АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-20796/2012
31.05.2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31.05.2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Грибещенко Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кореневой С.Б. – до перерыва, секретарем судебного заседания Тупик Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья «ПрезидентЪ» (юридический адрес: 664003, <...>; ОГРН <***>)
к Администрации города Иркутска (юридический адрес: 664000, <...>; ОГРН <***>),
третье лицо: Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области,
о понуждении к исполнению в натуре обязанности по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель ФИО1. по доверенности,
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности,
от третьего лица: не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Товарищества собственников жилья (ТСЖ) «ПрезидентЪ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации города Иркутска об обязании в срок до начала отопительного сезона 2013-2014гг. произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, по следующим видам работ:
- ремонт фундамента и стен;
- ремонт перекрытий междуэтажных, подвальных, чердачных;
- ремонт крыши, включая замену и установку водостоков, слуховых окон и вентиляционных шахт;
- ремонт полов (в местах общего пользования);
- ремонт окон (в местах общего пользования);
- ремонт дверей;
- отделочные работы (наружные и внутренние) – штукатурка, побелка, окраска;
- ремонт системы отопления с установкой общедомовых приборов учета;
- ремонт систем горячего и холодного водоснабжения с установкой общедомовых приборов учета;
- ремонт систем канализации;
- ремонт лестниц в подъездах;
- ремонт отмосток;
- ремонт цокольной части здания;
- ремонт системы электроснабжения;
- капитальный ремонт элеваторных узлов;
- капитальный ремонт подвальных помещений;
- ремонт системы газоснабжения;
- оконных блоков ( в местах общего пользования замена на пластиковые);
- ремонт дверей тамбурных, входных.
В процессе рассмотрения дела истец порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковое требование, просит: обязать Администрацию г.Иркутска в срок до начала отопительного сезона 2013-2014 г.г. произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, на основании Постановления администрации города Иркутска № 031-06-2035/12 от 11.10.2012 г. о Долгосрочной Целевой Программы «Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013-2017 годы» работы по проведению капитального ремонта многоквартирного дома просим обязать Администрацию включить в данную программу, по следующим видам работ:
- ремонт фундамента и стен (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт перекрытий междуэтажных, подвальных, чердачных (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт крыши, включая замену и установку водостоков, слуховых окон и вентиляционных шахт (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- ремонт полов (в местах общего пользования) (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт окон (в местах общего пользования) (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт дверей (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- отделочные работы (наружные и внутренние) - штукатурка, побелка, окраска (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт системы отопления с установкой общедомовых приборов учета (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт систем горячего и холодного водоснабжения с установкой обще домовых приборов учета (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- ремонт систем канализации (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- ремонт лестниц в подъездах (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт отмосток (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- ремонт цокольной части здания (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- ремонт системы электроснабжения мест общего пользования и монтаж системы электроснабжения до розетки внутри квартиры для установки электроплит в квартирах №11, 13, 16, 16 «а», 17, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45 «а», 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- капитальный ремонт элеваторных узлов (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср);
- капитальный ремонт подвальных помещений (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- асфальтирование земельного участка придомовой территории с элементами благоустройства детской, хозяйственной площадки (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- замена оконных блоков (в местах общего пользования замена на пластиковые) (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср );
- ремонт дверей тамбурных, входных (заключение БТИ от 18.10.2012 г., заключение о необходимости проведения капитального ремонта Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 26.10.2012 г. № 150-ср ).
