ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20661/20 от 22.03.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-20661/2020

29.03.2021

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 22.03.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Бабаевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рединым И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОНТИНЕНТ" (665653, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (665653, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

ДЕПАРТАМЕНТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (665653, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании 35 097 руб.83 коп.

в отсутствие сторон,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОНТИНЕНТ" (далее – истец, ООО УК «Континент») 19.11.2020 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ДЕПАРТАМЕНТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (далее – ответчик, ДУМИ Администрации Нижнеилимского муниципального района) о взыскании суммы задолженности по содержанию общего имущества многоквартирного дома
за период 01.07.2017 по 23.12.2018 в размере 24 418 руб. 63 коп., пени за просрочку исполнения обязательств в размере 10 679 руб. 20 коп.

В соответствии со статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

С учетом изложенного, суд посчитал настоящее исковое заявление поданным
в Арбитражный суд Иркутской области с соблюдением правил определения территориальной подсудности споров.

Определением арбитражного суда от 09.10.2020 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное заседание.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания,  в судебное заседание не явились, явку представителей
не обеспечили.

Ответчик представил отзыв, в котором требования истца оспорил, просил отказать
в их удовлетворении, в случае удовлетворения – снизить размер неустойки.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв
с 17.03.2021 до 11 час. 45 мин. 22.03.2021, о чем судом сделано публичное извещение.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.

От истца поступили возражения на отзыв ответчика и ходатайство об уточнении размера исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома за период 01.07.2017 по 23.12.2018 в размере 24 418 руб. 63 коп., пени за период с 11.08.2018
по 31.03.2020 в размере 8 867 руб. 33 коп.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела
в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточнение (изменение размера) исковых требований судом принято.

Дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие сторон,
по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие имеющие значение
для рассмотрения дела обстоятельства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – ЕГРН), Муниципальное образование Нижнеилимский район является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 92,4 кв.м. Собственность № 38-38-06/011/2014-840 от 19.12.2014
г., кадастровый номер жилого помещения 38:12:010106:4253.

Объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу:
<...>, общей площадью 92,4 кв.м. ликвидировано в связи с перепланировкой в два жилых объекта недвижимости.
С 07 ноября 2018 г. общая площадь данного жилого помещения составляет 41,3 кв.м.

На основании протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений от 13 февраля 2017 года многоквартирный дом № 10, седьмого квартал
г. Железногорск-Илимский с 01 июля 2017 года находится в управлении Общества
с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Континент». Между Истцом и собственниками многоквартирного дома (далее – МКД) заключен договор управления многоквартирным домом № 05-130 от 01.03.2017 года, сроком действия с 01.07.2017.

В адрес муниципального образования Нижнеилимский район 01.06.2017 года
№ 21/17 (вх. № 2810 от 07.06.2017 года) направлялся договор управления многоквартирным домом от 01.03.2017 года, сроком действия с 01.07.2017 года
для заключения.

Во исполнение заключенного между собственниками помещений в МКД и истцом договора управления МКД истец в период с 01.07.2017 по 23.12.2018 оказал ответчику соответствующие услуги по управлению МКД .

Вместе с тем, плата за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги  ответчиком своевременно внесена не была.

За несвоевременное внесение платы за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги на сумму задолженности в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) истцом ответчику начислены пени.

В адрес ответчика 13.12.2018 была направлена претензия № 509/18 с требованием
о погашении имеющейся задолженности.

Поскольку требования, изложенные в претензии, не были удовлетворены, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Оценив доводы сторон, относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность
и взаимную связь доказательств в их совокупности с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Как следует из материалов дела, на основании протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений от 13.02.2017 многоквартирный дом № 10, седьмого квартал г. Железногорск-Илимский с 01.07.2017 находится в управлении
ООО УК «Континент».

Между Собственниками помещений в МКД, расположенном по адресу: <...>, и истцом (Управляющей компанией) заключен договор управления многоквартирным домом от 01.03.2017 года, согласно пункту 2.1 которого Собственники помещений в МКД на основании общего решения собственников о выборе способа управления МКД и выборе Управляющей организации поручают,
а Управляющая компания принимает на себя обязанность в течение согласованного сторонами срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, расположенным по адресу: <...>,
а Собственники (пользователи) обязуются вносить платежи в пределах утвержденных тарифов.

В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно
и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения
с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Наличие у ответчика права собственности подтверждается представленными
в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права (дата выдачи 04.02.2016) и копией выписки из ЕГРН, согласно которой
Муниципальное образование Нижнеилимский район является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 92,4 кв.м. Собственность № 38-38-06/011/2014-840 от 19.12.2014 г., кадастровый номер жилого помещения 38:12:010106:4253.

Ответчиком факт нахождения вышеуказанного недвижимого имущества в его собственности не оспорен.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное
не предусмотрено законом или договором.

Приведенное правило согласуется с обязанностью собственника помещения
по оплате коммунальных услуг как расходов по содержанию имущества.

Статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений
в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме,
не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы,
в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения
в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные
для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений
в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом
и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные
для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям
в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок,
на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома
и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает
у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения
в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества
в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из положений указанных норм у собственника помещения
в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым
или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство
по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.

Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах
по содержанию имущества определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме и не зависит от порядка пользования общим имуществом.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491
от 13.08.2006 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, собственники помещений обязаны нести бремя расходов
на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения
в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание
и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений,
не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений
и коммунальных услуг.

Исходя из содержания статей 37, 39 ЖК РФ расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома относятся как на собственников жилых, так
и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.

Согласно статье 215 ГК РФ органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления
от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются
и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения
и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 38 Устава муниципального образования «Нижнеилимский район» (утв. решением Думы Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 30 августа 2007 г. № 240; далее – Устав), к полномочиям администрации Нижнеилимского муниципального района относятся, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определяемом Думой Нижнеилимского муниципального района.

В соответствии с положениями части 1 Устава структура администрации Нижнеилимского муниципального района утверждается Думой Нижнеилимского муниципального района по представлению мэра Нижнеилимского муниципального района.

Согласно пункту 2.2 Положения о ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 27.12.2018 № 376 (далее – Положение) к основным задачам Департамента отнесено, в том числе, осуществление полномочий собственника муниципального имущества от имени Администрации Нижнеилимского района
по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом МО «Нижнеилимский район».

Департамент является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения (пункт 1.2 Положения).

На основании подпункта 3.5.1 Положения Департамент в сфере бюджетно-финансовых отношений осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств МО «Нижнеилимский район», предусмотренные для реализации полномочий, возложенных на Департамент.

Из системного толкования приведенных положений муниципальных нормативно-правовых актов, а также имеющихся в материалах дела документов следует, что Департамент наделен правомочиями собственника Муниципального образования «Нижнеилимский район» в отношении жилого помещения – расположенного по адресу: <...>, общей площадью 92,4 кв.м. Собственность № 38-38-06/011/2014-840 от 19.12.2014 г., кадастровый номер жилого помещения 38:12:010106:4253.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что возмещение затрат
на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению данным имуществом, суд приходит к выводу, что предъявление истцом требований
к Департаменту является правомерным.

Частями 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества

\в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение
и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций
в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества
в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ).

Порядок и срок внесения собственником помещения в многоквартирном доме платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, а также ответственность
за их несвоевременную или неполную уплату определены статьей 155 ЖК РФ, условиями договора управления МКД. 

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, на основании платежных документов, представленных собственнику не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, информации о размере платы за жилое помещение
и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5.10 договора управления МКД от 01.03.2017 плата
за помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца,  следующего за истекшим месяцем.

Расходы по содержанию многоквартирного дома обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.

Управляющая компания в силу специфики оказываемых услуг и установленной единой платы не обязана доказывать фактическое оказание каждой отдельной услуги, входящей в комплекс услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи
с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к каждому
из собственников помещений.

Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы
за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя
из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что в спорный период (с 01.07.2017 по 23.12.2018) спорное жилое помещение иному лицу на ограниченном вещном праве (по договору социального найма жилого помещения и пр.) не передавалось. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В соответствии с пунктом 36 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание /и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих
в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг
и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Тарифы по содержанию и текущему ремонту утверждены решением общего собрания собственников в МКД, оформленным протоколом ОСС № 1 13.02.2017
и составляют 14,70 руб.

Факт оказания услуг в период с 01.07.2017 по 23.12.2018 ответчиком не оспорен.

В материалы дела истцом представлен расчет суммы основного долга, согласно которому задолженность за период с 01.07.2017 по 23.12.2018 составила                            24 418 руб. 63 коп. (из них: 16 006,23 руб. – содержание жилого фонда, 6 949,06 руб. – текущий ремонт, содержание ОИ электроэнергия – 548,33 руб., содержание ОИ ГВС – 605,85 руб., содержание ОИ ХВС – 101,03 руб.). Примененный истцом при расчете размера платы за жилое помещение тариф соответствует тарифу, утвержденному общим собранием собственников МКД.

Расчет основного долга судом проверен, признан верным, в связи с чем, принимается судом.

Ответчик исковые требования не признал, указал на отсутствие, по его мнению, правовых оснований для оплаты задолженности, поскольку между истцом и ответчиком не заключен договор на оказание услуг по содержанию общего имущества
в многоквартирном доме; Департамент является бюджетным учреждением и не может производить оплату в нарушение положений части 11 статьи  21 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), согласно которым
закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены;  в общем собрании собственников ДУМИ не участвовал в отсутствии приглашения и информации о предстоящем собрании, за утверждение тарифов
не голосовал: ходатайствовал о снижении размера неустойки.

Истцом в материалы дела представлены возражения на отзыв, в котором истец указывал на несостоятельность доводов ответчика. В частности, истец указывал, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества возложен на собственника имущества в силу закона, при этом в отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора не освобождает последнего от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле.

Суд находит данный довод истца правомерным и обоснованным, поскольку
из системного толкования положений статьи 210 ГК РФ, части 1 статьи 36, части1  статьи 39, частей 2-1 статьи 154 ЖК РФ следует, что бремя содержания общего имущества
в МКД возложено на собственников помещений в МКД, указанными правовыми нормами с момента возникновения права собственности на такое помещение. Соответственно, возникновение соответствующей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества связывается законом с приобретением лицом статуса собственника помещения в МКД. Таким образом, доводы ответчика в соответствующей части отклоняются судом как несостоятельные.

