АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-26238/2019
29.01.2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.01.2020
Решение в полном объеме изготовлено 29.01.2020
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хороших Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664035, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 664511, Иркутская область, <...>)
о признании незаконным решения от 16.10.2019 № 038/4946/19,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность;
от ответчика: до перерыва – ФИО2, паспорт, доверенность; после перерыва – ФИО3, удостоверение, доверенность, копия диплома;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское» (далее – заявитель, ООО «Южнобайкальское», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – ответчик, УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) от 16.10.2019 № 038/4946/19.
В судебном заседании 15.01.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 22.01.2020. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал позицию, изложенную в отзывах на заявление, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Представитель третьего лица, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что 27.06.2014 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – Комитет) (Концедент) и ООО «Южнобайкальское» (Концессионер) заключено концессионное соглашение № б/н (далее – Соглашение) сроком на 15 лет в отношении муниципального имущества Карлукского, Ревякинского, Хомутовского муниципальных образований.
Согласно пункту 1.1. Соглашения Концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит Концеденту и осуществлять эксплуатацию Объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно акту приема-передачи от 23.07.2014 № б/н к концессионному соглашению ООО «Южнобайкальское» переданы, в том числе следующие объекты недвижимого имущества Хомутовского МО:
1. Канализационные сети по адресу: Иркутский район, с. Хомутово (Общая протяженность 2026 м.п. ФИО4 диам. 200 мм. <...> протяженность 1413 м.п.; ФИО4 диам. 150 мм., <...> протяженность 488 м.п.; ФИО4 диам. 100 мм <...> протяженность 135 м.п.).
2. Выгребной септик по адресу: <...> (металлическая емкость 60 м3, 1 шт.).
3. Выгребной септик по адресу: Иркутский район, <...> (ж/б емкость 20 м3, 10шт.).
4. Здание КНС по адресу: <...> (одноэтажное кирпичное отдельно стоящее нежилое здание, общей площадью 29,8 кв.м.).
5. Здание канализационно-очистных сооружений (далее – КОС) по адресу: <...> (нежилое отдельно стоящее кирпичное здание, общей площадью 466 кв.м.).
Ввиду невозможности исполнения Обществом принятых на себя обязательств по концессионному соглашению от 27.06.2014 № б/н и ухудшение его положения по сравнению с тем положением, в котором оно находилось на момент заключения концессионного соглашения между Комитетом и ООО «Южнобайкальское» 01.07.2019 заключено дополнительное соглашение № 5 согласно которому стороны внесли изменения в акт приема-передачи от 23.07.2014 № б/н, а именно: из данного акта исключили названные выше объекты недвижимого имущества.
06.09.2019 ООО «Южнобайкальское» обратилось в УФАС по Иркутской области с заявлением о согласовании изменений условий концессионного соглашения.
По результатам рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом со ссылкой на подпункт «б» пункта 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368, вынесено решение от 16.10.2019 № 038/4946/19 об отказе в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.
Заявитель полагая, что указанное решение антимонопольного органа не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях) который также устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование) (часть 3 статьи 13 Закона № 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 115-ФЗ для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации за исключением случаев, когда такое согласие не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее – Правила), устанавливающие порядок получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, также основания для согласования либо отказа в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.
В соответствии с пунктом 2 Правил согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии, в том числе следующих оснований:
б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми:
- стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;
- ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;
г) утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесение изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);
Согласно пункту 12 Правил по результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
а) о согласовании изменений условий концессионного соглашения;
б) об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.
В силу пункта 14 Правил антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения при установлении, в том числе одного из следующих случаев:
б) если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, ООО «Южнобайкальское» оспаривая отказ антимонопольного органа от 16.10.2019 № 038/4946/19 в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение, ссылается на следующие обстоятельства.
В рамках концессионного соглашения в ведение Общества согласно акту приема-передачи от 23.07.2014 № б/н переданы, в том числе объекты недвижимого имущества холодного водоснабжения и (или) водоотведения села Хомутово: канализационные сети; выгребной септик, по ул. Некрасова; выгребной септик по ул. Нагорная; здание КНС; здание КОС.
