АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
09 августа 2018 года Дело № А19-2683/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2018 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобелевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "БЛАГОУСТРОЙСТВО" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИНАНСОВОМУ ОТДЕЛУ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным бездействия по неисполнению требований, содержащихся в исполнительном листе,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчиков: не явились;
установил:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЛАГОУСТРОЙСТВО" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (далее администрация) по неисполнению требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г., в установленный законом срок, а также с требованием обязать АДМИНИСТРАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" прекратить незаконное бездействие путем исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г.
Определением суда от 21.05.2018г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ".
В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (далее финансовый отдел) по неисполнению требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г., в установленный законом срок,
а также обязать АДМИНИСТРАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" прекратить незаконное бездействие путем исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г.
Уточнения судом приняты.
МУП "БЛАГОУСТРОЙСТВО" своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представили отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признали. Полагают, что требования о признании незаконным бездействия не могут быть предъявлены к АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", поскольку администрация не является финансовым органом. По мнению ответчиков, исполнительный документ должен предъявляться для исполнения в ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", однако финансовый отдел исполнительный лист не получал.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Иркутской области по делу
№ А19-8497/2013 вынесено определение от 29.08.2017г. о применении последствий недействительности сделки и о взыскании с АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" в пользу МУП "БЛАГОУСТРОЙСТВО" денежных средств в размере 1 386 915,50 руб.
На основании указанного определения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии ФС № 013473424 от 26.09.2017г. Названный исполнительный лист направлен заявителем для исполнения в адрес АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (финансово-экономический отдел).
Полагая, что администрацией и финансовым отделом своевременно не приняты меры к исполнению судебного акта, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, а также порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах до момента устранения нарушения,
а также в течение 10 дней информирует взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.
Аналогичный порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений установлен частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Как полагают ответчики, исполнительный документ должен предъявляться для исполнения в финансовый орган муниципального образования, которым в рассматриваемом случае является ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ". По мнению ответчиков, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" не является финансовым органом, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным бездействия администрации, не подлежат удовлетворению.
Между тем, согласно Положению о финансовом отделе Администрации муниципального образования «Усть-Ордынское», утвержденному решением Думы муниципального образования «Усть-Ордынское», финансовый отдел входит в структуру АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ". Следовательно, исполнительный лист может быть предъявлен как к самой администрации, так и к ее финансовому органу.
Кроме того, ранее Арбитражным судом Иркутской области было рассмотрено дело № А19-16617/2017 по заявлению МУП "БЛАГОУСТРОЙСТВО" о признании незаконным бездействия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" по неисполнению определения Арбитражного суда Иркутской области от 28.09.2015г. по делу № А19-8497/2013.
Решением суда от 24.01.2018г. заявленные требования удовлетворены. При этом из решения суда следует, что в ходе судебного разбирательства администрация признала требования заявителя в полном объеме.
Таким образом, администрация признала, что является органом, который осуществляет исполнение требований исполнительных документов, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом.
В рассматриваемом случае исполнительный лист по делу № А19-8497/2013
направлен для исполнения в адрес АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" (финансово-экономический отдел) по адресу: 669001, <...>. Указанный адрес является юридическим адресом как АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ",
так и ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ". Согласно сведениям с официального сайта Почты России об отслеживании почтовых отправлений, корреспонденция получена администрацией 11.10.2017г.
В связи с этим, а также принимая во внимание, что финансовый отдел входит в структуру администрации, располагается по одному адресу с администрацией, следует признать, что исполнительный документ предъявлен надлежащим органам, а довод ответчиков о неполучении исполнительного документа не соответствует материалам дела.
Поскольку исполнительный документ получен ответчиками 11.10.2017г., указанный исполнительный документ должен быть исполнен не позднее 11.01.2018г.
Между тем, из материалов дела следует, что администрация, а также ее финансовый орган не исполнили в установленный срок судебный акт Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-8497/2013 о взыскании с АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" в пользу МУП "БЛАГОУСТРОЙСТВО" денежных средств в размере 1 386 915,50 руб.
Доказательства своевременного исполнения указанных судебных актов ответчиками в материалы дела не представлены.
Бездействие ответчиков привело к нарушению сроков исполнения судебных актов Арбитражного суда Иркутской области и к невозможности получения обществом в установленный срок взысканной задолженности, которую заявитель мог использовать в своей предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие совершение действий, направленных на исполнение судебного акта по делу
№ А19-8497/2013, арбитражный суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным бездействия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ".
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" по неисполнению требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС
№ 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г., в установленный законом срок.
Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ", ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ" прекратить незаконное бездействие путем исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 013473424, выданном во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2017г.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.И. Верзаков