АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
«25» августа 2022 года Дело №А19-22079/2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области
о признании незаконными действий по отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, выраженные в уведомлениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлено удостоверение;
от ответчика: не явились;
от третьих лиц: не явились;
установил:
Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (далее – заявитель, Учреждение, ОГКУ «Дирекция автодорог») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными действий по отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, выраженному в уведомлениях, размещенных и направленных в системе межведомственного электронного взаимодействия «SMART- ROULTE» по земельным участкам:
Иркутская область Качугский район от д. Шишкина до д. Куницына общая площадь 459317 кв.м. –без даты;
Иркутская область Качугский район от д. Куницына до д. Тюменцева общая площадь 520999 кв.м. – от 20.10.2020г.;
Иркутская область Качугский район от д. Тюменцева до границы Качугского (Жигаловского) района (км 324+258) общая площадь 339780 кв.м. – от 20.10.2020г.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Ответчик, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Министерство имущественных отношений Иркутской области и Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Ответчик в ранее представленном отзыве на заявление указал, что основанием к отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории послужило отсутствие доказательств возникновения права на имущество, а также его регистрации до 01.01.2016г.; спорные земельные участки заявителю не предоставлялись на праве аренды, не были переведены из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является исполнителем государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2014-2020 года», которая утверждена Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013г. № 445-пп.
Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Иркутской области на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.06.2020г. №869/и «О закреплении областного государственного имущества».
04.02.2019г. между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ООО «ВостСибкадастрсъемка» заключен государственный контракт №05/63-19 по результатам проведенного электронного аукциона, оформленного протоколом №0134200000118004457-2-1 от 22.01.2019г. на оказание кадастровых услуг по автомобильным дорогам общего пользования протяженностью 689,949 км в границах Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Качугского, Иркутского, Братского районов Иркутской области.
По окончании кадастровых работ, заявителю предоставлены технические проекты о выполнении инженерно-геодезических изысканий для кадастровых работ в отношении автодорог, обзорные карты, ситуационные планы, технические планы на сооружения, технические паспорта на сооружения, выписки из ЕГРН на сооружения и земельные участки.
Также при проведении работ установлено наложение границ земель лесного фонда на земельные участки, занятые полосой отвода автомобильных дорог, которые находятся у ОГКУ «Дирекция автодорог» на праве оперативного управления.
Поскольку схема подлежала согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской федерации, уполномоченным в области лесных отношений, министерство имущественных отношений Иркутской области в порядке межведомственного взаимодействия направлена на согласование в министерство лесного комплекса Иркутской области.
В Министерство направлены схемы расположения земельных участков, в том числе, и по спорным земельным участкам и получены отказы в согласовании схемы.
ОГКУ «Дирекция автодорог»полагая, что действия Министерства по отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, выраженном в уведомлениях, размещенных и направленных в системе межведомственного электронного взаимодействия «SMART- ROULTE» по спорным земельным участкам, является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях, в том числе, строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Автомобильные дороги Иркутской области являются линейными объектами, автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно Постановлению Правительства Иркутской области №478-пп от 05.08.2016г. спорные земельные участки, на которых расположены спорные автомобильные дороги внесены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения Иркутской области.
Статей 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации установлено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным в области лесных отношений, является Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношении, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы,
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
Направление документов органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с настоящей статьей осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.
Согласно пункту7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018г №538-ФЗ)
Необходимость использования спорных земельных участков обусловлена государственной программой Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2014-2020 года», которая утверждена Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013г. №445-пп, исполнителем которой является Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
Из материалов дела следует, что Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Иркутской области на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 26.06.2020г. №869/и «О закреплении областного государственного имущества».
При проведении кадастровых работ установлено наложение границ земель лесного фонда на земельные участки, занятые полосой отвода автомобильных дорог, которые находятся у ОГКУ «Дирекция автодорог» на праве оперативного управления.
В Министерство направлены схемы расположения земельных участков для согласования схем расположения земельных участков на кадастровом плане, в том числе, по земельным участкам:
Иркутская область Качугский район от д. Шишкина до д. Куницына общая площадь 459317 кв.м.;
Иркутская область Качугский район от д. Куницына до д. Тюменцева общая площадь 520999 кв.м.;
Иркутская область Качугский район от д. Тюменцева до границы Качугского (Жигаловского) района (км 324+258) общая площадь 339780 кв.м.
Спорные земельные участки используются в качестве автомобильных дорог ранее 1 января 2016 года, а именно с момента ввода в эксплуатацию автомобильных дорог, в том числе, с 1969 года – автодорога Иркутск-Усть-Ордынский-Жигалово (земельные участки – от с. Никилей до р.п. Качуг; от р.п. Качуг до д. Шишкина; от д. Шишкина до д. Куницына; от д Куницына до д. Тюменцева; р.п. Качуг; от границы (Баяндаевского) Качугского района (км 185+335) до с. Никилей; от д. Тюменцева до границы Качугского (Баяндаевского) района (км 324+258).
Согласно положениям статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (часть 1 статьи 131 ГК РФ).
Частью 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Поскольку в данном случае права Иркутской области, ОГКУ «Дирекция автодорог» на объект недвижимости (автомобильная дорога) возникли до 01.01.2016г., ему могло быть отказано в согласовании схемы. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства в согласовании схемы расположения земельных участков.
Как следует из отзыва Министерства, основанием к отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории послужило отсутствие доказательств возникновения права на имущество, а также его регистрации до 01.01.2016г.; спорные земельные участки заявителю не предоставлялись на праве аренды, не были переведены из состава земель лесного фонда в земли иных категорий. Однако, данные утверждения Министерства не подтверждаются материалами дела.
Доказательств пересечения границ спорного объекта с землями лесного фонда, материалы дела также не содержат.
В данном случае речь идет не о размещении нового объекта, а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с существующей автодорогой, право собственности, на которую возникло до 01 января 2016 года.
Кроме того, размещение автомобильным дорог на спорных земельных участках не связано с использованием лесов, обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, Министерство лесного комплекса не имело законных оснований отказывать в согласовании схемы расположения земельных участков, что повлекло в свою очередь неправомерные действия Министерства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что действия по отказу в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, выраженному в уведомлениях, размещенных и направленных в системе межведомственного электронного взаимодействия «SMART- ROULTE» по земельным участкам:
Иркутская область Качугский район от д.Шишкина до д. Куницына общая площадь 459317 кв.м. –без даты;
Иркутская область Качугский район от д. Куницына до д. Тюменцева общая площадь 520999 кв.м. – от 20.10.2020г.;
Иркутская область Качугский район от д. Тюменцева до границы Качугского (Жигаловского) района (км 324+258) общая площадь 339780 кв.м. – от 20.10.2020г., не соответствует земельному законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Вместе с тем, судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
На основании вышеизложенного, суд не может возложить на Министерство обязанность по исключению спорных земельных участков из земель лесного фонда, а только возлагает обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства лесного комплекса Иркутской области по отказу Областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, выраженные в уведомлениях, размещенных и направленных в системе межведомственного электронного взаимодействия «SMART- ROULTE» по земельным участкам:
Иркутская область Качугский район от д.Шишкина до д. Куницына общая площадь 459317 кв.м. –без даты;
Иркутская область Качугский район от д. Куницына до д. Тюменцева общая площадь 520999 кв.м. – от 20.10.2020;
Иркутская область Качугский район от д. Тюменцева до границы Качугского (Жигаловского) района (км 324+258) общая площадь 339780 кв.м. – от 20.10.2020;
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина