ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-23236/10 от 02.03.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-23236/2010

«05» марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 марта 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Багаутдиновой Ю.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области

к Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский

о признании незаконным бездействия,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,

ответчика, третьего лица: не явились, уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области (далее по тексту заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района (далее по тексту Управление), выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43; в не информировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области о неисполнении муниципальным дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский исполнительного листа № 001713516, выданного 16.03.2010 в течении 10 дней со дня истечения срока исполнения исполнительного документа в соответствии с п. 7 ст. 245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). А также обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43 в соответствии с исполнительным листом № 001713516 от 16.03.2010 в порядке, установленном действующим законодательством.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении. В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что в силу частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области обязано было исполнить полученный 15.06.2010 исполнительный лист № 001713516 в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, то есть до 15.09.2010, а в случае неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа с 16.09.2010 приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника, и до 26.09.2010 информировать взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа. Бездействие Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области по неисполнению исполнительного документа противоречит Бюджетному кодексу РФ.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве в удовлетворении требования инспекции просил отказать, при этом указал на неправомерность требований заявителя.

Третье лицо- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Отзыв и возражения на заявленные требования не представило.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие ответчика и третьего лица, по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43, вступившим в законную силу, с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский взыскана недоимка по единому социальному налогу и пени в сумме 99 551 руб. 44 коп.

В связи с чем, 16.03.10 во исполнение указанного решения суда налоговому органу выдан исполнительный лист № 001713516, который был направлен заявителем для исполнения в адрес Финансового управления Нижнеилимского района (заявление от 09.06.2010г. № 06-11/1/019091). Данное заявление и приложенные к нему документы были получены Управлением 15.06.10, о чем имеется отметка на заявлении.

В последующем, 30.09.2010 инспекцией в адрес Управления направлено требование № 06-11/030357 о предоставлении информации об исполнении (неисполнении) должником исполнительного документа, а также о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

Между тем, на момент обращения с настоящим заявлением в суд от Финансового управления Нижнеилимского района в адрес налогового органа ответ не поступал.

Заявитель, полагая, что бездействие ответчика по исполнению решения Арбитражным судом Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В силу пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно части 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

В силу частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Установлено, что Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений на территории Нижнеилимского района, в том числе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский в связи с чем, исполнительный лист правомерно направлен инспекцией в адрес Управления для исполнения. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист № 001713516, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2010 по делу № А19-24898/09-43 о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский задолженности по единому социальному налогу и пеням в общей сумме 99551,44 руб. был направлен налоговым органом для исполнения в Управление, который согласно отметке получен последним 15.06.2010 и, в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, подлежал исполнению в срок до 16.09.2010.

30.09.2010 инспекцией в адрес Управления направлено требование № 06-11/030357 о предоставлении информации об исполнении (неисполнении) должником исполнительного листа № 001713516 ответ на которое до настоящего времени в налоговый орган не поступил.

Таким образом, исполнительный лист № 001713516 без возражений был принят Финансовым управлением администрации Нижнеилимского района к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде, денежные средства по исполнительному листу не перечислены, тем самым нарушены требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Данный факт не оспаривается ответчиком и, не опровергнут надлежащими доказательствами.

Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района, как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Данная обязанность финансовым органом не исполнена. Неисполнение ответчиком своей обязанности является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены, о неисполнении исполнительного листа № 000584709 взыскатель в установленные сроки проинформирован не был.

Довод ответчика о том, что указанный исполнительный документ не был исполнен из-за отсутствия денежных средств в бюджете, не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия, поскольку данные обстоятельства не освобождают ответчика от выполнения обязанностей по исполнению требований исполнительных документов в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Указанное свидетельствует, что ответчик обязанности по полному и своевременному исполнению исполнительного листа не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в подтверждение своих доводов не представлено документального подтверждения объективных причин неисполнения судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие совершение Управлением действий, направленных на исполнение судебного акта, суд считает требования заявителя о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43 в соответствии с исполнительным листом № 001713516 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями п. 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Предусмотренное положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранение нарушенного права предполагает восстановление прав, нарушенных оспариваемым бездействием финансового органа.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43 в соответствии с исполнительным листом № 001713516 в порядке, установленном действующим законодательством.

Исходя из положений статьи 242.5 Бюджетного кодека Российской Федерации, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах является одной из мер , которые принимаются соответствующим финансовым органом при неисполнении должником исполнительного документа, и данная мера не носит характер обязанности (применительно к собственно исполнению судебного акта).

Приостановление операций по счетам является мерой юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства (статья 282 и пункт 3 статьи 284 Бюджетного кодека Российской Федерации) в связи с чем, расширительное толкование оснований для применения такой меры недопустимо.

Признание незаконным бездействия финансового органа по неисполнению судебного акта не означает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права и законных интересов налогового органа непременно является именно приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника либо признание незаконным бездействия по не приостановлению осуществления указанных операций.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлен факт незаконного бездействия финансового органа по исполнению решения суда от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43, которое включает в себя, в том числе, не информирование финансовым органом в течение 10 дней налоговой инспекции о неисполнении третьим лицом исполнительного листа в установленный трехмесячный срок, а также не приостановление до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский.

В связи с чем, суд не усматривает необходимости в дополнительном отдельном признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившегося в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и в не информировании налоговой инспекции о неисполнении третьим лицом исполнительного листа.

Кроме того, суд пришел к мнению обязать Финансовое управление с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить указанное решение в соответствии с исполнительным листом № 001713516 в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, что предполагает, в том числе, и приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» п. Чистополянский (при наличии к этому оснований, предусмотренных пунктами 3, 6 и 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2009 по делу № А19-24898/09-43 в соответствии с исполнительным листом № 001713516 от 16.03.2010 в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Т.Ю. Чемезова