Необходимое инженерное оборудование для проведения очистки сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово на момент передачи имущественного комплекса в 2014 году отсутствовало. Их акта приема передачи от 23.07.2014 следует, что Обществу передано нежилое отдельно стоящее кирпичное здание КОС, общей площадью 466 кв.м.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
В части 2 статьи 42 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Частью 2 статьи 38 Закона № 416-ФЗ и пунктом 5 Постановления № 782 предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
В схеме водоснабжения и водоотведения с. Хомутово на 2015-2024 гг. утвержденной Постановлением Администрации Хомутовского муниципального образования от 02.03.2015 № 23 о/д отражено, что на момент разработки схемы -2014 основными проблемами в сфере водоотведения является отсутствие работоспособных КОС и ветхость сетей водоотведения (п.2.4).
Осуществление отведения стоков от потребителей производится следующим образом: стоки собираются по самотечным коллекторам в одной до КНС по ул. Колхозной. От этой КНС насосом стоки подаются по напорному трубопроводу (по ул. Тимирязева и ул. Нагорной) на КОС с. Хомутово, КОС в настоящее время не функционирует и стоки сливаются на рельеф (п.2.1.1).
Общество фактически до 16.09.2016 производило отвод согласно утвержденной схемы.
В сентябре 2015 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Обществу выдано предписание от 16.09.2015 № 001977 не допускать сброс неочищенных канализационных сточных вод от КОС с. Хомутово в карьер (на рельеф).
В целях исполнения предписания Обществом заключены договоры на прием сточных вод с ООО «Биосфера» от 01.11.2016 № 53, от 01.01.2017 № 3, от 01.03.2017 № 7, от 02.07.2018 № 036/201, от 01.12.2018 № 00/2018.
Заключены договоры на вывоз ЖБО № 057/2019 и № 05-07/19 с ИП ФИО5 на период с 01.06.2019 по 31.12.2019; № 077/ 2019 с ИП ФИО6 на период с 16.10.2019 по 31.12.2020.
Отсутствие необходимого оборудования для очистки сточных вод на КОС с. Хомутово, а так же отсутствие инженерных сооружений, по которым можно отвести сточные воды для их очистки на другие КОС не позволяли производить полный цикл коммунальной услуги водоотведения в соответствие с действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. Таким образом, Общество лишилось возможности исполнять свои обязательства в части водоотведения способом, предусмотренным схемой водоотведения с. Хомутово.
Постановлением Администрации Хомутовского муниципального образования от 23.04.2019 № 74 с/д утверждена актуализированная схема водоотведения с. Хомутово на период до 2031 года, которой изменена функциональная схема водоотведения.
Так в разделе 1 указано: «На территории с. Хомутово нет собственных канализационных очистных сооружений. В настоящее время от КНС насосом стоки подаются по напорному трубопроводу на бывшие КОС, расположенные на въезде в с. Хомутово, слева от Качугского тракта. На их территории стоки собираются в подземные накопительные емкости. Из этих емкостей ассенизационными машинами стоки отвозятся на правобережные КОС г. Иркутск (расположены в северо-восточной части г. Иркутск на правом берегу р. Ангара по адресу ул. Рабочего Штаба, д. 107)». В разделе 4 отмечено, что в перспективе принципиальная технологическая структура водоотведения не изменится.
При утверждении технического задания (Постановление от 29.12.2017 № 655) и инвестиционной программы (Распоряжение от 29.08.2018 № 284-мр) для ООО «Южнобайкальское» Администрацией Иркутского районного МО не предусмотрено каких-либо мероприятий в отношении комплекса водоотведения для реконструкции (модернизации), способствующих обеспечить работоспособность системы водоотведения в соответствии с действующим законодательством. В рамках концессионного соглашения денежных средств на осуществление таких мероприятий Концедентом не запланировано.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, в результате изменений внесенных в актуализированную схему водоотведения ООО «Южнобайкальское» несет дополнительные расходы на перевозку сточных вод автомобильным транспортом до ближайших централизованных КОС г. Иркутска. Данные расходы не включены в тариф на оказываемую услугу водоотведения, что значительно ухудшает его положение, как концессионера, по сравнению с тем, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения.
Обществом также указано, что при несении таких затрат оно не сможет исполнить свои обязательства в рамках данного соглашения и будет вынужден инициировать процедуру банкротства, что, в свою очередь, может привести к чрезвычайной ситуации на территории всего Иркутского района.
В связи с вышеизложенной ситуацией Концедент и Концессионер приняли решение заключить дополнительное соглашение об исключении указанных выше объектов системы водоотведения с. Хомутово из состава объектов концессионного соглашения.
