АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
664025, <...>, тел. <***>; факс <***>
дополнительное здание суда: 664011, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. <***>; факс: <***>
http://www.irkutsk.arbitr.ru
г. Иркутск Дело № А19-23005/2018
«10» декабря 2018 года
Резолютивная часть решения изготовлена 03.12.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено .12.2018 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В.Лунькова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Леналессервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2018г. №41 о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Леналессервис» (далее - ООО «Леналессервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Иркутской области (далее - Межрайонная ИФНС России №13 по Иркутской области, инспекция, налоговый орган) от 18.09.2018г. №41 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения по настоящему делу принята 03.12.2018 года.
Принятая по результатам рассмотрения настоящего дела резолютивная часть решения размещена судом по правилам статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 04.12.2018г.
От ООО «Леналессервис» 06.12.2018 года поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Поскольку указанное заявление подано в срок, предусмотренный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд составляет мотивированное решение.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В представленном отзыве на заявление налоговый орган требование заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, пояснив, что основанием привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ явилось представление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки с нарушением срока представления более чем на 30 дней.
Инспекция также указывает на то, что в соответствии с п. 3 ст.1.7 КоАП РФ производство по настоящему делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по делу.
Кроме того налоговый орган полагает, что валютное законодательство не обязывает контролирующие органы устанавливать дату фактического исполнения условий договора, поскольку в п.8.2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017г. №181-и определен конкретный срок представлениярезидентами подтверждающих документов по контрактам (кредитным договорам) - не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
В пояснении на заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности Общество поддержало заявленные требования.
Заявитель считает некорректным определение налоговым органом срока несвоевременного представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов с даты составления инвойсов.
Кроме того, по мнению Общества, указанные справки и подтверждающие документы должны были быть им представлены не до 21.09.2016г., а до 21.10.2016г.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 210, 226 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Леналессервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.07.2000г., основной государственный регистрационный номер <***>.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №13 по Иркутской области проведена проверка ООО «Леналессервис» на предмет соблюдения требований п.5 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.8.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция Банка России от 16.08.2017г. № 181-И).
В ходе проведения проверки выявлено нарушение требований валютного законодательства, а именно не представление Обществом справок о подтверждающих документах в кредитную организацию в установленный срок.
В отношении ООО «Леналессервис» 11.09.2018г. составлен протокол об административном правонарушении № 381820180831002401, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (79 - 82).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом налогового органа вынесено Постановление от 18.09.2018г. № 41 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2018г. №41 о назначении административного наказания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности налоговым органом соблюден, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 указанного Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
Представление форм учета и отчетности по валютным операциям регламентировано специальным нормативным актом - Инструкцией № 138-И.
Пунктом 1.5 Инструкции установлено, что справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки, представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Из пунктов 9.1, 9.1.3 Инструкции следует, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорт сделки одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно пункту 9.2.2 Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И прекратила свое действие в связи с введением в действие с 01.03.2018 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16.08.2017 № 181-И. Однако новая Инструкция не исключила обязанность и срок представления резидентами справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов по контрактам (пункт 8.2.2 Инструкции № 181-И), в связи с чем, оснований для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Следовательно, к спорным правоотношениям, с учетом даты события вмененного правонарушения, подлежат применению положения Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И.
Как следует из материалов дела, между ООО «Леналессервис» и иностранным экспедитором «SovTransavtoDeutschlandGmbH» (Германия) заключен договор на оказание транспортных услуг б/н от 18.08.2016.
По названному договору Обществом 25.08.2016г. оформлен паспорт сделки № 16080005/1481/1945/4/1.
В ходе исполнения договора от 18.08.2016г. в Иркутское отделение №8586 ПАО «Сбербанк» ООО «Леналессервис» 30.11.2016г. была представлена справка о подтверждающих документах, где в качестве подтверждающих документов указаны товарно-транспортные накладные: от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39309 на сумму 2787, 50 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39310 на сумму 5000 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39312 на сумму 2787, 50 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39313 на сумму 5000 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39315 на сумму 2787, 50 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39316 на сумму 5000 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39318 на сумму 2787, 50 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39319 на сумму 5000 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39320 на сумму 2787, 50 Евро; от 29.08.2016 инвойс № 16/1/39321 на сумму 5000 Евро; от 31.08.2016 инвойс № 16/1/39361 на сумму 2787, 50 Евро; от 31.08.2016 инвойс № 16/1/39362 на сумму 5000 Евро; от 31.08.2016 инвойс № 16/1/39363 на сумму 2787, 50 Евро; от 31.08.2016 инвойс № 16/1/39364 на сумму 5000 Евро.
При этом по смыслу пункта 9.2.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 № 138-И, Общество должно было представить в банк справки о подтверждающих документах - не позднее 21.09.2016.
В связи с вышеизложенным, ООО «Леналессервис», представив 30.11.2016 г. в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, нарушило срок для представления документов в уполномоченный банк, предусмотренный пп. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции № 138-И на 49 рабочих дней.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством гарантий.
Нарушения, которые не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлены.
Оснований для применения в рассматриваемом споре статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах доказательства, суд считает, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и не представлено Обществом доказательств отсутствия у последнего возможности для соблюдения нарушенных им правил и норм.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, Общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется, Обществом не представлено.
Доводы заявителя о некорректном определении налоговым органом срока представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документах с даты составления инвойсов суд считает несостоятельными, поскольку самим Обществом в справке о подтверждающих документах в качестве подтверждающих документов указаны инвойсы.
Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам, утверждённых Банком России 12.09.2018г. №22-МР, инвойс может быть заявлен как документ, подтверждающий исполнение обязательств по договору.
Учитывая изложенное, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере - 50000 руб., установленном санкцией части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, что соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания. Доказательств применения к Обществу несоизмеримо большого штрафа, что может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного противоправного деяния, судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и назначения наказания, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Общества с ограниченной ответственностью «Леналессервис» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Иркутской области от 18.09.2018г. №41 о назначении административного наказания удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федераци и,
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья М.В. Луньков