АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-2059/2016
13.12.2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.12.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2016 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Е.Ф. Капустенской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Оглоблиной,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664033, <...>)
к АДМИНИСТРАЦИИ УШАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664511, <...>),
третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (664511, <...>),
о признании незаконными отказа, о признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушения.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: - ФИО1 по доверенности от 28.12.2015 г.,
от заинтересованного лица: - ФИО2 по доверенности от 25.03.2016 г.,
от третьего лица: - не явился, извещен.
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к АДМИНИСТРАЦИИ УШАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ с заявлением 1) о признании незаконным отказа Администрации Ушаковского муниципального образования в части непредставления реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории; 2) о признании незаконным отказа Администрации Ушаковского муниципального образования на заявление «О разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории» по основаниям отнесения возводимого объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения; 3) о признании незаконным бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в не утверждении в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования; 4) об обязании Администрацию Ушаковского муниципального образования утвердить в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ генеральный план территории Ушаковского муниципального образования; 5) об обязании подготовить документацию по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км».
Заявитель неоднократно уточнял требования.
В судебном заседании 06.12.2016 г. заявителем вновь уточнены требования, в просительной части указано:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письма №1127/1 от 02.12.2015 г.;
2. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
3. Признать незаконным отказ в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км», а также в части отнесения возводимого объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженный в письме № 1127/1 от 02.12.2015г.;
4. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования принять решение о подготовке документации по планировке территории, осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км»;
5. Признать незаконным отказ Администрации Ушаковского муниципального образования, в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженный в письме №942 от12.10.2015 г.
Уточнения заявленных требований судом приняты (ст. 49 АПК РФ).
Заявитель уточненные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель Администрации Ушаковского муниципального образования представил письменные возражения и пояснения к заявлению, в которых указал, что в связи с тем, что в настоящее время на территории Ушаковского муниципального образования отсутствует генеральный план в части территории, в границах которой планируется размещение ЛЭП ВЛ 10 кВ с линейным ответвлением от ВЛ 35 кВ Пивовариха – Худяково на ПС 110/10/10 Покровская, ВЛ 10 кВ Покровская – Новолиситха с РУ 10 кВ, ВЛ 10 кВ Покровская – Плишкино, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, принять решение о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта не представилось возможным. Также сообщил, что Администрацией Ушаковского муниципального образования отказ в принятии решения о разработке проекта планировки со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации был дан по причине того, что в адрес Администрации Ушаковского муниципального образования соответствующая программа от ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» совместно с обращением о разработке проекта планировки территории не поступала. Однако, как указывает заинтересованное лицо, только после обращение 03.11.2016 г. ООО «ППМ «Мастер-План» по вопросу принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Ушаковского муниципального образования и подготовке внесений изменений в правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования в части территории, предназначенной для размещения объектов электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ с линейным ответвлением от ВЛ 35 кВ Пивовариха – Худяково на ПС 110/10/10 Покровская, ВЛ 10 кВ Покровская – Новолисиха с РУ 10 кВ, ВЛ 10 кВ Покровская – Плишкино и представления инвестиционной программы ОАО «Иркутская электросетевая компания» на 2015-2019 годы, утвержденная Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25.11.2014 г. №861, у Администрации Ушаковского муниципального образования возникло основание для принятия решения о разработке проекта планировки территории в отношении вышеуказанного объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В этой связи, Администрацией Ушаковского муниципального образования принято постановление администрации Ушаковского муниципального образования №399 от 17.11.2016 г. «О подготовке внесений в генеральный план изменений к части территории поселения Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» и постановление администрации Ушаковского муниципального образования №400 от 18 ноября 2016 г. «О подготовке проекта правил землепользования и застройки к части территории территорий поселения Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области». Таким образом, до обращения ООО «ППМ «Мастер-План» по вопросу принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Ушаковского муниципального образования и подготовке внесений изменений в правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования в части территории, предназначенной для размещения объектов электросетевого хозяйства и представления инвестиционной программы ОАО «Иркутская электросетевая компания» на 2015-2019 годы у Администрации Ушаковского муниципального образования оснований для принятия решения о разработке проекта планировки территории в отношении вышеуказанного объекта не имелось. Вместе с тем, Администрация Ушаковского муниципального образования сообщила, что признает требование истца о признании письма №942 от 12.10.2015 г. незаконным в части истребования от заявителя реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Определением суда от 18.04.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Третье лицо - АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, письменных пояснений по заявлению не представило.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» (заявитель) с целью исполнения своих обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения и строительства объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» 02.10.2015 г. обратилось в адрес Администрации Ушаковского муниципального образования с заявлением №018/2388 о выдаче разрешения на строительство указанного выше объекта электроснабжения (том 2 л.д. 15-18).
