ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-20966/09 от 22.04.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск

26.04.2011г. Дело № А 19 - 20966/09-21

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.04.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26.04.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шубиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Тайлашевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области третьи лица – Общество с ограниченной ответственностью «Эксполес», ФИО2, ФИО3

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьих лиц:

1) Общество с ограниченной ответственностью «Эксполес» - не явилось, извещено;

2) ФИО2 - не явился, извещен;

3) ФИО3 - не явился., извещен,

установил:

ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области о признании незаконными действий, выразившихся во внесении 07.09.2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записей в отношении ООО «Эксполес» за государственными номерами: 2093805022881, 2093805022892, 2093805022903, 2093805022914, 2093805022925, обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее- Инспекция, регистрирующий орган) восстановить в ЕГРЮЛ сведения в отношении ООО «Эксполес», существовавшие на 31.08.2009г.

Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в порядке статей 123-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), в судебное заседание не явились. Инспекция в представленном отзыве требования оспорила, полагает, что ею не нарушены требования Федерального закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в порядке статей 123-124 АПК РФ, в судебное заседание не явились, письменные отзывы не представили.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.04.2011г. до 10 час. 30 мин. 22.04.2011г.

Дело в соответствии со статьями 156, 200 АПК РФ рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

МИФНС России № 15 по Иркутской области07.09.2009 года в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Эксполес» внесены записи №№ 2093805022881, 2093805022892, 2093805022903, 2093805022914, 2093805022925, на основании заявлений по форме № 14001, № 13001, представленных директором Общества ФИО3

Основанием для внесения записей послужили изменения, принятые 30.08.2009г. внеочередным общим собранием участников ООО «Эксполес»: о продаже доли Общества ФИО2, о внесении изменений в Устав общества в связи с изменением состава участников Общества, а также местонахождения Общества, об избрании директором Общества ФИО3

ФИО1, являющийся учредителем ООО «Эксполес», полагающий, что фактически внеочередное собрание участников Общества не проводилось, в связи с чем, протокол внеочередного собрания участников Общества от 30.08.2009г. является недействительным, а соответственно, записи в ЕГРЮЛ внесены незаконно, чем нарушены его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 23.12.2009г. производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу №25784/09-59, в рамках которого рассматривался корпоративный спор по заявлению ФИО1 о признании недействительным решения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Эксполес», оформленного протоколом от 30.08.2009 № 5.

03.03.2011г. производство по настоящему делу возобновлено в связи устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Решением Арбитражного суда Иркутской области делу №25784/09-59, вступившим в законную силу 09.04.2010г., решение внеочередного общего собрания участников ООО «Эксполес», оформленное протоколом от 30.08.2009 № 5, признано недействительным.

Вместе с тем, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 9 Закона № 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 18 Закона № 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.

В силу подпунктов «а» и «б» статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации изменений допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судом установлено, что Обществом представлены необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона № 129-ФЗ, в связи, с чем у налогового органа отсутствовали установленные статьей 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице.

На государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Эксполес», был, в частности, представлен протокол внеочередного общего собрания участников от 30.08.2009, согласно которому приняты решения о продаже доли Общества ФИО2, о внесении изменений в Устав общества в связи с изменением состава участников Общества, а также местонахождения Общества, об избрании директором Общества ФИО3 В связи с чем, налоговый орган располагал достаточными сведениями, необходимыми для установления обоснованности изменений, произошедших в ООО «Эксполес».

Действующее законодательство не предоставляет налоговому органу полномочий по проверке законности решений, принятых органом управления хозяйствующего общества, являющихся основанием для проведения процедуры регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

Из положений статьи 43 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что решение общего собрания участников общества может быть признано недействительным исключительно судом по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения.

На момент совершения регистрирующим органом оспариваемых действий, Инспекция не располагала сведениями о недействительности решения от 30.08.2009г. Более того, указанное решение еще не было признано недействительным.

Довод заявителя, о том, что 30.08.2009 был выходным днем у нотариуса
 ФИО4, в связи с чем, заявления в ИФНС по формам №№ 13001, 14001 не могли быть им засвидетельствованы, судом отклоняется. Указание в графике работы нотариуса воскресенья как выходного, не исключает возможности засвидетельствования подписи на указанных заявлениях, так как в соответствии со статьей 22 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, нотариус по просьбе гражданина или юридического лица, в отношении которого должно быть совершено нотариальное действие, выезжает для совершения нотариального действия по месту нахождения гражданина или юридического лица (на дом, в офис).

Пункт 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований, при наличии которых регистрирующий орган вправе отказать заявителю в осуществлении государственной регистрации.

Суд, проанализировав все обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что действия налогового органа в полной мере соответствовали нормам действующего законодательства, оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации у Инспекции не имелось.

Кроме того, заявитель не указал какие нарушения закона или иных нормативных правовых актов допущены Инспекцией при государственной регистрации изменений в учредительные документы и сведения об юридическом лице.

Довод ФИО5 о том, что заявления в регистрирующий орган по формам № 13001,14001 не соответствовали требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439, в связи с проставлением нотариальной надписи в ненадлежащем месте, судом отклоняется, так как это не является основанием для отказа в регистрации изменений. В соответствии со статьей 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В представленных на регистрацию заявлениях подлинность подписи директора в нотариальном порядке засвидетельствована.

Требование заявителя об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области восстановить в ЕГРЮЛ сведения в отношении ООО «Эксполес», существовавшие на 31.08.2009г., является производным от выше рассмотренных, и при отсутствии оснований для их удовлетворения, оно также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.167-170; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Шубина