ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-245/19 от 11.03.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>, тел. <***>; факс <***>

дополнительное здание суда: 664011, ул. Дзержинского, д. 36А,

тел. <***>; факс: <***>

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                         Дело № А19-245/2019

21.03.2019

Резолютивная часть решения принята и подписана судьей 11.03.2019.

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пенюшова Е.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 23.12.2004, место нахождения: 625000 <...>) к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>,                             ИНН <***>, дата регистрации: 17.09.2004, место нахождения: 664025 <...>)

о взыскании 105 764 рублей 32 копеек,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" (далее - ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) о взыскании                                                        105 764 рублей 32 копеек – излишне внесенная плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование заявленных требований истец указал, на неисполнение ответчиком обязанности, установленной статьей 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 №  7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" произвести возврат излишне уплаченных в счет внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду сумм за период 2016-2017 годы на основании заявления плательщика.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства согласно                                  главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В порядке части 1 статьи 229 АПК РФ резолютивная часть решения по настоящему делу принята и подписана судьей 11.03.2019.

ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" (истец) 14.03.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Поскольку указанное заявление подано в срок, предусмотренный частью 2                               статьи 229 АПК РФ, суд составляет мотивированное решение.

Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ на основании части 5                                       статьи 228 АПК РФ без вызова сторон, о чем стороны извещены определением о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 14.01.2019 в порядке статей 121-123 АПК РФ (л.д. 4-5).

Определения суда, выносимые по рассматриваемому делу, опубликованы на официальном портале арбитражных судов «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) в сети интернет. 

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, согласно доводам которого, не оспаривая фактического наличия переплаты за негативное воздействие на окружающую среду, указал, что Росприроднадзор в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 "О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду" сообщил, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода, ввиду чего Управлением принято решение об отказе в возврате добровольно исчисленной и внесенной истцом излишней платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" в 2016, 2017 года осуществляло на территории Жигаловского района Иркутской области строительство разведочных скважин № № 68, 69, 71, 72, 74 Ковыктинского газоконденсатного месторождения. В процессе указанной деятельности при размещении отходов производства и потребления оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в процессе ведения хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" в силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Из искового заявления усматривается, что в рамках исполнения соответствующей обязанности за 2016, 2017 годы вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном статьями 16.2, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002           № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что подтверждается платежными поручениями от 15.04.2016 № 727, от 14.07.2016 № 512, от 14.10.2016 № 9, от 01.03.2017 № 370, от 17.04.2017 № 64, от 13.07.2017 № 140, от 16.10.2017 № 358; общий размер внесенных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году составил 205 206 рублей 96 копеек.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, сумма платы, подлежащей внесению за указанный период составляет                            100 179 рублей, вследствие чего размер излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году составил 105 027 рублей 96 копеек.

Размер переплаты по внесённым авансовым платежам за 2016 год составил                        736 рублей 36 копеек (декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год).

ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" в порядке статьи 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обратилось с заявлением от 28.08.2018 к УПРАВЛЕНИЮ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о возврате излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду.

УПРАВЛЕНИЕМ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в адрес истца направлено письмо от 15.10.2018 № ЕЖ/10-7734 с приложением акта сверки расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, в соответствии с которым переплата составила                                          105 764 рубля 32 копейки, а также решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду от 15.10.2018, обосновав данный отказ тем, что приоритетным является принятие решения о зачете денежных сумм в счет платежей будущего периода.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями                           статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Согласно статье 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату                                              (пункт 2 статьи 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255  утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила). В силу пункта 3 указанного Постановления Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.

Согласно пункту 36 указанных Правил, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.

Из приведенных положений законодательства следует, что право выбора каким образом распорядиться излишне уплаченными суммами платы за негативное воздействие на окружающую среду (заявить о зачете в счет платы на будущие периоды либо заявить  о возврате данных сумм) принадлежит именно лицу, которое внесло плату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Довод УПРАВЛЕНИЯ  РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о том,  что в соответствии с письмом  Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 "О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду" приоритетным является зачет излишне уплаченных сумм в счет платежей будущего периода подлежит отклонению, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не является актом нормативно-правового регулирования, и в любом случае не может служить основанием для отказа в реализации лицом, обратившимся с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм установленного законом права даже в случае, если в будущих периодах предполагается внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Правоотношения по уплате и возврату излишне уплаченных платежей за загрязнение окружающей среды вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации                          (далее - БК РФ). Возможность применения к таким правоотношениям норм гражданского законодательства не предусмотрена.

Частью 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор дохода бюджета обладает следующими полномочиями:

-           осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

-           осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

-           принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Из разъяснений, приведенных в письме Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 "О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду" следует, что зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.

Поскольку УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ как территориальный орган Российской Федерации по надзору в сфере природопользования наделено функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, именно на Управление возложены обязанности по возврату излишне уплаченных платежей.

Наличие у ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" переплаты по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 105 764 рубля 32 копейки подтверждено представленным в материалы дела актом сверки за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, подписанным уполномоченными представителями сторон, а также решением об отказе в возврате излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду от 15.10.2018, согласно отзыву ответчика на исковое заявление факт наличия переплаты Управлением не оспаривается. Наличие переплаты в указанной сумме ответчиком не оспаривается, доказательств наличия задолженности общества по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также начисленных неустоек для проведения зачета материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом правомерно заявлено о возврате излишне уплаченных сумм, и право выбора способа распоряжения такими суммами принадлежит обществу, осуществлявшему в установленном законом порядке соответствующие платежи,  суд приходит к выводу о том, что Управлением не правомерно принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, требования истца являются правомерными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом при обращении в суд с настоящим иском уплачена государственная пошлина в сумме 4 173 рубля.

Судебные расходы истца в указанной части на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика и взысканию с последнего в пользу                                               ООО "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" в сумме 4 173 рублей.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 105 764 рубля 32 копейки – излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, 4 173 рубля – судебных  расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                             Е.С. Пенюшов