Между тем, 12.10.2015 г. Администрация Ушаковского муниципального образования письмом исх. №942 (том 2 л.д. 19-20) отказала ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с представлением последним не в полном объеме документов, указанных в п. 2.3. административного регламента предоставления муниципального услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Ушаковского муниципального образования от 25.04.2012г. №148/1, а именно: заявителем не были представлены копии регистрационных документов, не были указаны реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также не было представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации – далее по тексту – ГсК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 49 ГсК РФ. Кроме того, заявителем не были представлены материалы, содержащиеся в проектной документации, в частности, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.
С целью устранения нарушений и получения разрешения на строительство объекта ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» 17.11.2015 г. вновь обратилась адрес Администрации Ушаковского муниципального образования с заявлением исх. №018/2028 (том 2 л.д. 21), в котором просило принять решение о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта электроснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км».
Администрация Ушаковского муниципального образования письмом исх. №112711 от 02.12.2015 г. (том 2 л.д. 22-23) вновь отказала заявителю в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны объекта электроснабжения Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» по причине отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана, утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации».
Полагая, что отказы Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженные в письме исх. №1127/1 от 02.12.2015 г. в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км», а также в части отнесения возводимого объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения; в письме №942 от 12.10.2015 г. в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевая территории являются незаконными, необоснованным, несоответствующим требованиям действующего законодательства, полагая, что бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий, направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письма исх. №1127/1 от 02.12.2015 г., является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящими требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ, просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письма №1127/1 от 02.12.2015 г.;
2. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
3. Признать незаконным отказ в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км», а также в части отнесения возводимого объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженный в письме № 1127/1 от 02.12.2015г.;
4. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования принять решение о подготовке документации по планировке территории, осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км»;
5. Признать незаконным отказ Администрации Ушаковского муниципального образования, в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженный в письме №942 от12.10.2015 г.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, требования ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых отказов Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженных в письмах исх. №1127/1 от 02.12.2015 г., исх. №942 от 12.10.2015 г. закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов ОБЩЕСТВА такими отказами.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Таким образом, проект планировки территории является разновидностью документации по планировке.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 2 Закона решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
Таким образом, представляется, что генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
Применительно к настоящему спору в соответствии со ст.ст. 22, 23 Устава Ушаковского муниципального образования представительным органом поселения является Дума Ушаковского муниципального образования, которая обладает правами юридического лица.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения, в качестве которого в настоящем случае выступает Дума Ушаковского муниципального образования, требования заявителя о признании незаконным бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письма №1127/1 от 02.12.2015 г.; об обязании Администрацию Ушаковского муниципального образования подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ удовлетворению арбитражным судом не подлежат, поскольку Администрация Ушаковского муниципального образования не является уполномоченным органом для утверждения генерального плана Ушаковского муниципального образования, следовательно, обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования утвердить генеральный план Ушаковского муниципального образования у суда не имеется правовых оснований. Кроме того, заявитель не обращался в какой-либо орган с заявлением об утверждении генерального плана.
Между тем, помимо обжалования бездействий Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженного в не утверждении генерального плана, заявитель просит суд признать отказы Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженные в письме исх. №1127/1 от 02.12.2015 г. в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км», а также в части отнесения возводимого объекта «Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км» к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения; в письме №942 от 12.10.2015 г. в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевая территории незаконным.
Рассмотрев заявленные требования, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования РФ; документы территориального планирования субъектов РФ; документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3 названной статьи).
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть 4).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования) (часть 5).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6).
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть 7).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть 10).
Статьей 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (часть 1).
Согласно ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса.
В силу пункта 8 приведенной статьи поименованного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи (заключение в отношении земельного участка договора аренды для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории).
