АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 34-44-70, факс 34-44-66
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
22 мая 2007 года Дело № А19-2513/07-55
Резолютивная часть решения оглашена 15.05.07
Полный текст решения изготовлен 22.05.07
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОГУП «Облкоммунэнерго»
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление федерального казначейства по Иркутской области)
третьи лица – Иркутская область в лице департамента финансов по Иркутской области, администрация Усольского районного муниципального образования
о взыскании 17113 руб. 36 коп.
при участии в заседании:
от истца – ФИО1 (доверенность от 04.08.06)
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 09.01.2007 №13-17/4)
от третьих лиц:
от департамента финансов по Иркутской области – ФИО3 (доверенность от 09.01.07 № 08-35)
от администрации Усольского районного МО – ФИО4 (доверенность от 16.01.07 № 12/53)
установил:
иск заявлен о взыскании суммы 17113 руб. 36 коп., составляющей на основании договора от 01.12.04 № 23 задолженность, образовавшуюся, в связи с невозмещением предоставленных в 2004 году работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности льгот по оплате за электрическую энергию.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации ОТ 30.06.2004 №329, Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 №649 (ред. от 12.03.2007) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».
В ведении Министерства финансов Российской Федерации находится Федеральное казначейство, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункты 2, 4 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации ОТ 01.12.2004 №703).
Исходя из необходимости определения единого порядка организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации в судах, Приказом Минфина РФ от 12.02.1998 № 26 на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу на основании соответствующе оформленных доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации руководителям этих управлений, возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Иркутской области уполномочено Министерством финансов Российской Федерации совершать во всех судебных органах Российской Федерации, в том числе в арбитражных судах, судах общей юрисдикции и у мировых судей, от имени Министерства финансов Российской Федерации, все процессуальные действия на основании доверенности от 15.12.2006 за №01-06-08/168, выданной на имя руководителя ФИО5
Управление Федерального казначейства по Иркутской области, выступающее в качестве представителя ответчика от имени Министерства финансов Российской Федерации иск не признало, ссылаясь на недоказанность истцом суммы убытков, а также на то, что согласно заключенному истцом с отделом культуры администрации Усольского районного муниципального образования договора от 01.12.2004 №23 право на возмещение расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ОГУП «Облкоммунэнерго» имело лишь в декабре 2004 года.
Департамент финансов по Иркутской области указал на то, что ответственность по данному виду исков должна нести Российская Федерация, как публично-правовое образование, не исполнившее свою обязанность по финансированию переданных на нижестоящий уровень власти полномочий.
Администрация Усольского муниципального образования, поддерживая заявленные требования, пояснила, что в течение 2004 года Усольским районным муниципальным образованием произведены расходы на предоставление льгот работающим и проживающим в сельской местности на сумму 8252 тыс. руб. за счет средств местного бюджета, субъектом Российской Федерации возмещены денежные средства в размере 2997 тыс. руб., поэтому, в связи с недостаточностью денежных средств в местном бюджете, дальнейшее финансирование льгот прекращено, что повлекло возникновение задолженности.
Определение от 24.04.2007 получено Министерством финансов РФ 07.05.2007.
Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что, требуя взыскания суммы 17113 руб. 36 коп., истец ссылается на то, что во исполнение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 10.11.1977 г. №981, Закона РФ от 09.10.1992 года №3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» в период с апреля по декабрь 2004 года им, в том числе по договору от 01.12.2004 №23, предоставлялись льготы по электроэнергии проживающим в сельской местности и работающим в учреждениях, подотчетных отделу культуры администрации Усольского районного муниципального образования.
На основании заключенного отделом культуры администрации Усольского районного муниципального образования с ОГУЭП «Облкоммунэнерго» договора от 01.12.04 № 23 о порядке возмещения расходов, в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязался предоставлять работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности, льготы по оплате электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неполное возмещение из федерального бюджета расходов на вышеуказанные цели в сумме 17113 руб. 36 коп.
Исходя из смысла статьи 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривается две категории предоставляемых гражданам субсидий:
1) субсидии, предоставляемые гражданам в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденные Правительством Российской Федерации на основе стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги (федеральные стандарты) (абзацы 1, 2, 3, 4, 5 статьи 15.4);
2) субсидии, предоставляемые в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок и условия предоставления этих субсидий не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставлены в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (абзац 6 статьи 15.4).
