АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-22076/2021
19.04.2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.04.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Красько Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жериховой М.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 665462, <...>)
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское (665452, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ГОРОД, ФИО1 УЛИЦА, 10, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Администрации города Усолье-Сибирское (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 665452, <...>)
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
сторон – ФИО2 – представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Усолье-Сибирское (далее – ответчик) о признании права собственности на объект реконструированного строительства – нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 38:31:000020:1121, общей площадью 707, 9 кв.м.
Администрация города Усолье-Сибирское в письменном отзыве иск признала полностью.
Рассмотрев признание иска, суд исходит из следующего.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В соответствии с частью 3 статьи 49 названного Кодекса ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. В случае, если такое признание не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд принимает признание иска ответчиком (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и вправе указать в мотивировочной части решения только на признание иска ответчиком и принятие его судом (часть 4 статьи 170 указанного Кодекса).
Администрация города Усолье-Сибирское в заявлении о признании иска указала, что строительство самовольно возведенного объекта возведено с соблюдением требований действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В этой связи, поскольку вопрос выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отнесен к компетенции органов местного самоуправления судом предложено Администрации города Усолье-Сибирское представить разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию, что по сути, является юридическим подтверждением наличия обстоятельств, послуживших основанием для признапия иска Администрацией города Усолье-Сибирское.
Разрешение на строительство спорного объекта в эксплуатацию ответчиком не представлено.
В отсутствие указанного разрешения, как документа, подтверждающего проверку соответствия объекта требованиям его безопасной эксплуатации и соответствия требованиям и нормам применяемым к объектам недвижимости, суд не принимает признание иска ответчиком.
В судебном заседании представитель сторон поддержал исковые требования.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское от 29.11.2019 № 417 нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 38:31:000020:1121, общей площадью 707, 9 кв.м. передано на праве оперативного управления МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА", которым в 2020-2021 годах произведен капитальный ремонт здания, после которого обратилось к ответчику за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Ответчик письмом от 03.09.2021 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию отказал в связи с несоблюдением требований градостроительного кодекса Российской Федерации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" обратилось в суд с настоящим иском, указав на проведение капитального ремонта здания во время которого была произведена небольшая перепланировка комнат, при которой текущая конфигурация и объемы здания не претерпели изменений, также сослалось на то, что площадь здания – 681,1 кв.м. изначально была определена неверно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц собственником МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" является город Усолье-Сибирское, в лице Администрации города Усолье-Сибирское.
Определением суда от 16.03.2022 судом на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское о вступлении в дело в качестве соистца с требованием о признании права собственности на объект реконструированного строительства – нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 38:31:000020:1121, общей площадью 707, 9 кв.м.
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
Предметом исковых требований является требование о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В качестве основания для признания права собственности на самовольную постройку - объект реконструированного строительства истцы сослались на осуществление ими капитального ремонта недвижимого имущества в отсутствие разрешения на строительство объекта.
Реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является, в том числе, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей - высоты, количества этажей, площади, объема.
В данном случае истцы не ссылаются на изменение параметров объекта капитального строительства, его частей - высоты, количества этажей, площади, объема; указывая отличную от существующей площадь объекта, истец указывает что площадь объекта изменений не претерпела, а была определена неправильно.
Следовательно, доказательства совершения действий в отношении объекта, подпадающих под понятие реконструкции объектов капитального строительства не представлены.
Вместе с тем, из части 2, 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется и может осуществляться исключительно после получения застройщиком разрешения на реконструкцию.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что спорная постройка находится на территории муниципального образования города Усолье-Сибирское, при этом лицом, осуществившим реконструкцию здания является муниципальное учреждение, собственником которого является муниципальное образование города Усолье-Сибирское, которое, соответственно, финансировало весь процесс ремонта здания и является собственником здания и к полномочиям которого относится выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Согласно статьям 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
Таким образом, как выдачу разрешений на реконструкцию и впоследствии - разрешения на ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию, то есть ввести постройку в гражданский оборот, должно было непосредственно муниципальное образование города Усолье-Сибирское в лице его органов, так и иной контроль за осуществлением строительства на территории муниципальное образование города Усолье-Сибирское , в том числе и ввод построек в оборот, в силу прямого указания закона возлагается на муниципальное образование города Усолье-Сибирское.
Следовательно, ответчиком по делу о признании прав на самовольную постройку может и должен быть орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Аналогичное правило изложено и в пункте 25 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" структуру органов местного самоуправления составляют: мэр города Усолье-Сибирское (мэр города) - глава муниципального образования "город Усолье-Сибирское"; Дума города Усолье-Сибирское (городская Дума, Дума) - представительный орган муниципального образования "город Усолье-Сибирское"; администрация города Усолье-Сибирское (администрация города) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Усолье-Сибирское"; Контрольно-счетная палата города Усолье-Сибирское (контрольно-счетная палата города) - контрольно-счетный орган муниципального образования "город Усолье-Сибирское".
В данном случае Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское является структурным подразделением с правами юридического лица органа местного самоуправления - Администрации города Усолье-Сибирское, которая выступает от имени муниципального образования.
В отношении спорного имущества Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское и Администрации города Усолье-Сибирское могут являться только представителями собственника – муниципального образования и не обладают самостоятельным процессуальным статусом.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками признаются организации и граждане, к которым предъявлен иск, то есть лица, по мнению истца, нарушившие его права и законные интересы.
Таким образом, заявленное Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усолье-Сибирское требование о признании права собственности, фактически влечет совпадение истца и ответчика и по сути представляет требование заявленное истцом самому к себе.
По существу муниципальное образование города Усолье-Сибирское уклоняется от выполнения предусмотренных законом своих обязанностей, пытаясь в обход установленного законом порядка реализовать их через судебную власть, что является ничем иным как злоупотреблением правом, влекущим за собой отрицательные последствия, предусмотренные статьей 10 ГК РФ.
В части требования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.
Таким образом, бюджетное учреждение не может быть собственником спорного имущества, соответственно, требование о признании права собственности МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" на спорный объект удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в иске отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья: Б.В. Красько