АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025 г.Иркутск, б.Гагарина 70
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
www.irkutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
25 января 2013 г. Дело № А19-21979/2012
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В.,
рассмотрев дело по заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районе (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666904, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (адрес: Иркутская область, г. Бодайбо)
о привлечении к административной ответственности
установил: территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Бодайбо, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районе (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 05 декабря 2012 г. для представления сторонами доказательства и представления ответчиком отзыва на заявление установлен срок до 27 декабря 2012 г., для представления дополнительных документов, объяснений, возражений, доказательств, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, установлен срок до 25 января 2013 г.
Определение от 05 декабря 2012 г. получено заявителем 13 декабря 2012 г., ответчиком – 12 декабря 2012 г., что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции.
Таким образом, стороны в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
По существу заявленных требований суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, административным органом на основании распоряжения № 003677 от 15 октября 2012 г. проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, в результате которой установлено совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований статей 11,15,17,32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта пункта 3 статьи 37, статьи 36, пункта 6 статьи 35, пункта 1 статьи 29, пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», пункта 4.10.1 ГОСТ Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», пункта 1.4.1 Стандарта отрасли ОСТ 10-060-95 «Торты и пирожные. Технические условия», пунктов 4.10, 5.4, 5.6, 5.10, 10.8, 7.7, 7.8, 8.4, 8.5, 9.13, 10.6, 10.7, 13.1, 13.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и оборотому в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пунктов 1.9.15.4, 1.9.15.5, 1.1.4, 6.1.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», пункта 5.2.4 ГОСТ Р 52675-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования № 446-СТ от 27 декабря 2006 г., «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия», пунктов 5.1, 5.14, 5.15 ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия», пунктов 3.3, 3.14, 8.6, 4.15, 5.1, 5.11, 5.12, 5.15, 6.2, 6.4, 6.10, 6.19, 6.21, 8, 9, 9.1, 10.6, 10.7, 10.10., 10.1, 13.1, 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а именно: предпринимателем осуществлялась реализация шести кулинарных изделий, производства ИП ФИО1, не соответствующих требованиям и стандартам по микробиологическим показателям (по показателю безопасности), а также реализация молочной продукции с нарушением требований Технического регламента на молоко и молочную продукцию, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте № 112 от 26 ноября 2012 г.
По факту нарушений составлен протокол об административном правонарушении № ИП/М-201/12-16-12 от 27 ноября 2012 г. по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП ФИО1 представила суду заявление от 18 декабря 2012 г., согласно которому с указанными в заявлении нарушениями согласна, возражений по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет.
Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Статья 11 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, предусмотренная пунктом 2 указанной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки в отношении предпринимателя было установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение требований статей 11,15,17,32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта пункта 3 статьи 37, статьи 36, пункта 6 статьи 35, пункта 1 статьи 29, пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», пункта 4.10.1 ГОСТ Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», пункта 1.4.1 Стандарта отрасли ОСТ 10-060-95 «Торты и пирожные. Технические условия», пунктов 4.10, 5.4, 5.6, 5.10, 10.8, 7.7, 7.8, 8.4, 8.5, 9.13, 10.6, 10.7, 13.1, 13.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и оборотому в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пунктов 1.9.15.4, 1.9.15.5, 1.1.4, 6.1.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», пункта 5.2.4 ГОСТ Р 52675-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования № 446-СТ от 27 декабря 2006 г., «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия», пунктов 5.1, 5.14, 5.15 ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия», пунктов 3.3, 3.14, 8.6, 4.15, 5.1, 5.11, 5.12, 5.15, 6.2, 6.4, 6.10, 6.19, 6.21, 8, 9, 9.1, 10.6, 10.7, 10.10., 10.1, 13.1, 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», осуществлялась реализация шести кулинарных изделий, производства ИП ФИО1, не соответствующих требованиям и стандартам по микробиологическим показателям (по показателю безопасности), а также реализация молочной продукции с нарушением требований Технического регламента на молоко и молочную продукцию, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Материалами проверки, а именно актом проверки № 112 от 26.11.2012 г., протоколом об административном правонарушении № ИП/М-201/12-16-12 от 27.11.2012 г., протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.11.2012 г., протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды от 06.11.2012 г., протоколами лабораторных испытаний № 653 от 12.11.2012 г., № 654 от 12.12.2012 г., № 655 от 12.11.2012 г., № 676 от 12.11.2012 г., №677 от 12.11.2012 г., № 678 от 12.11.2012 г., а также заявлением ответчика от 18.12.2012 г. о признании заявленных требований, подтверждается, что требования указанных нормативных актов предпринимателем не были соблюдены.
Данные обстоятельства зафиксированы административным органом и подтверждаются материалами дела.
Доказательств, опровергающих доводы административного органа, ответчиком суду не представлено.
Предприниматель, реализуя продукцию, знал о необходимости соблюдения требований технических регламентов и осознавал противоправность своих действий при их нарушении. Несмотря на то, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, в связи с чем, имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в результате совершенного предпринимателем правонарушения возникает возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Представленные в дело документы достоверны, полны и достаточны для принятия решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; дата рождения: 12 сентября 1958 г., место рождения: Россия, Иркутская область, г. Бодайбо; адрес: 666904, <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб., с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области), лицевой счет <***>, расчетный счет № <***> ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ г. Иркутск, БИК 042520001, ИНН <***>, КПП 380801001, ОКАТО 25202000000, КД 14111628000016000140, наименование платежа: штраф Роспотребнадзора
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Л.В. Назарьева