АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-253/2013
01.03.2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи О.В. Гаврилова, без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Прокуратуры г. Усть- Кута
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности
установил: Прокурор г. Усть-Кута (далее прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее предприниматель, лицо, привлекаемое к ответственности) по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс).
Предприниматель отзыв по существу заявленных требований не представила.
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2013 года о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства было направлено предпринимателю по адресу указанному в ЕГРИП. Несмотря на почтовые извещения, адресат дважды не явился за получением копии судебного акта, в связи с чем корреспонденция возвращена узлом почтовой связи ввиду истечения срока хранения.
Таким образом, корреспонденция возвращена узлом почтовой связи по причине истечения срока хранения с учетом пунктов 33 - 35 Правил оказания услуг почтовой связи, что в силу пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о надлежащем извещении предпринимателя.
Прокурор извещен надлежащим образом о принятии заявления
к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
26 декабря 2012 года помощником прокурора г. Усть-Кута Олисовой А. В. при осуществлении надзора совместно с инспектором по исполнению административного законодательства МО МВД России «Усть-Кутский» ФИО2, ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Роспотребнадзора в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Киренском районах ФИО3, государственным инспектором по пожарному надзору по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району ФИО4 проведена проверка исполнением требований законодательства при реализации пиротехнической продукции.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <...> на улице перед входом в здание Осетровского рынка (ООО «УК -Осетрово») расположено торговое место, с которого предпринимателем производится реализация пиротехнической продукции.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 770 (далее Технический регламент «О безопасности пиротехнических изделий») розничная торговля пиротехническими изделиями бытового назначения производится на улице, не исключено попадание на продукцию прямых солнечных лучей и атмосферных осадков (подпункт «б»); витрина с образцами пиротехнических изделий бытового назначения не исключает действий покупателей с изделиями (подпункт «г»).
В нарушение пункта 10 постановления Правительства от 22 декабря 2009 г. № 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий" конструкция и размещение торгового (выставочного) оборудования на объектах торговли не исключает самостоятельный доступ покупателей к пиротехническим изделиям.
В нарушение пункта 6 постановления Правительства от 22 декабря 2009 г. № 1052 реализация пиротехнических изделий производится в магазинах, отделах (секциях), павильонах и киосках, не обеспечивающих сохранность продукции и исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 26 декабря 2012 года, который подписан предпринимателем без замечаний и возражений.
Усмотрев в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 Кодекса, прокурор 28.12.2012 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24.6 Кодекса генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 25.11 Кодекса прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что постановление от 28.12.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии предпринимателя.
Процедура вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором соблюдена; права, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, образует нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Техническим регламентом «О безопасности пиротехнических изделий» установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правила их идентификации в целях защиты жизни и/или здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно установленным в пункт 5 статьи 4 требованиям Технического регламента «О безопасности пиротехнических изделий» в процессе реализации пиротехнических изделий выполняются следующие требования безопасности (если иные не установлены законодательством государств - членов Таможенного союза):
а) реализация пиротехнических изделий технического назначения производится юридическим лицом, имеющим лицензию (разрешение) на распространение пиротехнических изделий IV и V классов;
б) розничная торговля пиротехническими изделиями бытового назначения производится в магазинах, отделах и секциях магазинов, павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции, исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Непосредственные нормы загрузки торговых помещений пиротехническими изделиями устанавливаются из расчета 1200 кг пиротехнических изделий по массе брутто на каждые 25 м2 торгового помещения. В торговых помещениях менее 25 м2 допускается хранение и реализация одновременно не более 333 кг пиротехнических изделий бытового назначения по массе брутто;
в) расположение помещений, в которых осуществляется реализация пиротехнических изделий бытового назначения, не должно создавать препятствий для эвакуации людей при нештатных ситуациях. Торговые помещения для реализации пиротехнических изделий бытового назначения оборудуются средствами пожарной сигнализации и первичными средствами пожаротушения. Допускается устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно действующему законодательству государств - членов Таможенного союза;
г) витрины с образцами пиротехнических изделий бытового назначения в торговых помещениях обеспечивают возможность ознакомления покупателя с надписями на пиротехнических изделиях и исключают любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра;
д) пиротехнические изделия бытового назначения располагаются не ближе 0,5 м от нагревательных приборов системы отопления. Работы, сопровождающиеся механическими и (или) тепловыми действиями, в помещениях с пиротехническими изделиями бытового назначения не допускаются;
е) в торговых помещениях магазинов самообслуживания реализация пиротехнических изделий бытового назначения производится только в специализированных секциях продавцами-консультантами, непосредственный доступ покупателей к пиротехническим изделиям бытового назначения исключается.
В нарушение приведенных требований розничная торговля предпринимателем пиротехническими изделиями бытового назначения производится на улице, не исключая попадание на продукцию прямых солнечных лучей и атмосферных осадков; витрина с образцами пиротехнических изделий бытового назначения не исключает взаимодействие покупателей с изделиями, в том числе, тактильный контакт покупателей с изделиями.
Данные нарушения подтверждаются актом проверки от 26.12.2012, имеющимися в материалах дела фотографиями торгового места предпринимателя.
Не опровергая факт совершение установленных прокуратурой нарушений, предприниматель в постановлении по делу об административном правонарушении от 28.12.2012 указала на свое несогласие. Вместе тем конкретных доводов относительно события вменяемого правонарушения, пояснений о том, с чем именно не согласна предприниматель ни административному органу, ни суду предпринимателем не представлено.
В связи с изложенным, арбитражный суд считает, что в действиях (бездействии) предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Предприниматель не представила суду пояснений и доказательств, подтверждающих принятие ей всех возможных необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения. Следовательно, в действиях (бездействии) предпринимателя содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, административный орган доказал факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
На дату рассмотрения настоящего дела предусмотренный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 Кодекса отягчающих ответственность обстоятельств, в материалы дела не представлено, об их наличии не заявлено.
Указанное обстоятельство признается судом смягчающим ответственность предпринимателя. Соответствующим допущенному предпринимателем правонарушению является административное наказание в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса – штраф в размере 20 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающую по адресу: 666780, <...>, ОГРН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб. с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
ИНН <***> КПП 380801001
УФК по Иркутской области (Прокуратура Иркутской области)
Р/счет <***>
Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск
БИК 042520001
КБК415 116 90050 05 0000 140 ОКАТО 25401000000
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья: О.В. Гаврилов