АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-27283/2021
«26» апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 апреля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 29.09.2021 г. № 02-91-14042/21,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;
от ответчика: не явились;
установил:
Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – заявитель, ОАО «ИЭСК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее – ответчик, Министерство) от 29.09.2021г. № 02-91-14042/21 об отказе в подготовке дополнительного соглашения.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил, дополнительных заявлений, ходатайств не представил; в представленном отзыве просил в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания»зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН <***>.
Между ОЛАО «ИЭСК» и Министерством лесного комплекса Иркутской области заключен договор аренды лесного участка №91-394/11 от 08.09.2011г.
По условиям договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 25.04.2014г., Министерство предоставило во временное пользование ОАО «ИЭСК» лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Черемховское районное муниципальное образование, Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Технический участок № 6 (совхоз «Саянский», квартал № 17 (выдел 5) Технический участок № 7 (совхоз «Голуметский»), квартал № 7 (выделы 9,13); Голуметская дача, кварталы № 17 (выдел 8, 9); № 38 (выдел 19); № 39 (выделы 4, 6, 7); № 40 (выделы 6, 7, 8, 13, 14, 16); № 41 (выделы 14, 1, 19, 20, 21, 24); № 42 (выделы 16, 17, 18, 19, 20); № 43 (выделы 7, 10, 11); № 44 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 7); Большебельская дача, кварталы № 89 (выделы 14, 15); № 105 (выделы 3, 4, 5, 10); № 106 (выделы 1, 2, 3, 4); № 107 (выделы 1, 17, 18, 19); № 108 (выделы 9, 10, 11, 15); № 109 (выделы 20, 21, 26, 27, 28, 29); № 139 (выделы 2, 3, 8, 9). Общей площадью 0,1844 га в границах, указанных в акте натурного технического обследования лесного участка от 26.03.2014г., утвержденного Агентством лесного хозяйства Иркутской области от 09.04.2014г.; в плане лесного участка с номером учетной записи в государственном реестре 000278-2014-04. Договор аренды заключен с целью использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – линии электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения (эксплуатация ВЛ35 кВ Голуметь-Новостройка). Срок действия договора 49 лет.
Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением от 09.09.2021г. №01-91-19277/21 о подготовке дополнительного соглашения по уточнению предмета договора аренды лесного участка от 08.09.2011г. №91-394/11 в части внесения в договор сведений о кадастровом номере лесного участка 38:20:000000:434.
Министерство лесного комплекса Иркутской области отказало в удовлетворении указанного заявления, о чем сообщило в письме от 29.09.2021г. №02-91-14042/21. В качестве основания Министерство указало на отсутствие у ОАО «ИЭСК» проектной документации лесного участка.
Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания», считая оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, 09.09.2011г. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ОАО «ИЭСК» заключен договор аренды лесного участка №09-394/11 в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов – эксплуатация ВЛ 35 кВ Голуметь-Новостройка.
25.04.2014г. Министерством лесного комплекса Иркутской области и ОАО «ИЭСК» заключено дополнительное соглашение к договору аренды №09-394/11 от 09.09.2011г. Изменения коснулись среди прочего, формулировки предмета договора, уточнено местоположение лесного участка, площадь и границы спорного лесного участка.
Согласно договору аренды в редакции дополнительного соглашения от 25.04.2014г. ОАО «ИЭСК» передан в аренду лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Черемховское районное муниципальное образование, Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Технический участок № 6 (совхоз «Саянский», квартал № 17 (выдел 5), Технический участок № 7 (совхоз «Голуметский»), квартал № 7 (выделы 9,13); Голуметская дача, кварталы № 17 (выдел 14, 18, 19, 20.21, 24); № 42 (выделы 16, 17, 18, 19, 20); № 43 (выделы 7, 10, 11); № 44 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 7); Большебельская дача, кварталы № 89 (выделы 14, 15); № 105 (выделы 3, 4, 5, 10); № 106 (выделы 1, 2, 3, 4); № 107 (выделы 1, 17, 18, 19); № 108 (выделы 9, 10, 11, 15); № 109 (выделы 20, 21, 26, 27, 27, 28, 29); № 139 (выделы 2, 3, 8, 9) общей площадью 0,1844 га.