Органы местного самоуправления обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 7 статьи 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 «Об утверждении Правил представления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В силу ст. 2 Закона от 05.05.03 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 «О социальном развитии села», частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии», частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2003 № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» установлены федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищных коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 5 постановления Правительства РФ №522 от 25.08.03 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать региональные стандарты.
Исходя из статей 15.3 и 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» установлены источники финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий:
-расходы по предоставлению субсидий, предоставляемых в порядке и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и региональных стандартов – за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в объемах, установленных в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
-расходы, связанные с предоставлением субсидий на основании дополнительных условий, принятых муниципальным образованием – за счет средств муниципального образования.
Данные выводы согласуются с: нормами статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; главой 6.1 Федерального закона от 04.07.2003 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ №862 от 30.07.98 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах»; постановлением Правительства РФ №584 от 15.08.01 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» о том, что субъект Российской Федерации несет ответственность за осуществление полномочий в пределах предоставленных средств.
В силу части 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и (или) Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:
-расходов по федеральным целевым программам;
-капитальных расходов;
-расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-иных целевых расходов.
Порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (части 1 и 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает механизмов последующих компенсаций расходов субъектов межбюджетных отношений.
Факт оказания услуг и предоставления субсидий подтверждается заключенным отделом культуры администрации Усольского районного муниципального образования с ОГУЭП «Облкоммунэнерго» договором от 01.12.04 № 23 о порядке возмещения расходов, в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности, актом сверки взаиморасчетов от 01.07.05, «ведомостями персонифицированного учета граждан, работающих и проживающих в сельской местности, реализовавших свое право на пользование электроэнергией».
Согласно приложению № 2 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2004 год», из федерального бюджета Иркутской области в 2004 году были выделены субсидии по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в размере 24307 тыс. руб., из них 23261 тыс. руб. были предоставлены местным бюджетам на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальным услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2004 год» выделенные средства были распределены между муниципальными образованиями, из них, согласно Приложению № 20, муниципальному образованию Усольский район выделено 2997 тыс. руб.
Как установлено в судебном заседании, муниципальным образованием произведены расходы на предоставление льгот работающим и проживающим в сельской местности в размере 8252 тыс. руб.
Данные факты свидетельствуют о том, что выделенных из федерального бюджета средств недостаточно для погашения расходов, понесенных истцом по предоставлению субсидий.
Расходы истца по предоставлению льгот по субсидиям в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ от 06.05.03 «Об основах федеральной жилищной политики» в период с апреля по декабрь 2004 года в размере 17113 руб. 36 коп., являются убытками.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вышеуказанные законы Российской Федерации не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать, а у ответчика – обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию прав и льгот.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Учитывая, что при письме от 30.03.07, полученном ответчиком, согласно уведомлению № 6234, 06.04.07, УФК по Иркутской области направлены копии ведомостей льготополучателей за 2, 3 и 4 кварталы 2004 года, отчета об исполнении сметы доходов и расходов отделом культуры администрации Усольского районного муниципального образования за 2004 год и решения Усольской районной Думы от 29.03.05 №№ 176 и 177, ссылка ответчика на непредставление истцом достаточных доказательств, подтверждающих сумму иска, не может быть принята во внимание.
Ссылка ответчика на то, что согласно заключенному истцом с отделом культуры администрации Усольского районного муниципального образования от 01.12.2004 №23 право на возмещение расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ОГУП «Облкоммунэнерго» имело лишь в декабре 2004 года, не может быть признана обоснованной, так как расходы истца были связаны с исполнением им постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров СССР от 10.11.1977 N 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения», постановления Совета Министров РСФСР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 26.01.1988 N 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках».
Оснований для непринятия в качестве доказательства подписанного начальником управления культуры и молодежной политики администрации Усольского районного муниципального образования с истцом акта сверки на 01.07.05, согласно которому задолженность за 2-4 кварталы 2004 года по фактическим затратам значится в сумме 17113 руб. 36 коп. не имеется, в связи с чем, возражения ответчика в данной части являются необоснованными.
Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании понесенных истцом убытков в размере 17113 руб. 36 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
На основании ст. ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчик, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, истцу из федерального бюджета Российской Федерации подлежит возврату уплаченная платежным поручением от 19.01.07 № 97 государственная пошлина в сумме 684 руб. 54 коп.
Руководствуясь статьями 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу областного государственного унитарного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» сумму 17113 руб. 36 коп. – убытки;
областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» выдать справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 684 руб. 54 коп.
Судья С.Н.Антонова