Определением суда от 26.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
В обоснование иска представитель истца пояснил, что жилой дом № 5 по ул. Красного Восстания, г.Иркутск, являлся муниципальной собственностью ранее находился на балансе МУП ТЖХ Октябрьского округа г. Иркутска. Год постройки жилого дома – до 1940 г., благоустроен, имеет центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию. С 1991 года началась приватизация квартир в жилом доме. На 13.09.2012 г. в доме имелось 5 муниципальных квартир (№№ 46, 58, 60, 65, 69). Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель несет обязательство по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном жилом доме, до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта. Капитальный ремонт дома никогда не производился, при этом из технического паспорта на дом, заключения БТИ, заключения Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области следует, что дом находится в неудовлетворительном состоянии и требует значительного капитального ремонта. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В приложении № 8 поименован перечень работ при капитальном ремонте жилищного фонда. Кроме того, в обоснование перечня работ по капитальному ремонту истец ссылается на приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312; приказ от 05.01.1989 г. № 8 об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, приказ Министерства Жилищно-коммунального хозяйства РФСФСР от 13.08.1980 г. № 424 «Об утверждении инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда» (приложение № 4) – внешнее благоустройство относится к капитальному ремонту; приказ Минжилкомхоза от 13.06.1984 г. № 285 (пункт 3.1) – установка приборов учета абонентом (ответчиком) до 1990 г.; приказ Министерства Энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310 «Об утверждении правил пользования электрической и тепловой энергией» (пункты 1.1, 4.1) – предусмотрено обеспечение жилых домов необходимыми приборами учета.
Ответчик требование истца не признает, полагает, что обязанность администрации г.Иркутска по проведению капитального ремонта по указанному в исковом заявлении перечню истцом не доказана. В обоснование возражений ответчик пояснил следующее:
- истцом в материалы дела представлена копия, а не подлинник технического заключения № 2211 от 1985 года по обследованию здания, расположенного по адресу: <...>.;
- согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей, в связи с представленные истцом справки МУП БТИ г.Иркутска от 18.10.2012 за № № 14.3-2012/934, 14.3-2012/935 не являются доказательством для проведения капитального ремонта;
- заключение о необходимости проведения капитального ремонта от 26.10.2012г., утвержденное распоряжением руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора от 26.10.2012 № 150-ср, было дано в результате камеральной проверки на основании акта технического состояния спорного здания, составленного комиссией в составе представителей собственников жилых помещений, проживающих в данном доме, то есть лицами, не владеющими специальными познаниями в области строительства;
- перечень работ по капитальному ремонту, установленный в Приложении 9 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», на который ссылается истец в обоснование своих требований, носит рекомендательный характер;
- в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке приборов учета энергоресурсов лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах;
- согласно договору на выполнение работ по капитальному ремонту кровли по ул.Красного Восстания, 5 № 010-64-2710/10 от 21.12.2010 г. ответчиком были произведены ремонтные работы по капитальному ремонту кровли спорного жилого дома;
- с момента государственной регистрации ТСЖ приняло на себя все обязательства по содержанию. И ремонту жилого дома, в связи с чем у администрации г. Иркутска обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта отсутствует.
Третье лицо - Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области - представило отзыв, полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено заключением Службы от 26.10.2012 г. № №150-ср следует, что многоквартирный жилой дом №5 по адресу: <...> находится в неудовлетворительном состоянии и требует значительного капитального ремонта.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство об оставлении иска без рассмотрения на основании статей 27, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неподведомственности данного дела арбитражному суду, поскольку требование истца носит признаки жилищного спора и не связано с предпринимательской и иной экономической деятельностью. По мнению ответчика, право требования о проведении капитального ремонта в силу статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» возникает у собственников жилого помещения, а не у товарищества собственников жилья.
Ответчик полагает ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения необоснованным, поскольку в Уставе ТСЖ «ПрезидентЪ» предусмотрено право истца заниматься предпринимательской деятельностью и поэтому споры с участием ТСЖ подведомственны арбитражному суду. Исходя из пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в МКД в отношениях с третьими лицами, в том числе, путем обращения в арбитражный суд. Кроме того, право истца на обращение в суд в интересах собственников спорного дома подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 16.09.2012 г. № 1.
Рассмотрев ходатайство ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения, суд находит его необоснованным.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
ТСЖ «ПрезидентЪ» зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство от 26.09.2012 г. серии 38 № 003479703).
В соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, уставом товарищества для достижения уставных целей истец вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Наличие у истца статуса юридического лица, а также того обстоятельства, что рассматриваемый спор связан с осуществлением экономической деятельности, является достаточным основанием для отнесения спора к компетенции арбитражного суда.