В связи с вышеизложенным ссылки ответчика на положения Закона № 44-ФЗ суд также признает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку предметом регулирования данного Закона выступают обязательственные правоотношения между государственными и муниципальными заказчиками с поставщиками, подрядчиками, исполнителями при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд. Положения Закона
№ 44-ФЗ не применимы к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям.

Собственниками помещений спорного многоквартирного дома в период
с 06.01.2017 по 10.02.2017 было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, результаты которого отражены в протоколе № 1 от 13.02.2017 (в собрании приняли участие 54% голосов собственников помещений).

Довод о том, что ответчик не принимал участие в общем собрании собственников, не принимается судом, поскольку опровергается материалами дела (решение собственника помещения МО «Нижнеилимский район» от 09.02.2017). В решении собственника помещения ответчик воздержался по всем пунктам повестки дня собрания,
в том числе об утверждении условий договора управления и заключении договора управления многоквартирным домом с ООО УК «Континент». Копия решения прилагается.

Факт направления в адрес ответчика копии протокола общего собрания собственников № 1 от 13.02.2017 с предложением о заключении договора управления спорным многоквартирным домом в части помещений находящихся в муниципальной собственности с 01.06.2017 подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Кроме того, как пояснил истец в возражениях на отзыв (вх. от 01.02.2021) платежные документы об оплате жилищно-коммунальных услуг ежемесячно доставлялись по адресу: <...> пом.; от собственника жилого помещения - ответчика, каких-либозаявлений, уведомлений о доставлении платежных документов по иному адресу в адрес истца не поступало. Приведенные истцом доводы ответчиком не опровергнуты.

Суд также учитывает, что силу требований части 2.1 статьи 155ЖК РФ платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги
и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальны
х услуг размещаются
в системе ГИС ЖКХ.

Поскольку на дату принятия решения доказательства оплаты основного долга
в размере 24 418 руб. 63 коп., частичной оплаты долга ответчиком не представлены, суд полагает заявленное истцом требование о взыскании основного долга по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (общедомовые нужды) за период с 01.07.2017
по 23.12.2018 в размере 24 418 руб. 63 коп. правомерными обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное внесение платы за оказанные услуги за период с 11.08.2018 по 31.03.2020 в размере  8 867 руб.

33 коп. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства,
в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу положений статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена
ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной
в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего
за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей
на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В соответствии с пунктом 5.10 договора управления МКД от 01.03.2017 плата
за помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца,  следующего за истекшим месяцем.

Истцом представлен расчет пени за период с 11.08.2018 по 31.03.2020 в размере  8 867 руб. 33 коп..

Ответчиком расчет пени (с учетом принятых судом уточнений) не оспорен, обоснованный контррасчет пени не представлен.

Расчет пени проверен судом, признан верным, исчисленная истцом сумма пени соответствует размеру законной неустойки, установленной положениями части 14 статьи 155 ЖК РФ, в связи с чем расчет принимается судом.

Вместе с тем, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что насчитанная
ООО УК «Континент» неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, просил суд снизить размер неустойки

Рассмотрев ходатайство ответчика, оценив доводы, изложенные в отзыве ответчика и возражениях истца, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017
№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров ш оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами) многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащей им на праве собственности» пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 73 – 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 24.03.2016 № 7).

Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации
от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ
«О государственном материальном резерве», пунктом 5 статьи 34 Федерального закона
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7).

Определение несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Довод ответчика о том,  что неисполнение обязательства произошло по вине истца, который умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, не подтверждается материалами дела.

Иных доводов в обоснование заявленного ходатайства о снижении размера неустойки ответчиком не заявлено, доказательства, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, а также о том, что взыскание неустойки в заявленном размере может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды, ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований
ля удовлетворения заявленного ходатайства ответчика об уменьшении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.

Учитывая изложенное, исходя из предмета и основания заявленных требований,
а также из достаточности и взаимной связи представленных в материалы дела доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ), принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь действующим законодательством и разъяснениями высших судебных органов, суд полагает заявленные исковые требования о взыскании задолженности по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период 01.07.2017 по 23.12.2018 в размере 24 418 руб. 63 коп., пени за период
с 11.08.2018 по 31.03.2020 в размере 8 867 руб. 33 коп. правомерными, обоснованными
и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном судебном акте. Иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда повлиять не могут.

В силу положений части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным
с рассмотрением дела в арбитражном суде, в частности, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей)
и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истцом при обращении в суд с настоящим иском по платежному поручению от 15.10.2020 № 1207 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Нижнеилимский район» в лице  ДЕПАРТАМЕНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОНТИНЕНТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома за период 01.07.2017 по 23.12.2018 в размере 24 418 руб. 63 коп., пени за период с 11.08.2018 по 31.03.2020 в размере 8 867 руб. 33 коп., а также расходы
по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                                                        А.В. Бабаева