06.09.2019 ООО «Южнобайкальское» со ссылкой на подпункты «б» и «г» пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 обратилось в УФАС по Иркутской области с заявлением о согласовании изменений условий концессионного соглашения.
По результатам рассмотрения указанного заявления УФАС по Иркутской области пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в концессионное соглашение, поскольку представленные Обществом с заявлением документы не подтверждали возникновение таких оснований как неспособность Общества выполнить принятые на себя обязательства по концессионному соглашению и ухудшение положение Общества по сравнению с тем положением, в котором оно находилось на момент заключения концессионного соглашения.
В обоснование оспариваемого решения антимонопольным органом указано на то, что согласно акту приема-передачи от 23.07.2014 к концессионному соглашению, передаваемые объекты, а именно: канализационные сети по адресу с. Хомутово; выгребной септик по адресу <...>; здание КНС по адресу <...>; здание КОС по адресу <...> - находятся в технически пригодном и исправном состоянии. При подписании указанного акта приема-передачи стороны претензий друг к другу не имели. По мнению УФАС по Иркутской области доводы Общества, указанные в заявлении о том, что на территории с. Хомутово нет собственных канализационных очистных сооружений, а также отсутствует необходимое оборудование для очистки сточных вод на КОС с. Хомутово, противоречат вышеуказанному акту приема-передачи.
Кроме того антимонопольным органом указано, что ООО «Южнобайкальское» обязано обеспечить реконструкцию (модернизацию) объектов, находящихся в технически пригодном состоянии, передаваемых по концессионному соглашению, чтобы не допускать сброс неочищенных канализационных сточных вод от КОС, для обеспечения работы канализационной системы с. Хомутово.
Суд не может согласиться с указанными выводами антимонопольного органа в силу того, что материалы дела не содержат доказательств наличия на объекте КОС необходимого инженерного оборудования для проведения очистки сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово на момент передачи объектов муниципального имущества в 2014 году. Таких доказательств УФАС по Иркутской области в ходе судебного разбирательства также не представлено.
Кроме того как следует из представленного в материалы дела «Обследования несущих и ограждающих конструкций и инженерных систем КОС, расположенных по адресу: <...>» от 2017 года (пункт 8.2) инженерные системы и оборудование КОС находятся в аварийном техническом состоянии, а также не соответствуют современным нормам и стандартам, следовательно, не могут быть использованы для эксплуатации. Технологическое оборудование, которое обеспечивает работу КОС, по косвенным признакам отсутствует 5 лет.
Таким образом, обязанность, предусмотренную в рамках концессионного соглашения по реконструкции (модернизации) инженерного оборудования для проведения очистки сточных вод попадающих на КОС с. Хомутово, отсутствующего на объекте в момент передачи муниципального имущества, выполнить Обществом не представляется возможным.
Антимонопольным органом не отражено в оспариваемом решении и не указано в судебном заседании, какое имущество (конкретные объекты) могли быть реконструированы (модернизированы) в рамках концессионного соглашения для обеспечения санитарных и экологических требований водоотведения в с. Хомутово. Кроме того не дана оценка инвестиционной программе и техническому заданию, предусматривающих мероприятия лишь по модернизация КНС.
Довод антимонопольного органа о том, что на момент заключения концессионного соглашения заявитель не мог не знать о запрете сброса неочищенных канализационных сточных вод от КОС с. Хомутово в карьер (на рельеф) суд считает несостоятельным в связи с тем, что деятельность осуществлялась в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения и водоотведения с. Хомутово на 2015-2024 гг., альтернативного способа данная схема не содержала.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Решением Думы Хомутовского МО от 21.02.2013 № 07-38/псд утверждена муниципальная целевая Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Хомутовского МО на 2013-2020 годы».
В главе 5.2. «Характеристики жилищно-коммунального комплекса поселения» отражено, что в части водоотведения в с. Хомутово существуют канализационные сети, КНС в настоящее время не работают. ЖБО и сточные воды автотранспортом перевозятся на территорию КОСов и сливаются на рельеф (стр. 9).
В главе 7. «Перспективы развития системы коммунальной инфраструктуры» указано, что, учитывая бурный рост жилищного строительства на территории Хомутовского МО, а также решения экологических и социальных проблем территории, необходима установка канализационно-очистных сооружений модульного типа.
Определены основные объекты первоочередного строительства и реконструкции сроком до 2014 года, позволяющие подготовить проектно-сметную документацию на строительство модульных канализационно-очистных сооружений.