Право ТСЖ «ПрезидентЪ» на обращение в арбитражный суд в интересах собственников МКД подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 16.09.2012 г. № 1.
На основании изложенного, суд полагает правомерным обращение ТСЖ «ПрезидентЪ» в арбитражный суд с требованием об обязании администрации г. Иркутска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.
В судебном заседании в порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 21.05.2013 г. до 24.05.2013 г. до 12 час. 00 мин., о чем было сделано публичное извещение, размещенное на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Протоколом № 1 от 16.09.2012 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, определен способ управления жилым домом – товарищество собственников жилья, с утверждением устава ТСЖ «ПрезидентЪ» (свидетельство о государственной регистрации серия 38 № 003479703).
По данным технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, по состоянию на 09.04.2004 г., установлен год застройки – 1940 год, число этажей – 4 с мансардой, число лестниц – 8, уборочная площадь- 835,2 кв.м., средняя внутренняя высота помещений – 3,23 м., общая полезная площадь дома – 5038,2 кв.м., из них: общая полезная площадь жилых помещений – 4615,4 кв.м., жилая площадь – 2787,8 кв.м., жилых квартир – 72.
Как следует из представленных в материалы дела договоров на передачу и продажу квартир в собственность граждан, с 1992 года началась приватизация квартир в жилом доме. На 13.09.2012 г. в доме имелось 5 муниципальных квартир (№№ 46, 58, 60, 65, 69).
Заключением Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области (далее – Служба) от 26.10.2012 г. № №150-ср о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома №5 по адресу: <...>; ктом фактического износа многоквартирного дома 5 по адресу: <...> составленного комиссией в составе представителей собственников жилых помещений МКД ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в присутствии представителя МУП БТИ г. Иркутска ФИО7, установлено:
- неудовлетворительное состояние стропильной системы, обрешетки
кровли, (загнивание отдельных участков обрешетки, ослабление врубок и
соединений стропил, поражение гнилью); разрушены конструкции слуховых окон, водосточных труб;
- неудовлетворительное состояние шиферного покрытия (сколы, трещины более 40%), наличие разрушение металлических листов до дыр. Разрушение вентиляционных шахт, примыканий из листовой стали к вент, шахтам, слуховым окнам. Утеплительный слой в чердачном помещении просел, выветрился;
- неисправность электропроводки в местах общего пользования - тамбурах подъездов, подвальных помещениях, неисправность электрооборудования, электрощитков, светильников, выключателей, главного шита ВРУ, наличие коррозии, скруток. Потеря эластичности, и повреждение изоляции проводов местами;
- разрушение штукатурного слоя фасада. Наличие трещин на штукатурке.
- разрушение карнизов, козырьков подъездов, бетонных крылец. Неисправность остекления оконных заполнений в подъездах (остекление выполнено в одну нить, износ, перекос, загнивание деревянных рам). Разрушение фактурного слоя цоколя здания;
- коррозия трубопроводов отопления, неисправность запорной арматуры инженерного оборудования подвального помещения, (ржавчина, нарушена изоляция трубопроводов, запорная арматура на стояках);
- неисправность сопряжений чугунных канализационных труб в
подвальном помещении (трещины, течи);
- технический износ инженерного оборудования и приборов учета в узле требующий модернизации элеваторного узла;
- неисправность отмостки, просадка, трещины, провалы. Отсутствует твердое покрытие пола в повальном помещении. Разрушение фактурного слоя стен подвала;
- коррозия трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, хомуты (ржавчина).
Как усматривается из заключения Службы от 26.10.2012 г. № 150-ср, выданного ТСЖ «ПредизентЪ», многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Иркутск, улю Красного Восстания, 5, требуется капитальный ремонт (подпункты 1.1 – 1.8):
- капитальный ремонт крыши, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имуществ;
- капитальный ремонт системы электроснабжения, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт системы водоотведения, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт подвала, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт фасада, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества, утепление фасада при наличии проектной документации;
- капитальный ремонт системы отопления, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения, с заменой неисправных элементов, входящих в состав общего имущества;
- капитальный ремонт элеваторного узла, с заменой коллективного общедомового прибора учета потребления ресурсов.
В материалы дела представлено техническое заключение № 2211 от декабря 1985 г. по обследованию здания, расположенного по адресу: <...>, выданное Облкоммунпроектом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, из которого следует, что на стенах здания установлены трещины на стенах; на перегородках - диаметральные трещины в местах примыкания к стенам; состояние полов в санузлах – неудовлетворительное состояние чердачных перекрытий – неудовлетворительное (гниль); состояние кровли – неудовлетворительное; состояние окон и дверей – неудовлетворительное; санитарно-техническое оборудование – теплоизоляция нарушена, запорно-регулирующая арматура не действует, течи, коррозия хомутов и накладок; трубопроводы горячего и холодного водоснабжения – в неудовлетворительном состоянии; трубопроводы канализации – коррозированы, рекомендована 100%-ая замена; процент износа: общий – 43,6%, ундамент – 40%,стены – 40%, перекрытия – 50%, перегородки – 50%, крыша – 60%, полы – 50%, окна – 50%, двери – 40%, отделочные работы – 30%, электрические и сантехнические приборы – 60%, лестницы – 20%,.
Согласно справке МУП «БТИ г. Иркутска» от 18.10.2012 г. № 14.3-2012/934 о технико-эксплуатационных показателях здания, расположенного по адресу: <...>, по данным инвентарного дела № 512 по состоянию на 1991 год техническое состояние конструктивных элементов оценивалось как неудовлетворительное, физически износ составлял 41%.
Согласно справке МУП «БТИ г. Иркутска» от 18.10.2012 г. № 14.3-2012/935 о технико-эксплуатационных показателях здания, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 18.10.2012 г. физически износ составляет: фундамент – 70%, стены – 70%, перегородки – 60%, чердачные перекрытия - 45%, крыша – 70%, полы – 60%, окна – 60%, двери – 55%, внутренняя отделка – 45%, наружная отделка – 70%, отопление – 60%. Холодный водопровод – 60%, горячее водоснабжение – 60%, канализация – 65%, лестницы в подъездах – 50%, электроснабжение – 55%. Техническое состояние несущих конструктивных элементов жило дома – ветхое; состояние несущих конструктивных элементов – аварийное, ненесущих – весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
Вышеизложенные с определенностью свидетельствует о том, что с даты застройки жилого дома с 1940 г. (дому 51 год) на начало приватизации в 1991 г. физический износ жилого дома составил 41% и требовался капитальный ремонт.
При этом, согласно приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое ССР от 23.11.1988 г. № 312 (ведомственные строительные нормы), минимальная продолжительность эффективной эксплуатации здания и объектов по постановке на капитальный ремонт: стены – 10-15 лет; фундамент – 50 лет; перекрытия деревянные по жилым домам – 60 лет; лестницы деревянные – 20 лет; кровля металлическая – 15 лет; перегородки деревянные – 30- лет; двери и окна – 50 лет; водопровод, канализация – 40 лет; трубопровод горячей воды – не более 30 лет; внешнее благоустройство - асфальтовое покрытие – 10 лет.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств, что с даты застройки жилого дома, расположенного по адресу: <...>, с 1940 г. в доме проводился капитальный ремонт. Из чего следует, что в течение 51 года (на дату приватизации в 1991 г.) и по настоящее время (жилому дому 73 года) в доме не проводился капитальный ремонт здания.
Довод ответчика о проведении капитального ремонта кровли спорного дома (согласно договору на выполнение работ по капитальному ремонту кровли по ул.Красного Восстания, 5 № 010-64-2710/10 от 21.12.2010 г.) не влияет на выводы суда, поскольку согласно заключения третьего лиц - Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области - от 26.10.2012 г. № №150-ср о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома №5 по адресу: <...> выданному на момент рассмотрения дела в суде, состояние кровли - неудовлетворительное (загнивание отдельных участков обрешетки, ослабление врубок и
соединений стропил, поражение гнилью; разрушены конструкции слуховых
окон, водосточных труб; неудовлетворительное состояние шиферного покрытия
(сколы, трещины более 40%), наличие разрушение металлических листов до дыр).
Как следует из пояснений истца, акта о приемке выполненных работ от 25.12.2010г., подписанного между администрацией города Иркутска и ООО «СРО «Грамакс», фактически, ответчиком был проведен частичный текущий ремонт крыши в декабре 2010 года после аварийного обрушения кровли над квартирой 71 (при том, что спорный дом состоит из 8-ми подъездов).
Иных доказательств проведения капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе, по заявленным видам работ, ответчиком суду представлено. При этом, обязательность проведения капитального ремонта с перечнем указанных работ установлена в заключениях Службы, МУП «БТИ г. Иркутска», датированных 2012 г. Доказательств полагать иное ответчиком суду не представлено.
В силу требований статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если при приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте.
Из представленных в материалы дела договоров на передачу и продажу квартир в собственность граждан № 4371 от 28.01.1993 г., № 396 от 08.06.1993 г., № 1335 от 1992 г., № 3022 от 17.12.1992 г., № 2837 от 06.11.1992 г., от 25.05.1992 г. следует, что наймодателем при приватизации квартир от имени собственника выступала - администрация Октябрьского района г. Иркутска.
Из вышеизложенного следует, что истец правомерно на основании статьи 16 обратился Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с требованием об обязании администрации г. Иркутска провести капитальный ремонт жилого дома по адресу: <...>.
Довод ответчика о неправомерности требований истца в части установки приборов учета энергоресурсов суд находит несостоятельным.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13.06.1984 г. № 285 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, в которых предусмотрена установка счетчиков воды.
Приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 г. № 310 утверждены Правила пользования электрической и тепловой энергией, в пункт 4.1 которых предусмотрена установка и эксплуатация потребителем приборов учета тепловой энергии.
Из поименованных правовых актов усматривается, что на момент приватизации жилого фонда с 1991 г. предусматривалась обязанность потребителей (наймодателей) по установке приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
При этом, как следует из постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пункт 2.4.2) - при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, для улучшения эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды и так далее.
Более того, необходимость проведения капитального ремонта жилого дома по заявленным видам работ подтверждается заключением Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области - от 26.10.2012 г. № №150-ср.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что требование Товарищества собственников жилья «ПрезидентЪ» об обязании администрации города Иркутска произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Государственная пошлина не подлежит взысканию в Федеральный бюджет Российской Федерации в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду принятия судом искового заявления к производству с отсрочкой уплаты государственной пошлины и освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование удовлетворить.
Обязать Администрацию города Иркутска в срок до начала отопительного сезона 2013-2014гг. выполнить следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>:
- ремонт фундамента и стен;
- ремонт перекрытий междуэтажных, подвальных, чердачных;
- ремонт крыши, включая замену и установку водостоков, слуховых окон и вентиляционных шахт;
- ремонт полов (в местах общего пользования);
- ремонт окон ( в местах общего пользования); замена оконных блоков (в местах общего пользования замена на пластиковые)
- ремонт дверей (в местах общего пользования);
- отделочные работы (наружные и внутренние в местах общего пользования) – штукатурка, побелка, окраска;
- ремонт системы отопления с установкой общедомовых приборов учета;
- ремонт систем горячего и холодного водоснабжения с установкой общедомовых приборов учета;
- ремонт систем канализации;
- ремонт лестниц в подъездах;
- ремонт отмосток;
- ремонт цокольной части здания;
- ремонт системы газоснабжения многоквартирного дома;
- капитальный ремонт элеваторных улов;
- капитальный ремонт подвальных помещений;
- асфальтирование земельного участка придомовой территории с элементами благоустройства детской, хозяйственной площадки;
- ремонт дверей тамбурных, входных.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.Н. Грибещенко