ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20875/10 от 28.12.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-20875/10-65

28.12.2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Красько Б.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жериховой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от административного органа – ФИО2 – представитель по доверенности,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явились;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к ответственности; предприниматель; ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, в качестве основания привлечения предпринимателя к административной ответственности указал осуществление им деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 23.12.2010 до 28.12.2010.

Дело в соответствии со статьей 156, статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, и изучив доводы представителя заявителя, суд установил следующее.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27.11.2001, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.02.2009.

Предприниматель имеет лицензию № АСС-38-001437 от 10.03.2009 на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 09.03.2014.

В ходе поверки, проведенной 11.10.2010 должностным лицом административного органа, на основании обращения прокуратуры Эхирит – Булагатского района от 27.09.2010 № 07-43-10. выявлен факт нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно: мероприятия по противодействию терроризму не проводятся, не обеспечена достоверность и полнота всех предусмотренных реквизитов путевого листа, а именно: отсутствуют подписи водителя, механика, диспетчера; фактическое время выезда и возвращения, показания спидометра при выезде; транспортное средство, используемое для регулярных перевозок пассажиров и багажа, не оборудовано указателями маршрута регулярных перевозок; внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, информация о наименовании перевозчика, фамилии водителя не размещена, места для сидения ремнями безопасности не оборудованы; сезонное осеннее-зимнее обследование дорожных условий на маршруте не проведено; занятия с целью повышения профессионального мастерства водителей не осуществляются.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.10.2010 № 76.

11.10.2010 должностным лицом административного органа в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении серия АГ № 000178, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требование административного органа подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) (подпункт 62 пункта 1 статьи 17) относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ, одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности и других нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение). Положение устанавливает обязательность соблюдения лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями предусмотрено обязательное наличие путевого листа.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" определено, что путевой лист автобуса является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее – Порядок) утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Пункт 3 разд. II "Обязательные реквизиты путевого листа" Порядка указывает, что путевой лист должен содержать, в том числе, следующие обязательные реквизиты: сведения о транспортном средстве, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Как следует из имеющихся в материалах дела путевых листов от 04.10.2010 № 45, от 01.10.2010 № 43, от 03.10.2010 № 44 вышеуказанные требования нормативных актов предпринимателем не соблюдены - отсутствуют подписи водителя, механика, диспетчера; фактическое время выезда и возвращения, показания спидометра при выезде, в представленных путевых листах не проставлены даты, время и показания одометра при выезде ТС с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку.

В нарушение положений Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», мероприятия по противодействию терроризму предпринимателем не проводились, в частности не разработан план мероприятий

В соответствии с пунктами 29, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 № 112 транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок

Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается информация о наименовании перевозчика, фамилия водителя.

Как установлено судом и следует из акта проверки от 11.10.2010 № 76, транспортное средство, используемое предпринимателем для регулярных перевозок пассажиров и багажа указателями маршрута регулярных перевозок оборудовано, информация о наименовании перевозчика, фамилия водителя внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, не размещена.

Доказательства обратного предпринимателем не представлено.

Пунктом 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090, установлено требование о необходимости оборудования ремнями безопасности мест для сидения в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Факт использования предпринимателем для перевозки пассажиров по междугороднему маршруту № 528 с Загатуй – д. Корсук – г. Иркутск автобуса – ПАЗ 32053 г/н АА 100 85, пассажирские места в котором не оборудованы ремнями безопасности, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.

Обязанность лицензиата по осуществлению соответствующей деятельности с соблюдением лицензионных требований и условий, так же как и сами эти требования, установлены действующим законодательством. Поэтому предприниматель не мог не осознавать, что противоречащие законодательству действия по перевозке пассажиров в междугородном сообщении на автобусах, пассажирские сидения которых не оборудованы ремнями безопасности, носят противоправный характер.

Довод предпринимателя о том, что технические характеристики данного транспортного средства не предусматривают наличие ремней безопасности, а также ссылка предпринимателя на прохождение технического осмотра данного транспортного средства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку предприниматель знал в каких целях им будет использован данное транспортное средство и должен был знать о требованиях закона, предъявляемым к транспортным средствам, используемым при осуществлении перевозок пассажиров в междугородном сообщении, а при прохождении технического осмотра, его предметом является исправность транспортного средства и его пригодность к эксплуатации, цель использования транспортного средства при этом во внимание не принимается, поскольку не относится к компетенции органа, осуществляющего технический осмотр транспортных средств.

Согласно пункту 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 № 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Доказательства, опровергающие изложенные в акте проверки от 11.10.2010 № 76 выводы о нарушении указанных положений нормативных актов и свидетельствующие о прохождении водителями занятий по повышению профессионального мастерства, в материалах дела не имеется, лицом, привлекаемым к ответственности не представлены.

Предпринимателю вменяется непроведение сезонного обследования дорожных условий требованиям безопасности на эксплуатируемом маршруте № 528 с Загатуй – д. Корсук – г. Иркутск.

Согласно пункту 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса от 08.01.1997 № 2 с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов (пункт 4.17 Положения).

Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений (пункт 4.18 Положения).

В нарушение указанных требований предпринимателем при проведении не был представлен акт обследования автобусного маршрута № 528 с Загатуй – д. Корсук – г. Иркутск, с указанием опасных участков, утвержденный и согласованный компетентными . Представленные в ходе рассмотрения дела в суде схемы указанных маршрутов и органами исполнительной власти в порядке, установленном пунктами 4.15 - 4.19, 5.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2.

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, а именно актом от 11.10.2010 № 76, протоколом об административном правонарушении от 11.10.2010 серия АГ № 000178 факт несоблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.

Суд считает, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм законодательства о лицензировании не доказаны.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, совершено административное правонарушение – нарушение условий, предусмотренных лицензией, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту которого должностным лицом административного органа возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом проверено соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности и нарушений не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 11.10.2010 серия АГ № 000178 составлен государственным инспектором административного органа ФИО2 в присутствии предпринимателя.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ установлено, что контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, судом установлено наличие события административного правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении, составление протокола полномочным административным органом, отсутствие процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки выполнения предписания от 11.20.2010 № 76, выданного административным органом ФИО1 установлено, что нарушения в полном объеме не устранены, предписание не выполнено (акт от 02.12.2010 № 92). Данное обстоятельство суд оценивает как продолжение ФИО1 противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положения вышеуказанных норм, установив наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства - продолжение противоправного поведения, принимая во внимание наличие рапорта от 01.10.2010 № 313, жалобы ФИО3 от 08.09.2010, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата и место рождения: 13.04.1966, ул.Гаханы Эхирит-Булагатского района Иркутской области; адрес: 669127, <...>; ИНН <***>; основной государственный регистрационный номер 304850605000013) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/с <***>)

ИНН <***> КПП 381101001 Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.

БИК 042520001 Р/сч <***> Назначение платежа: (для перечисления штрафов)

КБК 10611630000010000140 ОКАТО 25401000000

«Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия.

Судья: Б.В. Красько