В таблице 2 «Сводный план программных мероприятий (в ценах 2012 года)» в пункте 2.1. запланировано финансирование ПСД (проектно-сметная документация) на строительство и строительство КОСов (канализационно-очистных сооружений) в размере 75 580 000 рублей из средств федерального бюджета и 4 350 000 рублей из местного бюджета. Финансирование планировалось осуществить с 2016 по 2020 годы.
Решением Думы Хомутовского МО от 23.06.2016 года № 53-220/д «О внесении изменений в решение Думы Хомутовского МО от 21.02.2013 № 07-38/псд» в Программу внесены изменения финансирование в части строительства КОСов на период с 2013 года по 2023 год не предусмотрено.
Согласно актуализированной в 2019 году Схемы водоотведения строительство очистных сооружений в течение всего срока действия концессионного соглашения, вплоть до 2031 года не планируется.
В связи с чем Общество несет дополнительные расходы, связанные с вывозом жидких бытовых отходов посредством заключения договоров со сторонними организациями. Такие расходы не заложены в тариф на водоотведение в силу закона и являются прямыми убытками ООО «Южнобайкальское».
Данное обстоятельство подтверждается пунктом 1.3.1.1. Приложения № 7 к Протоколу заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 25.11.2019 года, в котором указано, что «предприятием заявлены расходы на оплату услуг по вывозу жидких бытовых отходов, цена на которые государственному регулированию не подлежит. Экспертами службы расходы на вывоз жидких бытовых отходов исключены как не относящиеся к регулируемому виду деятельности в сфере водоотведения».
В связи с чем, доводы представителя УФАС по Иркутской области о том, что заявитель должен был предвидеть данные негативные последствия ухудшающие положение Общества при заключении концессионного соглашения, несостоятельны.
На основании изложенного, суд считает, что утверждение новой Схемы водоснабжения и водоотведения с. Хомутово, предусматривающей транспортировку жидких бытовых отходов автомобильным транспортом на КОС г. Иркутска после заключения концессионного соглашения, ухудшает положение Общества по сравнению с тем, в котором оно находилось на момент его заключения. В результате принятия данного нормативного акта концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, что является основанием для изменения условий соглашения и его основанием для его согласования в соответствии с пунктами «б» и «г» пункта 2 Правил.
Довод УФАС по Иркутской области, что заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о корректировке инвестиционной программы в соответствии с пунктом 33 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)водоотведение, утвержденных Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила разработки) является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).
По условиям концессионного соглашения от 27.06.2014 Общество обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества. Предметом концессионного соглашения строительство нового объекта не является.
В соответствии с пунктом 10 Правил разработки в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.
Строительство локальных очистных сооружений в актуализированной в 2019 году Схеме водоснабжения и водоотведения до 2031 года не запланировано.
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Учитывая, что объем инвестиций на реконструкцию всех трех муниципальных образований (Карлукское, Ревякинское и Хомутовское МО) в соответствии с пунктом 2 Приложения № 4 к Соглашению, составляет 27 400 000 рублей, а окупаемость таких инвестиций - 15 лет, увеличение объема инвестиций на 50 000 000 рублей на строительство локальных очистных сооружений только для Хомутовского МО повлечет увеличение срока окупаемости, и изменение существенных условий концессионного соглашения.
Изменение в части предмета соглашения, объекта соглашения, цели и срока использования объекта, срока концессионного соглашения, обязанности сторон по осуществлению деятельности, размера инвестиций будет свидетельствовать о заключении по существу нового соглашения без проведения публичных процедур.
При указанных обстоятельствах выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, об отсутствии оснований, предусмотренных Правилами № 368, для внесения изменений в концессионное соглашение, поскольку представленные Обществом с заявлением документы не подтверждают их возникновение оснований, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательств, в связи с чем у УФАС по Иркутской области отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
С учетом изложенного, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что решение антимонопольного органа от 16.10.2019 № 038/4946/19 не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и нарушает права и законные интересы ООО «Южнобайкальское».
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать УФАС по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Южнобайкальское».
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче настоящего заявления в суд заявителем платежным поручением от 23.10.2019 № 23292 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с УФАС по Иркутской области в пользу ООО «Южнобайкальское».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд,
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения от 27.06.2014 № б/н, выраженное в письме от 16.10.2019 № 038/4946/19, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское».
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Южнобайкальское» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.В. Назарьева