ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-2232/2022 от 20.06.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                         

«23» июня 2022 года                                                                   Дело  № А19-2232/2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.06.2022.

Полный текст решения изготовлен 23.06.2022.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи  Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙТУР" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (664025, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным решения об отказе,

третье лицо:Федеральное государственное бюджетное учреждение «Заповедное Прибайкалье» (664050, <...>),

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – доверенность 1/22 от 25.01.2022, паспорт, диплом, ФИО2 – доверенность, паспорт, свидетельство (02.06.2022-20.06.2022),

от ответчика – ФИО3 – доверенность от 11.01.2022, паспорт, диплом,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙТУР" (далее – общество, ООО "СТРОЙТУР") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее – Управление) о признании незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об отказе в подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, выраженное в письме от 26.10.2021 № 38/12080; обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области рассмотреть заявление ООО «Стройтур» от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в порядке и сроки, предусмотренные законом.

В судебном заседании 19.05.2022 в порядке ст.163АПКРФ объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 26.05.2022, до 15 час. 00 мин. 02.06.2022, до 10 час. 20 мин. 09.06.2022, до 10 час. 15 мин. 14.06.2022, до 10 час. 35 мин. 17.06.2022, 10 час. 20 мин. 20.06.2022.

После окончания перерыва, представитель заявителя представил заявление об уточнении требований, просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области заявления ООО «СТРОЙТУР» от 18.03.2021, выраженное в письме от 26.10.2021 №38/12080, в не подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и не направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области рассмотреть заявление ООО «СТРОЙТУР» от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Уточнения в порядке ст. 49АПКРФ приняты судом.

Представители заявителя в судебном заседании требования (уточненные в порядке ст. 49АПКРФ) поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв, дополнениях.

Представитель Управления  в судебном заседании заявленные требования (уточненные) не признала по основаниям, изложенном в отзыве на заявление, дополнениях к нему.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.06.2022 объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 20.06. 2022, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, а также заслушав представителя заявителя, ответчика (до перерыва), суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО  "СТРОЙТУР" является арендатором земельного участка площадью 115 500 кв.м., из земель особо охраняемых территории, находящейся по адресу: обл. Иркутская, Иркутский район 236, 238 кварталов Большереченского лесничества для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, что подтверждается договором аренды №12 от 04.12.2006, заключенного  на основании протокола конкурсной комиссии от 04.12.2006, лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 30.11.2006 № 125, между ООО «СТРОЙТУР» и Федеральным государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк», актом приема-передачи земельного участка  к договору №12.

Всоответствии с п. 2.1 указанного договора действие договора аренды земельного участка устанавливается сроком на 49 лет с момента вступления договора аренды в силу.

Указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись № 38-38/001-01/210/2014-399 от 16.01.2015.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 специально уполномоченным федеральным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества на территории Иркутской области, является территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.

Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 115 500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер № 38:06:000000:5718.

Земельный участок с кадастровым номером № 38:06:000000:5718 поставлен на
государственный кадастровый учет 05.02.2015, сведения о правообладателях
отсутствуют.

ООО «Стройтур» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением от 18.03.2021 (вх. 38-3917) о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа по договору № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Письмом от 04.05.2021 №38-04/5166, Управление сообщило обществу, что  для рассмотрения вопроса о направлении в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обращения ООО «Строитур» о заключении соглашения о переводе прав арендодателя на Российскую Федерации в лице Росимущества, необходимо представить в Территориальное управление:

-сведения о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, предоставленный ООО «Стройтур» по договору аренды от 04.12.2006 № 12,

-сведения о согласовании с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации образования земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5718, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Заповедное «Прибайкалье» указанным земельным участком, осуществления хозяйственной деятельности ООО «Стройтур» в границах земельного участка,

-копии документов на основании которых заключен договор аренды от 04.12.2006 № 12 (действующая лицензия от 30.11.2006 № 125 на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, протокол конкурсной комиссии от 04.12.2006),

-сведения о выполнении ООО «Стройтур» мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, перечень которых утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

-документы, подтверждающие наличие правовых оснований образования земельного участка, в том числе согласование местоположения границ земельного участка дирекцией Прибайкальского национального парка,

-сведения о перечислении арендной платы по договору аренды земельного участка от 04.12.2006 № 12 за весь срок его действия.

Для идентификации используемого по Договору земельного участка Территориальным управлением проведен осмотр земельного участка и выявлено, что он совпадает территориально с земельным участком из земель особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером 38:06:000000:5718 площадью 115 500 кв.м., с видом разрешенного использования - национальный парк.

ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (далее – Парк) письмом от 19.08.2021 №08.19.11-2021 на запрос о предоставлении  в аренду земель в национальном парке, сообщило Территориальному управлению о том, что договор аренды земельного участка от 04.12.2006№12, заключенный между ФГУ «Прибайкальский национальный парк» и ООО «Стройтур» является действующим, арендная плата за пользование  земельным участком не начислялась и не взымается.

С целью рассмотрения вопроса о заключении соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления прав и обязанностей по договору и направления в Минприроды России Договора на согласование, Территориальным управлением направлено обращение от 09.09.2021 № 38-СН/10224 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество).

Росимущество письмом от 20.09.2021 №10/31402 проинформировало Территориальное управление  об отсутствии  возможности направления договора в Минприроды России для согласования, в связи с тем, что договор не соответствует требованиям п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Письмом от 26.10.2021 №38/12080, Территориальное управление Общество, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» предложило ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в связи позицией Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедник «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка»  (далее  - ФГБ «Заповедное Прибайкалье»), изложенной в письмах от 20.07.2021 № 07.20.13-2021, от 19.08.2021 № 08.19.11-2021, направить договор на согласование в Минприроды России, либо принять меры к расторжению договора. Также, указало, о необходимости в срок до 25.11.2021 проинформировать Территориальное управление о принятом решении.

Также,  из указанного письма следует, что после согласования договора с Минприроды России, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о заключении соглашения о переводе прав и обязанностей по договору.

Непринятие уполномоченным органом в установленный законом срок решения   о не подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и не направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Ответчик, считает, что поскольку  договор аренды от 04.12.2066 №12 не соответствует требованиям п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, аренда плата за спорный участок не вносилась,  в отношении спорного земельного участка в ЕГРН сведения о правообладателе не отсутствуют, регистрация произведена только в 2015 году, Территориальное управление не вправе вступить в договор аренды № 12 от 04.12.2006, на стороне арендодателя и заключить соглашение о передаче прав и обязанностей арендодателя.

Заслушав представителей сторон, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив, представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными  законами (п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации).  

В  силу пункта  1  статьи  17  Земельного кодекса Российской Федерации в  федеральной   собственности   находятся   земельные   участки,   которые   признанье таковыми федеральными законами.

Из содержания пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в  федеральной собственности.

На основании части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу пунктов 2, 4, 5 статьи 2, статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ, национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ, управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.

Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).

Из положений подпункта 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, соотносятся с основными задачами национальных парков, к которым статья 13 Федерального закона N 33-ФЗ относит также создание условий для регулируемого туризма и отдыха, а также экологическое просвещение населения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, между Федеральным государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк» и ООО «Стройтур» заключен договор аренды № 12 от 04.12.2006 года и составлен акт приема-передачи земельного участка. Согласно Акту технического обследования земельного участка, являющегося приложением к указанному договору аренды.

Согласно условиям указанного договора на основании лицензии № 125 от 30.11.2006 на осуществление деятельности по обеспечению регулируемости туризма и отдыха на территории национального парка, протокола конкурсной комиссии от 20.11.2006 арендодатель в лице ФГУ «Прибайкальский национальный парк» передал, а ООО «Стройтур» приняло в аренду земельный участок, общей площадью 115500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий, с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, 236, 238 квартал Большереченского лесничества для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (базы отдыха) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору.

На момент заключения договора № 12 от 04.12.2006 действовали положения Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха», согласно которым в аренду могут быть предоставлены земельные участки и природные объекты, которые находятся в пользовании (владении) национальных парков и передача которых в аренду допускается законодательством Российской Федерации, при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка.

Земельные участки, природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона (п.6).

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона устанавливаются дирекцией национального парка в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды.

Таким образом, на момент заключения договора аренды, № 12 от 04.12.2006, Парк был уполномочен распоряжаться спорным земельным участком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 утверждены новые правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 правил, подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

В настоящее время приказом Министерства экономического развития РФ от 12.07.2010 № 293, утвержден порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков.

Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.

В силу пункта 4 Порядка, подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.

В пункте 5 Порядка указано, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.

Таким образом, с принятием Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), у национального парка прекращаются полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.

Ответчик в отзыве на заявление, указывает, на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером № 38:06:000000:5718 поставлен на государственный кадастровый учет 05.02.2015, однако в выписке из ЕГРН сведения о правообладателях отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером № 38:06:000000:5718 не содержит сведений о государственной регистрации обременения прав в виде договора аренды №12 от 04.12.2006, запись от 16.01.2015 № 38-38/001-01/210/2014-399 в ЕГРН отсутствует, в связи с чем Управление не может  заключить  соглашение о передаче прав и обязанностей.