09 сентября 2021 года ОАО «ИЭСК» обратилось в Министерство №01-91-19277/21 о подготовке дополнительного соглашения к договору аренды для целей уточнения предмета договора аренды в части приведения площади и местоположения лесного участка к первоначальному предмету договора, то есть к тем параметрам (площадь, местоположение), которые были до заключения дополнительного соглашения от 25.04.2014г., а именно: Иркутская область, Черемховский район, Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Голуметская дача, кварталы № 17 (выделы 8,9); №38 (выдел 19), № 46 (выдела 2, 3, 4, 10); №40 (выделы 6, 7); №41 (выделы 14, 17 ,19, 20, 21, 24); № 42 (выделы 17, 18, 19, 20); № 43 (выделы 7, 10,11); № 44 (выделы 1, 2, 3, 4, 5); Большебельская дача, кварталы № 88 (выделы 9, 19, 11); № 89 (выделы 14, 15); № 105 (выделы 1, 3, 4, 10); № 106 (выделы 1, 2, 3); № 107 (выделы 1, 14, 16,17); № 108 (выделы 9, 10, 11, 15); № 109 (выделы 20, 21, 24); № 139 (выдел 18), общей площадью 0,165 га.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно заявлению ОАО «ИЭСК» обращается с заявлением заключить дополнительное соглашение к договору аренды в целях уточнения предмета договора в части приведения площади и местоположения лесного участка к первоначальному предмету договора.
Таким образом, по убеждению суда, при внесении испрашиваемых изменений в договор аренды изменится местоположение, площадь лесного участка и его количественно-качественные характеристики.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации лесного участка осуществляется при проектировании лесных участков за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик (количественных и качественных).
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории. Проект межевания территории в соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к документации по планировке территории.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации также установлен перечень случаев, при которых обязательно составление документации по планировке территории. При этом, при эксплуатации линейного объекта, подготовка документации по планировке территории не требуется.
Таким образом, ввиду того, что целью договора аренды в рассматриваемом случае, является именно эксплуатация линейного объекта, то проектирование лесного участка в данном случае осуществляется через проектную документацию лесного участка.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
Согласно пунктам 3, 4, 5,6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
В силу части 7 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанной нормы Приказом Минприроды России от 03.02.2017г. №54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки.
В соответствии с пунктом 2 Требований №54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 7 Требований №54 лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
На основании всего вышеизложенного, с учетом давности подготовки договора аренды, а именно – 2011 года, а также наличие к указанному договору дополнительного соглашения, заключенному в 2014 году с указанными в нем сведениями о площади, местоположении и характеристиках лесного участка, которые противоречат сведениям, указанным в заявлении Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» от 09.09.2021г., принимая во внимание, что за период с 2011 года по настоящее время менялись границы лесничеств Иркутской области, в том числе, границы Черемховского лесничества, в пределах которого расположен лесной участок, а также имелась эксплуатация линейного объекта, руководствуясь статьями 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесение изменений в договор аренды, в части, касающейся непосредственно предмета договора, по мнению суда, может быть осуществлено только при наличии подтверждающих изменения обстоятельств документов, к которым относится проектная документация лесного участка.
Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что решение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.09.2021г. № 02-91-14042/21 об отказе в подготовке дополнительного соглашения, соответствует требованиям законодательства, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт Министерства лесного комплекса Иркутской области может быть признан недействительным, отсутствует, в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» следует отказать.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц подлежит уплате в размере 3000 рублей за каждое самостоятельное требование.
При подаче настоящего заявления в суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 9000 рублей по платежному поручению №8022 от 16.12.2021г. Однако, оспаривалось одно решение.
В связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную госпошлину в размере 6000 рублей (платежное поручение № 8022 от 16.12.2021).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина