ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-22126/20 от 18.02.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: 664011, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                        Дело  №А19-22126/2020

«26» февраля 2021 года

Резолютивная часть решения принята 18.02.2021  года.

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021  года.

Арбитражный суд Иркутской области  в составе судьи Куклиной Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (ОГРН 1103850034276, ИНН 3849013206, адрес: 664078, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, МИКРОРАЙОН ЗЕЛЕНЫЙ, ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 59968)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ТИМИРЯЗЕВА, 35)

о взыскании переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 329 рублей 03 копейки,

о взыскании расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов в размере 191283 рубля 73 копейки,

                                                                         установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – ответчик, Фонд социального страхования) о взыскании переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 329 рублей 03 копейки, о взыскании расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов в размере 191283 рубля 73 копейки.

От заявителя 14 декабря 2020 года поступило уточнение исковых требований, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» просило взыскать сумму расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов в размере 6802 рубля 32 копейки. Данное уточнение судом принято.

На основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 21.12.2020г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 12.02.2021г. включительно представить все имеющиеся доводы и доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фонд социального страхования в представленном отзыве на заявление требование не признал, просил в удовлетворении требований отказать.

Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1103850034276.

Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20.09.2010г. №1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления централизации финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ №1266 от 2010 года Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» наделено статусом распорядителя бюджетных средств и администратора доходов бюджета.

Тип федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» изменен на «казенное» в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011г. №83-ФЗ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2014г. №133 «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета» утвержден новый перечень подведомственных Министерству обороны Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых указано ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

В соответствии с абзацем 1 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017г. №150, финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориального принципу вне зависимости от их    подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.

В соответствии со своим Уставом ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в отношении себя и за обслуживаемые воинские части выполняет следующие функции:

-осуществляет проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами;

-производит начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляет зачет или возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы страховых взносов;

- подписывает заявления и другие документы для возмещения расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

- составляет,    подписывает  и    представляет    отчетность    в государственные внебюджетные фонды;

- и прочие обязанности, связанные финансовым и документальным обеспечением обслуживаемых воинских частей.

Федеральное государственное учреждение культуры и искусства «Дом офицеров (пос. Белореченский» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)») зарегистрировано в качестве юридического лица 10 сентября 2007 года за основным государственным регистрационным номером 1033802144375. Регистрационный номер в Фонде социального страхования - 3812002776.

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны от 1 декабря 2011 года № 41дсп с 1 декабря 2011 года ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)» зачислено на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» без права на открытие собственного лицевого счёта.

Во исполнение указанного приказа ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» осуществляло финансово-экономическое обеспечение ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)», что включало в себя своевременное проведение расчётов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.

При зачислении в Управление ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)» на финансовое обеспечение в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», по входящим учётным данным на 1 декабря 2011 года числилась задолженность Фонда социального страхования (Филиал № 12) перед страхователем – ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)» в общей сумме 6 802 рубля 32 копейки, образованная за счет расходов, произведенных страхователем на выплату    страхового    обеспечения    по    обязательному    социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов.

Указанная сумма задолженности подтверждаются справкой о состоянии расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам от 19 января 2013 года.

16 мая 2012 года ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)» обратилось в Фонд социального страхования с заявлением о возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов в размере 6 802 рубля 32 копейки, с указанием в данном заявлении реквизитов ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

Исходящим № 01-15/04/3435 Фонд социального страхования в возврате выше обозначенной суммы отказал.

Учреждение, полагая, что указанный отказ Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившееся в не возврате расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов в размере 6 802 рубля 32 копейки, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004г. №367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, истечение срока для обжалования бездействия является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования, если суд отказал в восстановлении срока для обжалования либо соответствующее ходатайство не  заявлялось.

Уважительность причин пропуска срока выражается в обстоятельствах, которые объективно препятствовали своевременному обращению заявителя в суд, несмотря на принятие им мер, его волю и желание к этому, то есть причины пропуска срока действительно объективно являются уважительными.

Как следует из материалов дела, заявление от 16 мая 2012 года ФГУ «Дом офицеров (пос. Белореченский)» обратилось в Фонд социального страхования с заявлением о возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов в размере 6 802 рубля 32 копейки, на который Фонд социального страхования направил заявителю отказ № 01-15/04/3435 (точную дату суду установить не приходится возможным, однако датирован он 2012 годом), который в установленные сроки заявителем обжалован не был.

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением истек еще в 2012 году.

Доказательств, подтверждающих факт обращения в территориальное подразделение регионального отделения Фонда, в том числе, в представлением необходимых документов в соответствии с Перечнем, заявителем не представлены.

Согласно письму филиала №12 территориального отделения Фонда №01-15/04-3435, приложенного к заявлению, задолженность, сложившихся за счет излишне перечисленных страховых взносов, пеней, штрафов за территориальным отделение Фонда социального страхования перед страхователем ФГКУ «Офицерский клуб (пос. Белореченский)» МО РФ по состоянию на 01.04.2012г. отсутствовала, а сумма в размере 6802 рубля 32 копейки, которая сложилась за счет превышения расходов по выплатам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Также исходя из текста указанного письма страхователю было разъяснено его право на обращение в территориальное отделение Фонда с заявлением с приложением документального подтверждения произведенных выплат о выделении средства на выплату страхового возмещения.

Согласно оттиску печати почтовой службы на конверте Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением только 09.12.2020г., то есть, с пропуском процессуального срока, установленного для обжалования актов, действий (бездействия). Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, с указанием уважительности причин пропуска срока обжалования, Учреждением ни при подаче заявления в арбитражный суд, ни в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Поскольку ходатайство о восстановлении пропущенного срока с приложением доказательств уважительности его пропуска заявителем суду не заявлено, суд признает, что Учреждением пропущен установленный законом срок подачи заявления без уважительных причин.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом.

Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этой связи произвольный подход к установленным законом последствиям пропуска процессуального срока приведет к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности.

Ввиду того, что пропуск установленного законом срока на обращение в суд при отсутствии на то уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, заявление Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о признании незаконным бездействия Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,  выразившегося в невозмещении страхователю задолженности, образовавшейся в результате превышения расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, в сумме 6802 рубля 32 копейки, удовлетворению не подлежит.

Согласно абзацу 4 подпункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019г. №26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018г. №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Относительно требования Учреждения о взыскании с Фонда социального страхования денежных средств в размере 6802 рубля 32 копейки, возникших в результате превышения расходов, произведенных страхователем на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, суд отмечает.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт превышение расходов, произведенных на выплату больничных листов, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по отношению к начисленным страховым взносам, на сумму 6802 рубля 32 копейки.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что правовые основания для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сверх начисленных страховых взносов в размере 6802 рубля 32 копейки отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о взыскании 6802 рубля 32 копейки, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению, и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с момента его принятия через Арбитражный суд Иркутской области, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

           Судья                                                                                      Л.А. Куклина