные нарушения подтверждаются материалами дела, наличие указанных нарушений на момент проведения проверки Обществом не оспаривалось; факт того, что Обществом в ходе проверочных мероприятий до возбуждения дела об административном правонарушении вышеуказанное нарушение было устранено, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку до даты изменений в технологический регламент, эксплуатация опасного производственного объекта осуществлялась с нарушениями законодательства.
В соответствии с пунктом 86 ФНиП №520 эксплуатирующая организация обязана проводить в течение всего жизненного цикла (до ликвидации ОПО МТ) периодические обследования трубопроводов и оборудования ОПО МТ.
Согласно пункту 87 ФНиП №520 эксплуатирующая организация устанавливает периодичность, полноту и порядок обследования, методы и средства контроля с учетом:
данных о строительстве МТ;
технического состояния;
условий эксплуатации (длительность, технологический режим);
свойств обращаемого продукта;
особенностей района расположения (наличие охранных зон, наиболее опасных участков).
В планах и мероприятиях проводимых АО «ВСТК» отсутствует информация, какими методами и средствами будет выполняться обследование ОПО МТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты установлены Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263 (далее - Правила №263).
Согласно пункту 5 Правил №263 ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом АО «ВСТК» от 01.09.2006 №51 «Об организации на керосинопроводе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» ответственным лицом за организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на керосинопроводе назначен главный инженер ЗАО «ВСТК» ФИО5.
Ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на керосинопроводе назначен начальник керосинопровода ЗАО «ВСТК» А.А. ФИО6 (п. 2 приказа АО «ВСТК» от 01.09.2006 №51 «Об организации на керосинопроводе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»).
В 2015 АО «ВСТК» утвердило положение об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на авиакеросинопроводе Ангарск - Иркутский аэропорт АО «ВСТК» (далее - Положение об ПК).
Согласно пункту 1 раздела 5 Положения о ПК ответственным за организацию ПК на предприятии является главный инженер АО «ВСТК».
В соответствии с пунктом 2 Положения о ПК непосредственное руководство реализацией задач по осуществлению ПК в АКП АО «ВСТК» возложено на ответственного за осуществление ПК согласно приказу генерального директора АО «ВСТК» (начальника керосинопровода АО «ВСТК» ФИО6).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на авиакеросинопроводе Ангарск - Иркутский аэропорт АО «Восточно - Сибирская топливная компания» (далее - Положение) не соответствует установленным требованиям, а именно: в разделе 5 «должность работника ответственного за осуществление производственного контроля. Описание организационной структуры» Положения неверно определено лицо (Главный инженер АО «ВСТК»), ответственное за организацию производственного контроля (Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Учитывая изложенное суд, приходит к выводу о том, что АО «ВСТК» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Санкция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, административным органом не установлено, обществом не заявлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административным органом не установлено.
Согласно оспариваемому постановлению №07-19/8-ЮЛ от 07.08.2019 Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Суд, рассмотрев и оценив доводы Общества, полагает возможным снизить размер штрафа, назначенного Обществу за совершение рассматриваемого административного правонарушения, руководствуясь следующим.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению суда, назначенное в данном конкретном случае наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей не соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного Обществу, суд принимает во внимание то, что заявитель большинство нарушений устранил до возбуждения дела об административном правонарушении, а также учитывает тяжелое финансовое положение Общества.
Таким образом, взыскание с Общества административного штрафа в размере 200000 рублей может негативно отразиться на дальнейшем осуществлении деятельности Обществом.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, мера административного взыскания в виде штрафа в размере 200000 рублей в данном конкретном случае не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к Обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, на основании положений частей 3.1, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным снизить размер штрафной санкции ниже низшего предела, установленного частью 1 статьи 9.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд полагает правильным назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере - 100000 руб.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного штрафа в размере 200000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконным и изменить постановление СИБИРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 07.08.2019 г. № 07-189/8-ЮЛ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении о признании виновным АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Назначить АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ» расположенному по адресу: 664050, <...>, зарегистрированному 17.12.2002 Регистрационной палатой Администрации г.Иркутска за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН<***>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000руб.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское управление «Ростехнадзора»), ИНН <***>, КПП 420501001, БИК 045004001, р/с <***>, ОКТМО 50701000, КБК 49811645000016000140, лицевой счет <***>, УИН 49842051908071980003.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Мусихина