Пунктом 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, указанные нормы закона предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана, на основании генерального плана города, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, документов территориального планирования.
Таким образом, обязательным условием для разработки проекта планировки территории является наличие утвержденного генерального плана муниципального образования - в рассматриваемом деле - генерального плана Ушаковского муниципального образования.
Однако, как следует из пояснений представителя Администрации Ушаковского муниципального образования, в настоящее время на территории Ушаковского муниципального образования отсутствует генеральный план в части территории, в границах которой планируется размещение ЛЭП ВЛ 10 кВ с линейным ответвлением от ВЛ 35 кВ Пивовариха – Худяково на ПС 110/10/10 Покровская, ВЛ 10 кВ Покровская – Новолисиха с РУ 10 кВ, ВЛ 10 кВ Покровская – Плишкино, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства российской Федерации.
Таким образом, в виду отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана, Администрация Ушаковского муниципального образования не могла начать осуществление подготовки проекта планировки территории, в связи с чем, письмом исх. №1127/1 от 02.12.2015 г. отказала в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта не представилось возможным.
Более того, схема территориального планирования, как следует из анализа статей 9, 17, 18 Градостроительного кодекса РФ также утверждается представительным органом местного самоуправления, однако, Администрация Ушаковского муниципального образования таким органом не является, следовательно, не имела возможности в предоставлении запрошенной заявителем схемы планировочной организации земельного участка.
Оценив отказ Администрации Ушаковского муниципального образования на предмет его соответствия действующему законодательству, арбитражный суд полагает, что, действительно, в силу отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана в части территории, в границах которой планируется размещение объекта электроснабжения, у Администрации Ушаковского муниципального образования не имелось возможности исполнить обязательство по подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта, в связи с чем, суд находит требование заявителя в указанной части необоснованным, поскольку обжалуемый истцом отказ, изложенный в письме исх. №1127/1 от 02.12.2015 г. является правомерным.
Как указывалось выше, Администрация Ушаковского муниципального образования отказывая заявителю в выдаче разрешения на строительство сослалось также на отсутствие реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Из нормы пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Таким образом, действительно, формально Администрация Ушаковского муниципального образования вправе была потребовать указания реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, однако, по мнению суда, учитывая, что Администрации Ушаковского муниципального образования было достоверно известно, что такой документ в настоящее время не принят, требовать от заявителя указания реквизитов несуществующего документа является некорректным.
Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что не указание реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории не явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения послужило не представление в полном объеме документов (в частности, схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам), указанных в п. 2.3. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Ушаковского муниципального образования от 25.04.2012 г. №148/1. Следовательно, отказ Администрации Ушаковского муниципального образования в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженный в письме исх. №942 от 12.10.2015 г. по существу не повлиял на выдачу разрешения на строительство и не явился нарушением прав заявителя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд признает, что в результате отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения и схемы территориального планирования, интересы заявителя были нарушены. Однако, учитывая, что отказы Администрации Ушаковского муниципального образования связаны с отсутствием генерального плана Ушаковского муниципального образования, который в настоящее время не утвержден представительный органом поселения - Думой Ушаковского муниципального образования, а также утвержденной схемой территориального планирования на дату обращения заявителя с заявлениями от 02.10.2015 г. исх. №018/2388 о выдаче разрешения на строительство, от 17.11.2015 г. исх. №018/2028 о разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории, действия (бездействия), и по указанным причинам не нарушают требований закона, заявленные требования удовлетворению не полежат в силу ст.ст. 2, 4, 9, 17, 18, 20, 24, 41, 42, 45, 46, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Более того, суд обращает внимание, что заявитель прежде всего обращался в установленном законом порядке за выдачей разрешения на строительство, и именно в выдаче разрешения на строительство был выдан отказ Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженный в письме исх. №942 от 12.10.2015 г., непосредственно касающийся интересов заявителя, но указанный отказ в выдаче разрешения на строительство именно в этой части(в отказе в выдече разрешения на строительство) заявителем обжалован не был. Суд неоднократно обращал внимание на необходимость уточнения требований, но, как следует из уточненных требований, в данной части заявитель отказ не обжаловал.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Е.Ф. Капустенская