Вместе с тем, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области  письмом от 02.06.2022 №КУВД-001/2022-22747999 уведомило ООО «СТРОЙТУР» об исправлении технической ошибки в ЕГРН на основании решения от 02.06.2022, допущенной 16.01.2015 в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка 38:06:000000:6712, путем  переноса записи об ограничении права и обременении (договор аренды)  38-38/001-01/210/2014-399/2, записи 38-38/001-01/2010/2014-399/1 из сведений о земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 38:06:000000:6712, в сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5718 (спорный участок).

Указанные обстоятельства подтверждаются  уведомлением от 02.06.2022 №КУВД-001/2022-22747999, выпиской из ЕГРН  о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5718 по состоянию на 06.06.2022, с указанием правообладателя: Российская Федерация, а также сведения о договоре аренды №12  от 04.12.2006, номер государственной регистрации: 38-38/001-01/2010/2014-399/1, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обремениние объекта недвижимости – ООО «Стройтур».

Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество.

Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 115 500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер № 38:06:000000:5718, функции по распоряжению и управлению которым возложены на Росимущество и его территориальные органы.

Указанным Положением Росимущество наделено следующими полномочиями: заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов (пункт 5.36.5 Положения); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом, в том числе в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет (пункт 5.3.4 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, поскольку произошла замена лица, уполномоченного выступать от имени собственника - Российской Федерации - в качестве арендодателя земельного участка в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, а также в связи с изменением порядка заключения договоров аренды земельных участков, суд считает изменение договора аренды без согласования с Минприроды России, не представляется возможным, то Управление должно было рассмотреть заявление общества по существу. 

Как было указано выше, Территориальным управлением не принимался ненормативный акт ни об отказе, ни о согласии в заключении соглашения.

Довод Управления  о том, что заявителем не исполняется обязанность по выполнению в полном объеме условий договора аренды (невнесение арендной платы), а также  несоответствие договора аренды п. 3 ст. 607ГКРФ,  о том, что договор аренды прошел государственную регистрацию только 16.01.2015, заключения договора аренды №12  при отсутствии полномочий у Парка на распоряжение и передачу спорным земельным участком, не принимается судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом настоящего спора, и могут быть предъявлены в суд как самостоятельные требования.

Заявителя,  считает, что ответчик не рассмотрел заявление общества в месячный срок в соответствии с  Порядком подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.07.2010 N 293.

Согласно пункту 5 вышеуказанного приказа проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.

Ответчик в ходе судебного заседания 20.06.2022, пояснил, что заявление Общества должно быть рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П положения данного закона распространяются на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, что впоследствии было закреплено в части 4 статьи 1 данного закона (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ).

Учитывая изложенное, суд, считает, что ответчик в отсутствие законных оснований, с учетом изменением порядка заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах функциональных зон национальных парков, не рассмотрел по существу заявление общества ООО «Стройтур»  от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей по договору аренды №12 от 04.12.2006 на Российскую Федерацию, что отражено в письме  от 26.10.2021 №38/12080 и  не принял решение о переходе прав арендодателя на Российскую Федерацию или об отказе в таком переходе в месячный срок, что свидетельствует о неправомерном бездействии  Управления и нарушении права общества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения прав и законных интересов заявителя бездействием, Управления, выраженного письмом от 26.10.2021 №038/1280, заявленные Обществом требования подлежат, удовлетворению судом в части  не рассмотрения указанного заявления по существу,  поскольку суд при реализации своих полномочий не может подменять собой уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, ТУ Росимущество по Иркутской области не представлено доказательств наличия оснований для своего бездействия и доводов, подтверждающих наличие законных препятствий для рассмотрения заявления, не представило (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

В связи с чем, установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, иные органы, по существу не рассмотрено, суд должен обязать этот орган рассмотреть обращение заявителя, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, суд полагает признать незаконными действия Управления в не рассмотрении заявления ООО «Стройтур» от 18.03.2021 по существу, соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в обязании Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества  ООО «Стройтур» путем рассмотрения заявления от 18.03.2021 по существу и принятия соответствующего решения, с учетом того, что суд при реализации своих полномочий не может подменять собой уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в размере 3000 руб. 00 коп. подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области выраженное в письме  от 26.10.2021 №038/12080: в не подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и не направлении его на согласование в. Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Обязать Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙТУР" путем рассмотрения заявления  от 18.03.2021 по существу и принять соответствующее решение.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙТУР" судебные расходы по госпошлине в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                             О.Л. Зволейко