ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-26121/2021 от 01.02.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-26121/2021

«01» февраля 2022 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ №22 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 665006, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТАЙШЕТ ГОРОД, 10 СЕЛЬХОЗ УЛИЦА, СТРОЕНИЕ 1)

о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, март 2020 года, июнь 2020 года, июль 2020 года, январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июль 2021 года в сумме 18500 рублей,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

установил:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ №22 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании штрафа в размере 18500 за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за отчетный период - ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, март 2020 года, июнь 2020 года, июль 2020 года, январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июль 2021 года.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил, дополнительных заявлений, ходатайств не представил.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил, дополнительных заявлений, ходатайств не представил; от Учреждения отзыв на заявление не поступил.

В силу части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер – <***>.

Из материалов дела следует, что проведенной проверкой своевременности представления индивидуальных сведений в пенсионный фонд по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, март 2020 года, июнь 2020 года, июль 2020 года, январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июль 2021 года установлено нарушение срока предоставления таких сведений.

По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением составлены акты от 20.10.2021г. № 048S18210029507, № 048S18210029510, № 048S18210029512, № 048S18210029543, № 048S18210029533, № 048S18210029505, № 048S18210029508, № 048S18210029547, № 048S18210029527, № 048S18210029550, от 21.09.2021г. № 048S18210026415, № 048S18210026414, № 048S18210026413, от 30.09.2021г. № 048S18210027077, от 08.10.2021г. № 048S18210028149.

Управлением вынесены решения от 12.11.2021г. № 048S19210030705, № 048S19210030707, № 048S19210025246, № 048S19210030708, № 048S19210030711, № 048S19210030710, № 048S19210030704, № 048S19210030706, № 048S19210030712, № 048S19210030709, № 048S19210030713, от 20.10.2021г. № 048S19210028580, № 048S19210028581, № 048S19210028582, от 28.10.2021г. № 048S19210029382, от 29.10.2021г. № 048S19210029527 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в общем размере 18500 рублей.

Требованиями от 22.11.2021г. № 048S01210028234, 048S01210028237, 048S01210028238, 048S01210028241, 048S01210028240, 048S01210028233, 048S01210028235, 048S01210028242, 048S01210028239, 048S01210028243, от 01.11.2021г. 048S01210026766, 048S01210026767, 048S01210026768, от 10.11.2021г. 048S01210027217, 048S01210027218 направленным ответчику, страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа в общей сумме 18500 рублей.

В установленные сроки требования не исполнены, штраф ответчиком не уплачен.

В связи с неуплатой штрафа заявитель просит взыскать его с ответчика в судебном порядке.

Исследовав доказательства по делу, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Как установлено пунктом 2.2 вышеуказанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона №27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Федерального закона №27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.

Страхователи по форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2019 года является 16.12.2019г., за декабрь 2019 года – 15.01.2020г., январь 2020 года – 17.02.2020г., за март 2020 года 15.04.2020г., за июнь 2020 года 15.07.2020г., за июль 2020 года – 17.08.2020г., за январь 2021 года – 15.02.2021г., за февраль 2021 года – 15.03.2021г., за март 2021 года – 15.04.2021г., за апрель 2021 года – 17.05.2021г., за май 2021 года – 15.06.2021г., за июль 2021 года 16.08.2021г.

Из материалов дела следует, что на основании Приложения №1 Приказа Минюста России от 16.05.2021г. №38 «О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации, изолированных участков с различными видами режимов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установление лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждения Перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующих в режиме следственных изоляторов» принято решение о проведении мероприятий по ликвидации ФКУ КП-22 ГУФСИН России по Иркутской области.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2021 года №216 «Об осуществлении мероприятий, связанных с ликвидацией федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» назначен председателем ликвидационной комиссии ФИО1 Запись в ЕГРЮЛ о председателе ликвидационной комиссии внесена 24.06.2021г.

Приказом ФСИН России от 20.01.2022г. № 22 «О внесении изменений в приказ ФСИН России от 30 марта 2021 года № 216 «Об осуществлении мероприятий, связанных с ликвидацией федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» период ликвидации продлен до 31.12.2022г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ №22 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» представлены формы СЗВ-М (исходная) за отчетный период – ноябрь 2019 года на 128 застрахованных лиц 13.12.2019г., за декабрь 2019 года на 121 застрахованное лицо 13.01.2020г., за январь 2020 года на 109 застрахованных лиц 11.02.2020г., за март 2020 года на 121 застрахованное лицо 14.04.2020г., за июнь 2020 года на 166 застрахованных лиц 10.07.2020г., за июль 2020 года на 179 застрахованных лиц 15.08.2020г., за январь 2021 года на 66 застрахованных лиц 15.02.2021г., за февраль 2021 года на 81 застрахованное лицо 15.03.2021г., за март 2021 года на 75 застрахованных лиц 13.04.2021г., за апрель 2021 года на 65 застрахованных лиц 17.05.2021г., за май 2021 года на 61 застрахованное лицо 15.06.2021г., за июль 2021 года на 75 застрахованных лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами, то есть в установленные законом сроки.

Учреждение, самостоятельно выявив допущенные ошибки в ранее представленных формах СЗВ-М, представило в пенсионный фонд формы с типом «дополняющая» за отчетные периоды: ноябрь 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц, декабрь 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц 15.10.2021г.; январь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица 16.09.2021г., март в отношении 1 застрахованного лица, июнь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица 15.10.2021г.; июль 2020 года в отношении 3 застрахованных лиц 16.09.2021г. и 15.10.2021г.; январь 2021 года в отношении 2 застрахованных лиц, февраль 2021 года в отношении 4 застрахованных лиц, март 2021 года в отношении 6 застрахованных лиц, апрель 2021 года в отношении 6 застрахованных лиц, май 2021 года в отношении 7 застрахованных лиц 15.10.2021г.; июль 2021 года в отношении 2 застрахованных лиц 27.09.2021г.

Указанное обстоятельство Пенсионным фондом не оспорено.

Статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Управлением вынесены решения от 12.11.2021г. № 048S19210030705, № 048S19210030707, № 048S19210025246, № 048S19210030708, № 048S19210030711, № 048S19210030710, № 048S19210030704, № 048S19210030706, № 048S19210030712, № 048S19210030709, № 048S19210030713, от 20.10.2021г. № 048S19210028580, № 048S19210028581, № 048S19210028582, от 28.10.2021г. № 048S19210029382, от 29.10.2021г. № 048S19210029527 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в общем размере 18500 рублей.

Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020г. №211н (действует с 27.07.2020г., зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020г. №58956; далее - Инструкция №211н) и Порядком заполнения форм сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019г. №485п (действует с 11.02.2020г., зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2020г. №57349).

Инструкция №211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции №211н).

Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Федерального закона №27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. №12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом №27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.

Суд также исходит из того, что положения статьи 15 закона №27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона №27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции №211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции арбитражный суд Восточно-Сибирского округа выраженной в постановлении от 16 июня 2021 г. по делу №А19-21121/2020, что позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя нарушения статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, а соответственно, наличию оснований для взыскания штрафных санкций.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании с ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ №22 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» 18500 рублей, составляющих сумму штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А. Куклина