ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-24643/19 от 24.12.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск       

27 декабря 2019 года                                                                           Дело № А19-24643/2019

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2019 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобелевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский»

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский» (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ответчик, предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский», о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил,
о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу заявленных требований суд установил следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

Инспектором группы исполнения административного законодательства Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский» 19.09.2019г. произведен осмотр помещения службы такси «Алмаз», расположенного по адресу: <...>, в котором на основании договора аренды недвижимости (нежилого помещения) от  01.03.2019г. № 1 осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона
№ 171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в помещении службы такси «Алмаз» ИП ФИО1 допустил реализацию алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Нарушение отражено в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.09.2019г. Согласно указанного протокола у предпринимателя изъята следующая алкогольная продукция: пиво «Три медведя» крепостью 4,7%, объемом 1,35 л., дата розлива 20.08.2019г., изготовитель филиал «Пивоварня Хайнекен» ООО «ОПХ», Иркутская область, по цене 150 рублей, в количестве 30 ед.; пиво «Жигулевское 1978» в пластиковой бутылке объемом 1,35 л., крепостью 4,6%, дата розлива 10.09.2019г., изготовитель филиал «Пивоварня Хайнекен» ООО «ОПХ», Иркутская область, по цене 150 рублей, в количестве 35 ед.; пиво «Охота крепкое» в пластиковой бутылке емкостью 1,35 л., крепостью 8,1%, дата розлива 09.06.2019г., изготовитель ООО «ОПХ», г. Санкт-Петербург, по цене 150 рублей, в количестве 15 ед.

По результатам проверки должностным лицом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский» составлен протокол об административном нарушении серии АП № 001138 от 02.10.2019г.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черемховский» обратился в арбитражный суд
с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд исследовал материалы дела и пришел к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г.
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под оборотом признается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995г. акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции;

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995г. федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции;

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта.

Пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 названной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении            серии АП № 001138 от 02.10.2019г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.09.2019г. с приложенной фототаблицей, объяснением диспетчера службы такси «Алмаз» ФИО2 от 02.10.2019г., объяснением предпринимателя от 02.10.2019г. подтвержден факт осуществления ответчиком оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Сопроводительные документы на алкогольную продукцию не представлены предпринимателем ни на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрения дела в арбитражном суде.

Согласно объяснению от 02.10.2019г. предприниматель вину в совершении правонарушения признал. Указал, что осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с осуществлением сухопутного пассажирского транспорта: внутригородских и пригородных перевозок, то есть услуги такси. Предприниматель сообщил, что в связи с тем, что при вызове такси в ночное время клиенты просят привезти пиво, им было принято решение закупить пивную продукцию и привезти ее в помещение диспетчерской службы такси «Алмаз». Когда клиенты такси звонят и просят привезти пиво, оператор диспетчерской службы предлагает пиво в ассортименте, после чего таксист отвозит пиво по адресу заказа. ФИО1 указал, что обнаруженную в ходе проверки алкогольную продукцию приобрел в магазине «Хлеб-соль», сопроводительные документы на нее отсутствуют.

Таким образом, имея возможность для соблюдения действующего законодательства, предприниматель не принял необходимых мер по его соблюдению, не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных специальным законодательством.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным кодексом не установлено иное.

С учетом характера совершенного правонарушения суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание в виде штрафа в минимальном размере – 10000 руб.

Как следует из пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г., принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах, вещах, на которые наложен арест.

Согласно пункту 15.1 вышеназванного Постановления, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Таким образом, алкогольная продукция, обнаруженная в ходе осмотра помещения службы такси «Алмаз», расположенного по адресу: <...>, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, находится в незаконном обороте. Данная продукция изъята согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.09.2019г., является предметом административного правонарушенияи подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

Согласно предоставленной заявителем информации изъятая алкогольная продукция сдана на склад временного хранения ООО «СВК-Иркутск» по адресу: <...>.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения: 21.07.1982г.; место рождения: г. Черемхово Иркутской области; место жительства: <...>
д. 13, кв. 2; ОГРНИП <***>, ИНН <***>; зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23
.07.2013г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10000 руб. с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель штрафа: УФК по Иркутской области (МОМВД России «Черемховский» по Иркутской области), ИНН <***>, КПП 380801001, ОКТМО 25745000, р/с <***>, Отделение Иркутск, г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 18811608010016000140, УИН 18880338190380011387.

Направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", изъятую на основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.09.2019г. алкогольную продукцию: пиво «Три медведя» крепостью 4,7%, объемом 1,35 л., дата розлива 20.08.2019г., изготовитель филиал «Пивоварня Хайнекен» ООО «ОПХ», Иркутская область, по цене 150 рублей, в количестве 30 ед.; пиво «Жигулевское 1978» в пластиковой бутылке объемом 1,35 л., крепостью 4,6%, дата розлива 10.09.2019г., изготовитель филиал «Пивоварня Хайнекен» ООО «ОПХ», Иркутская область, по цене 150 рублей, в количестве 35 ед.; пиво «Охота крепкое» в пластиковой бутылке емкостью 1,35 л., крепостью 8,1%, дата розлива 09.06.2019г., изготовитель ООО «ОПХ», г. Санкт-Петербург, по цене 150 рублей, в количестве 15 ед.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                        Е.И. Верзаков